КТО ПРИДУМАЛ ЧАЙНУЮ ЦЕРЕМОНИЮ?




Китайский зеленый чай «Чистое звучание»

 

Богатство витаминов и минералов

Описание

Первозданный неферментированный чай. Высушен по уникальной технологии, сберегающей все полезные вещества, заложенные в свежем чайном листе. Удивительно богат витаминами, минералами и ферментами.

Китайский зеленый чай «Золотой женьшень»

 

Бодрость и жизненный тонус

 

Описание

Обогащен природным адаптогеном и иммуностимулятором – женьшенем, благодаря чему приобретает пикантный вкус и повышенные полезные свойства. Бодрит, увеличивает работоспособность, повышает жизненный тонус.

 

 

Китайский зеленый чай «Аромат весны»

 

Идиллия вкуса и аромата

 

Описание

Уникальный слабоферментированный чай, не имеющий аналогов за пределами Китая. Обладает совершенно особым многогранным цветочным ароматом.

 

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ


Приготовление чая –

занятие не из обыденных.

Для этого потребен подходящий человек,

который достоинством своим

был бы равен достоинству чая.

Такой человек должен обладать душой

возвышенного отшельника,

хранящего в себе красоту туманной дымки,

горных ключей и могучих скал.

 

Лу Шушен, XVI век:


На Востоке верят, что точное соблюдение разнообразных и многочисленных ритуалов вносит в жизнь порядок и смысл. Не только в жизнь каждого конкретного человека, но и всей Вселенной. Не так важно, какой ритуал совершается. Главное – стремление к совершенству, которое присутствует в любом ритуальном действии. Чаепитие в Китае – это гораздо больше, чем просто употребление напитка. Рамки этого ритуала выходят далеко за пределы таких понятий, как вкус, аромат, эстетика или мастерство. Чаепитие – это один из многочисленных способов достижения внутренней гармонии, поиска своего места в жизни. Чайная церемония (в Китае она называется гунфу-ча) по своей природе не может быть суетливой, производиться впопыхах, между прочим. К этому действу относятся всерьез, оно требует вдохновенного, осмысленного подхода. В Китае говорят, что чайная церемония – это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространств и состояний.

КТО ПРИДУМАЛ ЧАЙНУЮ ЦЕРЕМОНИЮ?

Так приоткроется подлинный вкус,

И волшебство совершится.

Кто породил его? Маленький куст

Подле великой вершины.

Вэй Ин-У


Листья чая (или камелии японской) заваривали в Китае с незапамятных времен. Однако честь систематизации знания о чае, местах его произрастания, приготовления воды для него и о том, что сейчас, собственно, называется чайной церемонией, принадлежит мастеру Лу Юю, автору знаменитого «Трактата о чае» («Ча цзин»). Лу Юй (733-804 гг. от Р. Х.) родился в Фучжоу при династии Тан (618-907 гг. от Р. Х.), в годы расцвета классической китайской культуры. Детство свое он провел в буддийском монастыре, но в двадцать лет сбежал оттуда с труппой бродячих артистов. В молодости Лу Юй объездил всю Поднебесную, по дороге собирал различные виды чая, пробовал воду, изучал местные обычаи употребления этого напитка. В странствиях протекли семь лет, после чего Лу Юй поселился в горах отшельником, где писал свой «Ча цзин» и другие произведения, в том числе и весьма изысканные стихи.
Танский государь Дай Цзун неоднократно пытался призвать его на службу, однако Лу Юй каждый раз не являлся ко двору, предпочитая спокойное существование меж гор и вод.
После кончины Лу Юй был возведен в сан чайного божества, покровителя искусства приготовления чая. Его изображения ставятся рядом с чайными принадлежностями при проведении церемонии, ему же ставится первая чашка чая.

О ВОДЕ ДЛЯ ЧАЯ


При заваривании чая на первое место древние ставили качество воды. В трактате эпохи Мин говорится, что если нет хорошей воды, то нечего и говорить о чае.
О чудесных способностях Лу Юя оценивать чай и воду ходили легенды. Однажды правитель округа, наслышанный о мастере, приехал к нему в гости. Он послал стражника за водой из Наньлина, которая, как говорили, обладала чудесными свойствами. Когда стражник вернулся, Лу Юй зачерпнул воду и заметил, что ее брали у берега. Но стражник поклялся, что черпал с лодки самую лучшую воду с середины реки. Лу Юй стал переливать воду в котел и, дойдя до половины, остановился, воскликнув: «А вот настоящая наньлинская вода!». Тогда стражник упал перед собравшимися на колени и признался, что, приставая к берегу, по неосторожности пролил часть и набрал несколько черпаков на мелководье. Разумеется, присутствующие пришли в восторг от величайшей прозорливости мастера.
Нынешним врагом номер один хорошего чая можно назвать водопроводную воду. Тяжелые металлы, пестициды, хлорорганика (в том числе знаменитый диоксин, которым в свое время американцы травили вьетнамцев) – вот далеко не полный перечень присутствующих в ней веществ. Пройдя километры по старым заржавелым трубам, вода становится непригодной не только для заваривания чая, но и вообще для питья. Поэтому лучше пропускать ее через хороший фильтр или покупать воду в канистрах с низким уровнем минерализации, то есть мягкую.
Вторым по важности компонентом чайного действа является приготовление кипятка. Лу Юй выделял несколько стадий закипания. Вначале потихоньку нарастает «шум ветра в соснах», затем на поверхности появляются пузырьки – «рыбьи глаза». Когда побежали «жемчужные нити», кипяток можно снимать с огня – это самая лучшая пора для заваривания чая. Когда вода бурлит, «вздымаются волны», вода уже старая, тяжелая и для чая не годится.
В свете древнего знания, врагом номер два хорошего чая предстают электрочайники – в них вода кипит довольно долго, пока сработает реле. Электрический чайник можно использовать, если поднять крышку, внимательно наблюдать за процессом и вовремя отключить его вручную.

СУХОЙ, КАК ЛИСТ...


Теперь следует сказать о третьей составляющей чайного искусства – чайном листе. По степени ферментации различают чаи белые, зеленые, желтые, улунские, красные и черные (пуэры). Белый чай, как следует из его названия, наименее ферментирован. Чайная почка с двумя листочками лишь подвяливается на солнце и сушится. Самая сильная ферментация у пуэров. Это единственный чай, вкус и полезные свойства которого, как и у вина, со временем не ухудшаются, а растут.
Кроме того, существуют цветочные чаи с добавлением цветков жасмина, хризантемы, персика и т.д., прессованные чаи. Каждый вид включает в себя множество различных сортов: от трех до нескольких десятков наименований, а те, в свою очередь, делятся на разновидности, в зависимости от времени сбора и качества листа. Одних только знаменитых зеленых чаев, абсолютно не похожих ни по вкусу, ни по виду чайного листа, в Китае несколько десятков.
Соответственно, врагом номер три настоящего чая является... да, именно тот самый чай, что продается у нас в обычных магазинах! Смею утверждать, что ни один из них не соответствует китайским стандартам.
В последние годы в России, особенно в столицах, стали появляться чайные клубы, где продают элитные чаи, проводят и обучают чайной церемонии. Но и там к выбору следует подходить критически, чтобы не купить застарелый, потерявший энергию чай.
О полезных свойствах чая в трактатах написано очень много. В «Шэнь нун бэньцао цзин», содержащем описания лекарственных трав, говорится, что чай «добавляет человеку ума, дает возможность меньше спать, делает тело легким и проясняет зрение… устраняет мокроту и жар, придает силы». Однако все вышесказанное относится только к качественному горячему чаю. Модный нынче холодный чай, по мнению древних авторов, наоборот, вызывает застой холода и образование мокроты.

ЧАЙНАЯ ПОСУДА


Наиболее древней и традиционной посудой для чаепития считается керамическая. Самые древние образцы датируются шестым тысячелетием до Рождества Христова. Считается, что лучшая чайная утварь производится в городе Исине (провинция Цзянсу). Там находятся уникальные месторождения цветных глин. Знаменитые исинские чайники выдерживают высокую температуру и не пропускают воду, хотя и не покрыты глазурью. Повторить эту технологию пока не удавалось нигде в мире. Посуда из Исиня считается наиболее подходящей для чайной церемонии, а чайники работы известных мастеров ценятся на вес золота.
Изобретение фарфора прославило Китай на весь мир. Большую роль в его распространении сыграла и мода на употребление чая. Наиболее древним является сине-зеленый фарфор цинци, появившийся еще в эпоху Инь (1401-1122 гг. до Р. Х.). Его цвет подчеркивает благородный оттенок зеленого чая, а любование цветом чайного напитка составляет неотъемлемую часть ритуала. После XII века н.э. в моду вошел черный фарфор, а в XIV веке фарфор стал преимущественно белым, как в наши дни.
Первые в мире стеклянные приборы для чаепития, относящиеся к эпохе Тан (618-907 гг. н.э.) были обнаружены при раскопках в подземном дворце на территории буддийского храма Фамэнь в провинции Шэньси. Прозрачная посуда позволяет наблюдать за всеми стадиями заваривания чая, доставляя эстетическое наслаждение процессом раскрытия чайных листьев. Однако стеклянная посуда сравнительно хрупка и сильно нагревается, что делает ее не совсем удобной.
Какая же посуда наиболее подходит для чая? В старинных трактатах сказано, что свойство керамики – удерживать, тогда как фарфора – отдавать. Поэтому пить любой чай предпочтительно из фарфоровых чашек небольшого размера. Что касается заваривания чая, все зависит от его сорта. Фарфор лучше сохраняет и передает аромат жасминового чая. Для приготовления улунов идеальна исинская керамика. Красному чаю подходят и фарфоровая чайвань (пиала с крышкой), и исинский чайник. Молодые зеленые и белые чаи рекомендуется заваривать в фарфоре или стекле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: