Этика политических институтов и политических добродетелей как составляющие политической этики. Основные проблемы современной политической этики

политическая этика, с одной стороны, как этика социальная, задаётся вопросами о благости законов, порядков, институтов, а с другой, - как этика индивидуальная, она задается вопросами о желаемом, нравственном качестве действующих лиц. То есть, она должна быть одновременно этикой институтов, и этикой добродетели. Институты и добродетель служат друг другу опорой: институты стабилизируют человеческое поведение извне, добродетель – изнутри.

Институты можно осваивать, осмысливать, использовать, эксплуатировать, даже злоупотреблять ими. Значение институтов не следует ни недооценивать, ни переоценивать. Они обеспечивают социальной жизни определённую стабильность и безопасность, действующим лицам – ориентацию. Поэтому они требуют бережного к себе отношения. В тоже время законы и институты не следует и переоценивать. Они, как уже говорилось, стабилизируют человеческое поведение, воздействуя на него извне. «Они хотя и выдвигают этические притязания, однако не властны над нравственном существом человека. Назначение права институтов обеспечивать необходимый для жизни в обществе минимум морали. Они призваны гарантировать в сообществе внутренний мир, но не должны притязать на моральное совершенствование людей, их перевоспитание, создание нового человека. Институты являются наилучшими, когда они не предполагают какой-то необыкновенной морали граждан, когда они напротив, позволяют людям бороться за свои интересы, пользоваться правами, и именно этим содействовать общему благу.

политическая этика, должна быть политической этикой добродетели. Это значит, что она должна задаваться вопросом о нравственных качествах, какие необходимы субъектам политического действия, чтобы соответствовать сущности политического

При всей ответственности институтов перед индивидом, (они обеспечивают ему возможность отстаивать свои интересы) сам индивид должен обладать нравственными качествами, способностями и готовностью даже в конкуренции по-доброму обходиться с другими. Речь идёт сейчас о тех нравственных задатках, каких требует от граждан и политиков совокупность институционных образований свободного строя, дабы она могла выполнять своё назначение. Речь идёт о фигуре политически мыслящего и действующего гражданина государства.

Добродетели нельзя теоретически научиться. Добродетель есть ставшее привычкой нравственное поведение; это – состояние деятельного человека, это благоприобретенное качество практического разума. Нравственно отвечающим добру, является поступок: а) проистекающий из глубокой внутренней убеждённости и соответствующий нравственным принципам и нормам; б) нравственно справедливый, то есть соответствующий данной ситуации и конкретному делу. Тут важно учитывать окружение и действовать в соответствии с ним: то есть чувством ответственности, задумываться над последствиями своих действий (равно бездействия). Это является весьма важным с точки зрения политической этики.

Современные требования этики президентства и парламентской (депутатской) этики. Проблема предупреждения конфликта интересов в парламентской этике.

Итак, важнейшее требование депутатской этики быть самим собой, не выступать чужим рупором и особенно слепым орудием. «Депутат должен иметь и тем более высоко нести свои честь и достоинство, завоевывать авторитет и престиж в стране, регионе, округе эффективной работой, не заменять ее суетой и видимостью стараний, быть принципиальным и последовательным до конца».

Депутатская этика в полной мере, как и к любому гражданину, предъявляет требования следования закону, морали, совести к каждому депутату. Вместе с тем эти требования вполне можно считать повышенными по отношению к депутату, так как он, как мы уже отметили, должен стремиться к идеалу гражданина и патриота страны.

От депутата надо ожидать уважительного отношения к людям, к своим избирателям, общественным организациям и движениям. Трудно понять тех, кто на стадии подготовки выборов многое обещает, а получив мандат, пренебрежительно относится к избирателям, отмахивается от их обращений и наказов. Кстати, нередко, что уже видно и по нашей парламентской практике, именно такие депутаты склонны лицемерить, в своих выступлениях ссылаться на «мнение избирателей», которого они не выясняли, на то, что они выступают «по поручению избирателей», и т.д. Этика депутатов предполагает отказ от спекуляций на данную тему, оперирование только действительно выявленным общественным мнением. Всякого рода пропагандистская шумиха, создающая видимость радения депутата об интересах избирателей, трудовых коллективов, общественных организаций, нежелательна.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...