Административная этика как профессиональная этическая система государственной и муниципальной службы: предмет и специфика




Предметом административной этики как отрасли научных знаний являются: моральные нормы, принципы и идеалы, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей профессиональной деятельности; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии в государственном аппарате.

Административная этика – это вид профессиональной этики, наука о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления.

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека.

Функции административной этики – социально-нравственная ориентация, моральное регулирование, воспитание, по большому счету – обеспечение прочности, авторитета, исторической дееспособности государства и его структур.

Принять правильное и грамотное решение управленец может только в том случае, если будет опираться не только на профессиональные знания и опыт, но и на этические принципы и традиции, господствующие в обществе, государстве и в данном учреждении.

Прежде чем принять решение, необходимо просчитать его ближайшие и отдаленные последствия для имеющих к нему отношений людей, представить себе тяжесть нравственного бремени обязательств, которые возлагаются на исполнителя в результате принятия решения, оценить степень ответственности, в том числе и нравственной, за результаты принятого решения.

Мировой опыт показывает, что вместе с профессионализмом государственных служащих от них требуются такие моральные качества, как: честность, ответственность перед законом, стремление к совершенству в работе, уважительное отношение к гражданам, самодисциплина и нравственность. Административная этика представляет собой совокупность моральных ценностей, принципов, норм и представлений, которыми руководствуются руководители государственных органов и государственные служащие в своей профессиональной деятельности.

Для обеспечения соблюдения административной этики необходима система управления и контроля. Административная этика, прежде всего, через моральные аспекты, связанные с деятельностью государственного аппарата ищет ответ на вопросы: что является правильным или неправильным в поведении государственных служащих, каковы мотивы и условия их этического поведения и что необходимо делать для формирования у них высоких моральных принципов.

Административная этика должна рассматриваться как:

1. как эффективное и прозрачное управление при организации государственной службы, обеспечение прав и ответственности персонала, заполнение вакансий на честной конкурсной основе, продвижение на принципах учета заслуг;

2. как соблюдение конституционных норм и административных процедур;

3. как реализацию принципа иерархической подотчетности в управленческих структурах;

4. как взаимосвязь между внутренней ответственностью и внешней подотчетностью;

5. как конфликт интересов, когда возникает противоречие между профессиональным долгом и личными, групповыми интересами, корпоративных и общественных интересов.

12. Проблема этики в государственном и муниципальном управлении на современном этапе: основные подходы и решения.

В последнее время интерес к этике государственной и муниципальной службы отмечается во всех странах и регионах. Большинство специалистов сходится во мнении, что сегодня эта проблема остро встает как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем, ее острота и актуальность характерна для всех без исключения уровней управления – государственного, регионального, местного и международного. Это объясняется тем, что государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью разрешения сложных этических и моральных проблем. К ним, как уже отмечалось, относятся и проблема расходования государственных средств, и проблема перехода государственных служащих в частный сектор, и этические аспекты оказания влияния (проблема лоббирования), получения подарков и др.

Исходя из этого, во многих странах предпринимаются усилия по формированию у государственных и муниципальных служащих таких качеств, как ответственность перед законом, честность, нравственность, стремление к совершенству в работе, самодисциплина, уважительное отношение к гражданам. Главное, что всегда требуется от служащего – быть ориентированным на общественные интересы и ценности. Сложность проблем административной этики во многом объясняется теми новыми явлениями, которыми отмечен современный этап развития государственной и муниципальной службы. Как уже отмечалось, за последние 20 лет изменились

сами условия, в которых такая служба осуществляется. На первый план выступают новые ценности, в государственной и муниципальной службе изменяются приоритеты. Так, если раньше этика государственного управления рассматривалась преимущественно с сугубо практической точки зрения, предполагающей, что служащие должны заботиться в первую очередь об экономических результатах и действенности своих решений, то сегодня должностные лица играют все большую роль в формировании и проведении государственной политики. Поэтому помимо инструкций, с помощью которых регулируется их деятельность, они обязаны руководствоваться также собственным пониманием моральной ответственности и права на свободу действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: