Управление - это процесс, который состоит из таких элементов:
Планирование>Организация>Мотивация>Контроль.) органы управления.
Управления финансовой деятельностью в стране осуществляют такие органы и организации.
ВРУ - является главным органом законодательной власти, который разрабатывает и принимает все законы в том числе и по финансовым вопросам, утверждает государственный бюджет, контролирует его выполнение и регулирует внутреннюю и внешнюю финансовую политику.
Президент - гарант конституции восполнения законов, визирует законы верховной рады. У президента есть право ВЕТО, закон оформляется на формулировку.
Кабмин - это высший орган исполнительной власти, который через профильные министерства регулирует деятельность финансовой системы страны.
Министерство финансов - выполняет политику государства в частности финансовых взаимоотношений. Одним из существенной функции минфина состоит из формирования проекта гос бюджета:
1) Обеспечивает выполнения бюджета через подведомственные органы.
2) Составляет отчет о выполнении бюджета.
3) Контролирует гос долг, обеспечивает защиту финансовых интересов государства.
4) Разрабатывает предложение об усовершенствовании налогового законодательства.
5)Контроль за внутренним и внешним долгом, мониторинг деятельности международных финансовых организаций и определения целесообразности вхождения их в Украине.
К организациям подчиняющиеся мин фину относится:
1) Контрольно-ревизионная управление - контролирует поступление и расходования бюджетных средств государственными организациями.
2) Контролирует правильность бух учета на предприятии
3) Разрабатывает предложения по улучшению финансового состояния предприятия.
Казначейство - подчиняется министерсво-финансам.
Казначейство:
- Контролирует доходы и расходы государственных предприятиях.
- Осуществляет контроль за распределением бюджетных средств.
- Контролирует введение наличных и безнал расчетов гос предприятий
Государство налоговая администрация.
- Осуществляет контроль за правильностью, полнотой и своевременностью выплаты налогов.
- Проводит объяснительную работу среди плательщиков.
- Введение государственного реестра физических лиц, плательщиков налога. И единого банка данных проплателщиков юридическихлиц
- Занимается изысканием источника дохода бюджета
Местные органы самоуправления управляют местные финансы а именно:
1)Формируют и контролирует местный бюджет.
2) Регулирует ставки местных налогов.
3) Регулируют местные цены.
4) Управляет кредитами и выпуском ценных бумаг.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Планирование - это определение показателей деятельности на будущий период на основании данных предыдущих периодов.
Планирование бывают:
Краткосрочное
Среднесрочная(5 лет)
Долгосрочная(от 5-10)
При этом краткосрочное являются обязательным и представляют собой фин. план на следующий год.
Прогнозирование - это определение тенденции развития какого либо объекта на основании математической зависимости.
Основными функциями финансового планирования на уровне государства, является:
1) Планирования финансовой политики, стратегии и тактики и совершенствования законодательной базы в соответствии с планами.
2) Определение доходной и расходной части бюджета для предотвращения его дефицита.
3) Оптимизация расходов на социальные нужды.
4) Установка рациональных методов привлечения средств в бюджет.
Финансовый контроль и его виды:
Обязательным элементом процесса управления является контроль
Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по проверке выполнения намеченных финансовых планов, а так же выявлению фактов и причин отклонения от плана в любую сторону.
Принципы финансового контроля:
• Независимость и не заинтересованность проверяющего органа.
• Принцип гласности, то есть открытость результата проверки.
• Принцип действенности, то есть по результатам контроля принимаются определенные меры.
• Регулярность.
• Принцип объективности- контроль должен быть основан на существующем законодательстве.
Различают такие виды и формы контроля:
По уровню проведения:
1) Государственный
2) Муниципальный
3) Ведомственный
4) Внутри хозяйственный контроль
По сфере контроль делится на:
Бюджетный (соблюдения норм бюджетирование)
Налоговый (правильность полнота и своевременность)
Валютный (
Контроль за лимитом кассы
По форме проведения контроль бывает:
Предварительный
Текущий
Заключительный
Предварительный - это установка норм, правил нормативов и т п
Текущий - контроль в процессе выполнения работ
Заключительный контроль - осуществляется в конце календарного года или в конце периода работы.
Ревизия - всесторонний и глубокий анализ финансового состояния исследуемого объекта.
Ревизия и ее виды.
Ревизия – это форма документального контроля за деятельностью предприятия которая преследует такие цели:
1) Определение законности деятельности
2) Законности производства продукции или предоставления услуг.
3) Наличием регистрации и учредительных документов и финансовой отчетности.
4) Проверка полноты и своевременности уплата налогов и платежей.
5) Выявление недобросовестного поведения финансовой отчётности, недостачи, растраты, хищения и т.п.
6) Предотвращение правонарушений и проведение воспитательной работы сотрудников.
В результате ревизии делается заключение об эффективности, законности работы предприятия, а так же адекватности финансовой отчетности.
Аудит - это процедура независимой оценки деятельности предприятия с целью определения:
• Достоверности финансовой отчётности
• Эффективность деятельности предприятия в данном рыночном сигменте;
• Целесообразность дальнейшей деятельности;
Ревизия может отличатся по таким признакам:
1. По признаку проверяющий органов:
• внутри ведомственная
• Вне ведомственная(КРУ, мирфином, гос км статьи, прокуратурой, и пр. организациями.
В Плановой ревизии проводятся:
Стихийные бедствия
Массовые волнения и войны
Определения взаимосвязей финансовых показателей финасновых показателей
Проверка отдельных вопросов
Своевременность выплаты налогов и тп.
Повлекшую недовыполнения доходной части бюджета или перерасход расходной части
Доходы Расходы
Налоги с юр и физ лиц
НДС и акцизы
Доходы от продажи полезных ископаемых
Расходная часть бюджета:
• Содержание аппарата управления страной;
• Содержание армию МВД, МЧС;
• Содержание социальных и культурных объектов(школы, институты, театры)
• Капитальное строительство;
• Обслуживание гос долга;
• Формирование золото валютного запаса;
• Расходы на социально- защищенные статьи;
• Расходы на экологические программы;
• Представительские расходы государства;
• Расходы на делегации;
Принципы формирования бюджетной системы:
1. Единство законодательной базы и валютной единицы;
2. Принцип сбалансированности;(расходы должны соответствовать доходам), возможно предусмотрение бюджетного дефицита,профицита;
3. Принцип самостоятельного обеспечение доходной части(возможны субсидирования сфер деятельности или регионов);
4. Принцип полноты(бюджет должен включать все возможные доходы и все необходимы расходы)
5. Принцип обоснованности(любые статьи доходов и расходов должны быть обоснованы статистикой и динамикой);
6. Принцип эффективносии- бюджет должен быть составлен максимально эффективно(чтобы избежать уклонение от налогов, ил нехватки бюджета в конце года);
7. Принцип целевого использования средств;
8. Принцип публичности и прозрачности(бюджеты всех уровней доступные в печати)
9. Принцип ответственности участников бюджетного процесса;
Формирование проэкта бюджета на следующий год начинается не позднее марта текущего года(Минфин)
В случае нет своевременного принятия бюджета финансовая система работает следующим образом:
Все расходы осуществляют по объемам расходам аналогичного периода прошлого года
Финансирование осуществляется в размере 50% от аналогичных периодов прошлого года, полностью замораживаются расходы на капитальное строительство, финансируется только расходы на ликвидацию последствий ЧП.