Русский роман второй половины XIX века (на примере произведений И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, М.Е.Салтыкова-Щедрина – на выбор).




Общая характеристика романа И.А. Гончарова "Обломов" (2)

Все три романа ("Обыкновенная история", 1847, "Обломов", 1859, "Обрыв", 1869) Гончаров рассматривает как цикл, о чем пишет в своей статье "Лучше поздно, чем никогда".

Три романа посвящены соответственно трем десятилетиям русской жизни: "Обыкновенная история" — сороковым годам, "Обломов" — пятидесятым, "Обрыв" — шестидесятым. При этом 1840-е и 1860-е — "буря", а "Обломов" (1850-е) — затишье, или "сон", как пишет автор. Почему "трилогия"? Сюжеты и герои трех романов разные, но проблематика во многом сходная. Существенно, что противопоставляются два социально-психологических типа — мечтатель и прагматик.

"Обломов" как "роман-монография". Так его назвал сам Гончаров. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии.

Гончаров об Обломове: "У меня был один артистический идеал: это — изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие".

В 1838 г. Гончаров пишет юмористическую повесть и называет ее "Лихая болесть". Речь там идет о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, "хандра". Эта "лихая болесть" — прообраз "обломовщины". В 1843 г. в альманахе "Литературный сборник" (его издавали те же авторы, что и журнал "Современник") был опубликован фрагмент из будущего романа под названием "Сон Обломова". Автор задается вопросом: что же такое Обломовка — "золотой век" или гибель, застой? В "сне" преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Вопрос об отношении автора к феномену Обломовки непосредственно связан со спорами о художественном методе

Одна из причин "лихойболести" — несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: "Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится". Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы "лишних людей" в русской литературе. (Приведите примеры аналогичных высказываний Печорина.)

Так же, как Печорин для Лермонтова, Обломов во многом "alterego" Гончарова: "Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю". По его собственному признанию, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. Возможно, творческая активность, способность к творческой самореализации — это то, что отличает Гончарова от Обломова, как и других создателей "лишних людей" от самих "лишних людей" (вспомним Пушкина и Онегина). (Найдите в тексте романа "Евгений Онегин" слова, иллюстрирующие эту мысль.) Полемика с "гоголевским" направлением. Направление русского реализма, вышедшее из недр "натуральной школы" и дебютировавшее в "Современнике", иногда называли "гоголевским". Это выражение придумал Н. Г. Чернышевский. Очевидно, что писатели и критики демократического направления при этом поняли Гоголя узко, односторонне, видя в нем лишь социального критика, обличителя чиновников — взяточников и бюрократов. Это направление противопоставили "пушкинскому", имея в виду столь же условный образ Пушкина и понимая буквально его слова: "Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв". Вообще стихотворение "Поэт и толпа", из которого взяты эти строки, послужило источником недоразумений в идейных спорах эпохи И. С. Гончарова. Во многом надуманная, навязанная Пушкину антитеза "Аполлон Бельведерский — печной горшок" стала своего рода символическим выражением этих споров.

Несмотря на то, что сам Пушкин неоднократно в разных формах утверждал свой идеал поэзии, сочетающий в себе и мысль, и чувство, и нравственный заряд, и совершенство формы (так, чтобы ни один из этих элементов не выделялся чрезмерно и не подчинял себе другие; ср. в романе "Евгений Онегин": "...ищу союза // Волшебных звуков, чувств и дум"), в полемике родилась антитеза: "эстетизм, поэзия чувства и совершенной формы (символом которой считали Пушкина, а его последователей называли приверженцами "чистого искусства", "искусства для искусства") — проза, реализм с уклоном в обличительное бытописательство, гражданственность (символом этого направления считался Гоголь.

Гончаров устами Обломова спорит с Пенкиным, "литератором от реального направления": в Пенкине и подобных ему писателях "нет гуманитета", "уважения к человеку", "один только видимый грубый смех" (намек на Гоголя: в "Мертвых душах" — "видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы"; можно сказать, что Гоголь сам отнес бы себя к "гоголевскому" направлению). А в настоящей литературе "мысль оплодотворяется любовью", литература должна возвышать. Этим этико-эстетическим принципом Гончаров руководствовался при написании собственных произведений. Отношение к герою, исполненное "гуманитета", ощущается и на протяжении всего романа "Обломов".

Д. С. Мережковский в статье "Начала нового идеализма в произведениях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого" (1893) дает Гончарову характеристику, подобную той, которую сам Гончаров дал комедии Грибоедова "Горе от ума". Он пишет о том, что, несмотря на все бытовое правдоподобие созданных Гончаровым образов, они представляют собой самые общие типы, способные "возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного". Именно в этом Мережковский видит проявление символизма как художественного метода. Его мнение интересно именно потому, что он сам жил и творил уже в новую эпоху, ознаменованную прежде всего появлением символизма как литературного направления и как нового метода, получившего исключительное распространение и оказавшего огромное влияние на позднейшее искусство. В контексте статьи видно, что "символизмом" Мережковский называет способность писателя к высокой степени художественного обобщения и типизации, которая в привычной нам терминологии считается как раз признаком реализма.

"Гончаров из всех наших писателей обладает вместе с Гоголем наибольшей способностью символизма... Способность философского обобщения характеров чрезвычайно сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как острие, живую художественную ткань романа и является в совершенной наготе... мечтательный Обломов и деятельный Штольц, — разве это не чистейший и, притом, непроизвольный, глубоко реальный символизм!..", — пишет Мережковский.

Вопрос 14. Общая характеристика одного из романов И. А. Гончарова:

«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

ПЛАН ОТВЕТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: