гурау гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура-гане




Сва-мантре шри-намни враджа-нава-йува-двандва-шаране

Сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитарам

Айе свантардхаташ чатубхир абхийаче дхрита-падах

На дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру

Врадже радха-кришна-прачура-паричарйам иха танух

Шачи-сунум нандишвара-пати-ситатве гуру-варам

Мукунда-прештхатве смара падам аджасрам нану манах

Йадиччхер авасам враджа-бхуви са-рагам прати-джанур

Йува-двандвам тач чет паричаритум арад абхилаше

Сварупам шри-рупам са-ганам иха тасйаграджам апи

Спхутам премна нитйам смара нама тада твам шрину манах

Асад-варта-вешйа висриджа мати-сарвасва-хараних

Катха мукти-вйагхрйа на шрину кила сарватма гиланих

Апи тйактва лакшми-пати-ратим ито вйома-найаним

Врадже радха-кришнау сва-рати-мани-дау твам бхаджа манах

Асач-чешта-кашта-прада-виката-пашалибхир иха

Пракамам камади-праката-патхапати-вйатикаранаих

гале баддхва ханйе`хам ити бакабхид вартмапа-гане

Куру твам пхуткаран авати са йатха твам мана итах

Аре четах продйат-капата-кути-нати-бхара-кхара-

Кшаран-мутре снатва дахаси катхам атманам апи мам

Сада твам гандхарва-гиридхари-пада-према-виласат-

Судхамбходхау снатва свам апи нитарам мам ча сукхайа

Пратиштхаша дхришта швапача-рамани ме хриди натет

Катхам садху-према сришати шучир этан нану манах

Сада твам севасва прабху-дайита-самантам атулам

Йатха там нишкасйа тваритам иха там вешайати сах

Йатха душтатвам ме дарайати шатхасйапи крипайа

Йатха махйам премамритам апи дадати уджджвалам асау

Йатха шри-гандхарва-бхаджана-видхайе прерайати мам

Татха гоштхе каква гиридхарам иха твам бхаджа манах

Мад-иша-натхатве враджа-випина-чандрам враджа-ване-

Шварим тан-натхатве тад-атула-сакхитве ту лалитам

Вишакхам шикшали-витарана-гурутве прийа-саро-

Гириндрау тат-прекша-лалита-рати-датве смара манах

Ратим гаури-лиле апи тапати саундарйа-киранаих

Шачи-лакшми-сатйах парибхавати саубхагйа-баланаих

Ваши-караиш чандравали-мукха-навина-враджа-сатих

Кшипати арад йа там хари-дайита-радхам бхаджа манах

Самам шри-рупена смара-виваша-радха-гирибхритор

Врадже сакшат-сева-лабхана-видхайе тад-гана-йуджох

Тад-иджйакхйа-дхйана-шравана-нати-панчамритам идам

Дхайан нитйа говардханам анудинам твам бхаджа манах

Манах-шикша-даикадашака-варам этам мадхурайа

Гира гайатй уччаих самадхи-гата-сарвартха-тати йах

Са-йутхах шри-рупануга иха бхаван гокула-ване

Джано радха-кришнатула-бхаджана-ратнам са лабхате


Первый Стих

Перевод

 

О моя непостижимая внутренняя сущность, мой дорогой брат ум. Я смиренно падаю ниц перед тобой. Удерживая твои стопы, я умоляю тебя, пожалуйста, оставь всякую гордыню и полностью предайся Шри Гуру, духовной обители Враджа- дхаме, жителям Враджи, всем вайшнавам, преданным Господа, саттвика-брахманам ‚ святому имени Всевышнего Господа, вечно новой и юной Божественной Паре цветущей красоты, Шри-Шри Радхе и Кришне, и, таким образом, быстро прояви возвышенную привязанность к Ним.

 

Шри Бхаджана-дарпана

 

Смиренно припадая к лотосным стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, которого почитают во всей вселенной, как духовного учителя, я начинаю эту «Шри Бхаджана-дарпану», которая является комментарием на его книгу «Шри Манах-шикша». Шрила Рагхунатха разорвал все семейные привязанности и принял полное прибежище у лотосных стоп Господа Гауранги, который пришел в Кали-югу, как самое щедрое воплощение Всевышнего Бога. По просьбе Господа Гауранги Шрила Сварупа Дамодара Госвами открыл Рагхунатхе дасу Госвами все неясные умозаключения священных писаний по науке беспримесной преданности. Следовательно, эти двенадцать стихов «Шри Манах-шикши» есть источник жизни и вдохновение для всего общества Гаудия вайшнавов, ибо, наставляя свой собственный ум, Шрила Рагхунатха даса Госвами учит всех Гаудия вайшнавов. Это весьма важный духовный вопрос: что является важнейшей обязанностью живого существа, когда оно наконец развивает искреннюю веру в темы сознания Кришны, веру, которая сама есть результат такого большого благочестия? «Шри Манах-шикша» отвечает на этот важный вопрос, а в «Шри Бхаджана-дарпане» каждый вопрос в этих стихах объясняется подробно и раскрывается весь внутренний эзотерический смысл.

 

Два типа духовных учителей

 

Есть два типа духовных учителей: дикша-гуру и шикша-гуру. Беспримесный преданный, который полностью разрушил все анартхи ‚ или нежелательные устремления в сердце, распространяя трансцендентное знание священной связи с Господом Шри Кришной, известен, как дикша-гуру. А чистый преданный, который наставляет и руководит учеником в доверительном служенииШри-Шри Радхе и Кришне — это шикша-гуру. Оба являются проявлениями Кришны и равны во всех отношениях, и им обоим следует оказывать высочайшее почтение, как объектам поклонения и любовного служения.

 

Вриндавана-дхама и преданные

 

Шри Враджа-дхама — это святая обитель трансцендентных любовных игр Шри-Шри Радхи и Кришны. Гокула, Вриндавана, Нандаграма, Говардхана, Йавата, Радха-кунда и Шьяма-кунда — это некоторые из многих различных мест во Врадже, где Они совершали Свои лилы.

Шри Враджа- баси-джана — это чистые преданные, которые в настоящее время живут в этой священной дхаме и оказывают любовное служение Шри-Шри Радхе и Кришне. Они не стремятся даже на Вайкунтху, что же говорить о желании какого-то чувственного удовольствия или освобождения. Для того, чтобы оказывать любовное служение Божественной Паре, они живут во Врадже лично или в медитации, и поэтому они считаются преданными очень высокого уровня, или наиболее продвинутыми уттама-адхикари.

Суджаны — это преданные, которые принадлежат к четырем вайшнавским сампрадаям. Многие из них живут во Врадже, но не в своих духовных формах. Это значит, что они присутствуют во Врадже, но не поклоняются Шри-Шри Радхе и Кришне в настроении игр Вриндаваны. Вместо этого они поклоняются Радха-Кришне в настроении Рукмини-Дваракадиши в Двараке или как Лакшми-Нараяне — с чувствами благоговения и почтительности. Как промежуточные преданные, они называются мадхьяма-адхикари.

Брахманы, точно следующие принципу варнашрама-дхармы, изучающие науку вайшнавизма, известны, как бхушураганы. Они являются преданными-неофитами, или каништха-адхикари.

 

Инициация и мантры

 

Мантра, которую ученик получает непосредственно от своего духовного учителя, известна как сва-мантра, первоначальная, или главная мантра. Для того, чтобы гарантировать духовный успех, ее следует усердно воспевать. Хари, Радха-канта, Кришна, Говинда и т.д. — это главные имена Всевышнего Господа. Когда он призывает Патита-павану, параматму, брахмана и т.д., эти имена известны, как Его косвенные, или вторичные имена. Следует принять убежище главных имен Господа, в особенности, маха-мантру:

харе кришна, харе кришна, кришна кришна, харе харе

харе рама, харе рама, рама рама, харе харе

Предание без притворства

 

Шрила Рагхунатха даса Госвами определяет предание, как внешний признак внутреннего развития беспримесной любви и привязанности к лотосным стопам Шри-Шри Радхи и Кришны. Иллюзия, лживость, притворство, невежество, неискренность и совершение оскорблений есть различные аспекты гордыни. Ибо в практике бхакти, или преданного служения, развитие других желаний и стремлений, нежели те, что увеличивают чистую любовь, считается притворством. Когда существует преобладание действий ради результатов, эмпирического знания или практики йоги в выполнении бхакти, невежество возрастает и является причиной потери какого-либо истинного знания, которое человек приобрел. Другими словами, когда служение Радхе и Кришне осквернено любым отрицательным или неблагоприятным настроением или практикой, оно покрывается майей, или иллюзией. Это все препятствия, которые должны быть удалены с пути чистой бхакти так, чтобы человек освободился от ложной гордости рождения в варнашрама-дхарме, материальных достоинств и забывчивости своей изначальной духовной сущности.

 

Самоосознание — это чистая привязанность

 

Следовательно, самоосознание, или отождествление с духовной сущностью — это чистейшая форма привязанности. Изначальное, и поэтому конституциональное, положение живого существа есть положение вечного слуги Шри Кришны. Именно только благодаря силе иллюзии и материальной обусловленности душа развивает привязанность к преходящим материальным вещам. Так как Господь Кришна — это Душа душ, или Сверхдуша, привязаться к истинной жизни можно только на платформе чистой преданности Всевышнему Господу. Насколько привязанность сосредотачивается на сознании Кришны, до такой степени она известна, как возвышенная привязанность.

Дело в том, что надо очень стараться развить этот вид привязанности к Господу Кришне и преданному служению Ему, никогда не удовлетворяясь и думая: «Если удача благосклонна ко мне, это произойдет автоматически.» Когда мы выполняем практику бхакти-йоги в обществе чистых преданных, наша внутренняя духовная сила постепенно проявляется все больше и больше, а результаты деятельности ради плодов начинают рассеиваться. Таким образом, практикующий садхана-бхакти без сомнения привлечет милость чистых преданных и Самого Всевышнего Господа Кришны.

 

Общение приводит к вере и инициации

 

Ценный духовный совет в этом смысле таков: пока результаты деятельности ради плодов не ослаблены очищающим общением со святыми личностями, шраддха, или вера, не прийдет. Без должной веры человек остается неквалифицированным, чтобы слушать трансцендентные темы и, таким образом, усваивать духовные наставления. Однако, если вера пробуждается в его сердце, его самый первый шаг — принять инициацию от настоящего дикша-гуру, чтобы получить мантру для постоянного поклонения и чтобы оказывать любовное преданное служение Божественной Паре Шри-Шри Радхе и Кришне. Следует воспевать эту мантру и поклоняться как инициирующему, так и наставляющему духовному учителю с великой преданностью, никогда не думая, что гуру — это просто великий святой, а скорее, что он — самый близкий и доброжелательный друг.

 

Наставления преданному

 

Трем видам преданных-вайшнавов — каништха, мадхьяма и уттама — следует выражать почтение согласно их статусу и любяще служить для их удовлетворения. Искреннему преданному следует развивать истинную привязанность к святому имени и к мантре, дарованной ему через дикша-гуру Душой его собственной души, и следует предоставить себя в полное предание Им.

 


Второй Стих

Перевод

 

О мой дорогой ум, пожалуйста, не совершай религиозной деятельности, описанной в Ведах, или греховной деятельности, также обозначенной в писаниях. Окончательное заключение Ведической литературы — это то, что Божественная Пара Шри-Шри Радха и Кришна — это высший объект поклонения, и среди всего такое любовное служение Им — это самый приятный опыт. Поэтому, о ум, полностью займись служением Им с любовью и преданностью. Всегда медитируй на Господа Шри Чайтанью Махапрабху, сына Матери Шачи, понимая, что Он совершенно не отличен от Шри Кришны, сына Махараджи Нанды. О ум, кроме того, медитируй на Шри Гуру, который является самым дорогим преданным Господа Мукунды, Кришны.

 

Шри Бхаджана-дарпана

 

Совет, который Шрила Рагхунатха даса Госвами дал нам в первом стихе, был искоренить всю нашу гордость, но, естественно, это порождает некоторые проблемы. Как живое существо может содержать и защищать себя, если оно все время занимается преданным служением Господу Кришне? Как человек может вести нормальную активную жизнь, если он отказывается от предписанных обязанностей, которые регулируют религиозную и профессиональную деятельность, а также от грехов, совершаемых в повседневной жизни? Возникает вторая проблема: если кто-то искренне направляет свою преданность на Шри-Шри Радху и Кришну, как же он сможет созерцать Шри Кришна Чайтанью? Каково его положение? Третий вопрос таков: в каком преданном настроении следует медитировать на духовного учителя?

 

Благочестивая и неблагочестивая деятельность

 

Веды утверждают, что каждый поступок человека подходит только под одну из двух категорий: благочестивый или неблагочестивый. Если ему надо ограничить себя от всей деятельности, как он сможет выдержать даже мгновение? Но заметьте, пожалуйста, что Шрила Рагхунатха даса Госвами не предлагает прекратить всякую физическую деятельность, неблагочестивую или наоборот. В этом мире есть два класса живых существ: самореализованные и невежественные. Невежественные не могут работать без правил и предписаний, ибо когда они действуют независимо от указаний священных писаний, их деятельность превращается в неблагочестивую и безнравственную. Поэтому Веды подразделяют деятельность всех людей на благочестивую и неблагочестивую по отношению к этим указаниям. Те, кто обладает знанием о душе и истинно духовной ее сущности, являются самореализованными, и поэтому правила и предписания священных писаний не предназначены для них. Писания наставляют их избрать путь самоосознания, то есть процесс предания Господу Шри Кришне — другими словами, развивать беспримесную любовную преданность Личности Бога.

Благочестивый и верующий человек принадлежит к этой последней категории, и таким образом Шрила Рагхунатха даса Госвами советует ему не запутываться ни в благочестивой, ни в неблагочестивой деятельности, а заняться неограниченным преданным служением Божественной Паре, Радхе и Кришне. Вся необходимая деятельность в жизни садхака, или практикующего преданного, должна быть увязана с непосредственным служением Высшей Божественной Паре.

 

Господь — это высший наслаждающийся

 

Когда садхака таким образом строго практикует варнашрама-дхарму, он естественно совершает всю свою деятельность как служение Всевышнему Господу. Преданным-домохозяевам в особенности следует установить поклонение Божествам в своих домах, таким образом делая Божество центром всей своей деятельности и поклонения. Грихастха зарабатывает деньги, ведет семейное хозяйство, защищает свое имущество, строит дом и т.д., все выполняя в настроении служения Господу. Он никогда не пытается занять такую позицию, что только он — наслаждающийся результатами своих действий. Он даже совершает ритуал шраддха, как упоминается в «Хари-бхакти-виласе», но только как служение Господу. Таким образом, когда его преданность созревает и становится готовой к тому, чтобы выйти из строгих предписаний варнашрама-дхармы, он может очень легко жить во Враджа- дхаме и целиком вовлечься в служение Божественной Паре в духовной расе, свойственной его духовной индивидуальности. Даже те, кто продолжает жить вне Враджи, могут находиться там благодаря медитации.

 

Преданные должны поклоняться Гуру-Гауранге

 

Следует всегда медитировать на Господа Гаурангу, зная, что Он в любом случае неотличен от Шри Кришны, и на Шри Гуру, зная, что он —самый дорогой преданный Господа Мукунды. Без памятования и поклонения сначала духовному учителю и Господу Гауранге нельзя оказывать чистое любовное преданное служение Божественной Паре Шри-Шри Радхе и Кришне. Отклонение от этого процесса затормозит все духовное продвижение. Если кто-то пытается поклоняться Господу Чайтанье отдельно и независимо, он не сможет понять, почему Он неотличен от Господа Кришны. Однако, при укреплении знания коренного единства Господа, воспоминание о Господе Чайтанье прочно вплетается в структуру поклонения Шри Кришне.

Гуру известен как мукунда-прештха, или самый дорогой для Господа Мукунды, Всевышнего Господа, который дает освобождение от боли материального рабства. Преданному следует думать: «Господь Кришна послал Шри Гурудеву, чтобы освободить меня», — и таким образом все совершенно согласуется с осознанием того, что духовный учитель — это возлюбленная наперсница и служанка Шримати Радхарани.

 

 


Третий Стих

Перевод

 

Мой дорогой ум, если ты стремишься жить во Враджа- дхаме и выполнять преданное служение на платформе рагатмика-бхакти, а также тосковать по непосредственному служению Шри-Шри Радхе и Кришне, тогда просто прими желание помнить и поклоняться рождение за рождением лотосным стопам Шри Сварупы Дамодары, Шрилы Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами и всем остальным спутникам Шри Чайтаньи, которые получают Его милость.

 

Шри Бхаджана-дарпана

 

Можно поднять вопрос, возможно ли достичь рагатмика-бхакти и житьво Враджа- дхаме, если принять дикшу и получить наставление из ученической преемственности другой, нежели Гаудия самапрадая. Выполнение, а также цели преданного служения подразделяются на три категории: садхана-бхакти, или преданное служение из чувства долга, исполняемое согласно конкретным правилам и предписаниям; бхава-бхакти, или оказание спонтанного служения, которое возвышенней, чем регулируемое преданное служение; и према-бхакти, или спонтанная и чистая любовь.

Шрила Рупа Госвами говорит в «Бхакти-расамрита-синдху» I.4.15-16: «Вначале человек должен иметь предварительное желание самореализации, ибо это поднимет его до стадии вступления в общение со святыми, которые духовно продвинуты. Затем его инициирует возвышенный духовный учитель, и именно под опекой гуру он фактически начинает процесс преданного служения. Ибо только благодаря выполнению преданного служения под руководством такого духовного учителя человек освобождается от всех материальных привязанностей, достигает устойчивости в самореализации, и так приобретает настоящий вкус к слушанию об Абсолютной Личности Бога, Господе Шри Кришне, вкус, который приводит дальше к привязанности к сознанию Кришны. Это развивается в бхаве, предварительной стадии кришна-премы, или трансцендентальной любви к Богу, высочайшей совершенной стадии духовной жизни.»

 

Садхана-бхакти

 

Садхана-бхакти имеет две части: ваидхи-бхакти, или регулируемое преданное служение, и рагануга-бхакти, или спонтанное преданное служение.

Шрила Рупа Госвами описывает вайдхи-садхана-бхакти следующим образом [ «Бхакти-расамрита-синдху» ]: «Когда склонность к садхана-бхакти вдохновлена наставлениями священных писаний, а не спонтанной привязанностью, это называется вайдхи-бхакти. Такие правила и предписания строги и выполняются в настроении благоговения, и почтения, и роскоши. Поэтому иногда духовные авторитеты называют эту стадию марьяда-вадой, или путем почтения.»

Рупа Госвами описывает рагануга-бхакти так [ «Бхакти-расамрита-синдху» I.2.270-272]: «Любовные преданные чувства, которые в совершенстве проявляются в постоянных жителях трансцендентной Враджи, известны как рагатмика-бхакти, или рагануга-бхакти. Для обсуждения рагануга-бхакти необходимо сначала разобрать рагатмика-бхакти. Естественная и сильная любовная погруженность и неутолимая жажда соприкосновения с самым почитаемым объектом, Господом Шри Кришной, называется рагой. Преданное служение, украшенное рагой, называется рагатмика-бхакти, которая бывает двух видов: кама-рупа (любовная) и самбандха-рупа (родственная).

Для того, чтобы получить право на рагануга-бхакти, человек должен развить сильную жадность (лобху), чтобы следовать по стопам вечного спутника Всевышнего Господа, который является постоянным жителем Враджа- дхамы и на сто процентов погружен в настроение рагатмика-бхакти. Именно от такого чистого преданного человек получает настроение рагатмика. Признаки того, кто развил лобху таковы, что он непринужденно привлекается любовными чувствами и характером вечных спутников Господа, подобных Нанде Махарадже и Матери Яшоде, после того, как услышит о них из открытых священных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам». Находящийся в этом любовном настроении, он совсем не заботится о правилах и указаниях священных писаний. Однако, пока привязанность, или рати, не расцвела в его сердце, преданный остается на платформе вайдхи-бхакти, которая характеризуется строгим соблюдением наставлений священных писаний и благоприятных условий.»

 

Все преданные достигают вайдхи-бхакти

 

В действительности проживая во Врадже, человек должен погрузиться в воспоминание и размышление об играх Господа Шри Кришны и тех Его близких спутников, чьи преданные чувства он стремится превзойти. Делая так, он привязывается к такому же вкусу преданности. Ему следует развивать привязанность к постоянному слушанию об этих играх. Страстно желающим садхакам, украсившим свое основное настроение преданности духовными чувствами своих любимых спутников Господа, следует оказывать служение Шри Кришне, следуя по их стопам. Как садхака, он оказывает служение в своем материальном теле, а как сиддха, или совершенная душа, он оказывает служение в соответствующей духовной форме. Хорошо известно среди знающих личностей, что в вайдхи-бхакти преданная деятельность, подобная слушанию и воспеванию, всегда продолжает совершаться преданными и, кроме того, является важной функцией в рагануга-бхакти.

 

Бхава-бхакти или рати

 

За садхана-бхакти лежит бхава-бхакти, или рати, любовная привязанность. В своей «Уджджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами описывает рати как совершенную и зрелую духовную ступень, которая может зреть даже далее, в махабхаве. Таким образом, рати энергично добиваются самые лучшие из освобожденных и совершенных преданных Господа. Когда рати укрепляется, первые волнения премы, духовной любви‚ увлекают сердце преданного. Разнообразную по природе прему, или устойчивую привязанность (рати) анализируют по многим ее преобразованиям: снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и махабхава. Развитие чувства преданности от рати до премы сравнивается с соком сахарного тростника. Когда он готовится, он постепенно сгущается в патоку, затем сироп, затем сахар и, наконец, в кристаллизовавшуюся сахарную карамель. Точно также в чистой духовной любви существуют постепенные преобразования, каждое из которых святые мудрецы называют различными стадиями премы. Господь Шри Кришна отвечает взаимностью на каждое из этих любовных настроений в возвышенном наслаждении и любви.

 

Сущность духовных рас

 

Эзотерический вывод здесь в том, что любовный супружеский обмен во Враджа- дхаме есть сама суть всех духовных рас, и если эта духовная струя вцелом присутствует в других духовных стадиях, там она только в ограниченной степени. Поэтому совет Господа Чайтаньи — это принять великих преданных, подобных Шриле Рагхунатхе дасу Госвами, Шриле Рупе Госвами и другим чистым преданным, которые получают особую милость Господа, в качестве собственных наставляющих учителей, или шикша-гуру.

Следует напомнить, что редко достигается любовная преданность в настроении рагатмика-бхакти, и если вообще достигается, то только после многих жизней, проведенных в преданном служения. Однако, если получить беспричинную милость Господа и Его чистых преданных, рагатмика-бхакти достигается очень быстро.


Четвертый Стих

Перевод

 

Мой дорогой ум, ты должен категорически отказаться от всех незначительных и мирских разговоров, которые подобны проститутке, которая похищает весь твой разум и решимость. Желание освобождения также пагубно, ибо оно подобно вселяющему ужас тигру, пожирающему само твое бытие. Затем я прошу, чтобы ты отказался даже от твоей привязанности к Господу Нараяне, супругу Матери Лакшми, богини удачи, которая предлагает великолепное благословение жить на Вайкунтхе. Я просто и смиренно прошу, чтобы ты жил во Врадже и поклонялся Шри Радхе и Шри Кришне, ибо Они благословляют Своих преданных на занятие преданным служением Им.

 

Шри Бхаджана-дарпана

 

Подобно проституткам, мирские объекты расхищают знание человека и его решимость. Проститутка ловко освобождает своих клиентов от богатства, а мирскиеразговоры лишают человека богатства знания. В конце концов, склонность к духовному возвышению — это его единственное сокровище, и такое сокровище есть все для искреннего трансценденталиста. Грубо материалистические предметы разговора и рассмотрение тем, не связанных с Абсолютной Истиной, воруют это сокровище, потому что они нереальны, иллюзорны и временны.

 

Настоящая цена чистого преданного служения

 

Поверхностное исполнение указаний священных писаний, которое приносит только временные и земные результаты, такие как стремление к богатству, близкое общение с женщинами или дружба с людьми, открыто привязанными к женщинам, считаются грубо материалистической деятельностью. Любое желание близости к такой деятельности равносильно мирскимразговорам.

Шрила Рамананда Рая, комментируя наклонности сердца, говорит [как цитируется в «Падйавали» Шрилы Рупы Госвами]: «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть от благочестивой деятельности в сотнях и тысячах жизней. Тем не менее, его можно достичь, заплатив только одну цену: сильное стремление обрести его. Если оно доступно где-то, везде, надо приобретать его без промедления.»

 

Отказ от имперсонального освобождения

 

Мукти, или освобождение, означает освобождение в имперсональном брахмане, или слияние с сиянием Всевышнего Господа, брахмаджйоти. Также известное как саюджья-мукти, оно, по существу, отменяет личную индивидуальность и существование души. И поэтому даже попытки установить сущность брахмана с помощью этого процесса приносят только смущающее многословие. Суть дела в том, что всемогущая Верховная Личность Бога — это одна единственная, не могущая быть превзойденной абсолютная первопричина.

Энергии Всевышнего Господа вечны. Неземная вечная сила, которая действует как Его внутренняя духовная энергия, проявляет Его трансцендентные игры, и как Его внешняя материальная энергия, или майа, она создает как беспредельные огромные вселенные, так и грубые и тонкие материальные тела обусловленных живых существ. Его пограничная энергия распространяется как бесчисленные души в мироздании.

Поэтому все энергии Господа вечно заняты оказанием служения Ему. Атеисты, которые враждебны по отношению к Господу, или которые не имеют веры в Его трансцендентные игры, претендуют на создание утопии с помощью самоуничтожающего процесса слияния с брахманом, имперсональным свойством Всевышнего Господа. Такое поведение похоже на то, как заключенный пытается покончить со своими страданиями, совершая самоубийство. Надо тщательно избегать общения с людьми, которые преданы такому виду освобождения, и отвергать всю деятельность и знание, имеющее отношение к этому.

Шрила Рупа Госвами комментирует этот вопрос в «Бхакти-расамрита-синдху» [I.2.22-23]:

 

бхукти-мукти-сприха йават пишачи хриди вартате

тавад-бхакти-сукасйа-астра катхам-абхйандайо бхавет

шри-кришна-чаранамбходжа-сева-нирврита-четасам

эшам мокшайа бхактанам на кадачит сприха бхавет

 

«Пока горячие желания чувственного наслаждения и освобождения настойчиво преследуют сердце, как может вкус преданного служения когда-либо распуститься в нем? Нечистое сердце — самое неподходящее место для чистой преданности, чтобы принять в нем прибежище и расцвести. Чистые преданные, в действительности занятые оказанием любовного служения лотосным стопам Шри Кришны, всегда испытывают переполняющее их счастье и блаженство, и поэтому они никогда не думают об освобождении.»

 

Освобождение в преданном служении

 

Вайкунтха в духовном небе — это обитель Господа Нараяны, где Ему поклоняются с благоговением и большой пышностью. Поклоняясь и служа, можно достичь Его обители благодаря одному из четырех видов освобождения: самипья близкое общение с Господом), саршти (иметь то же богатство, что и у Господа), салокья (жить на той же планете, что и Господь) и сарупья (обрести тот же внешний вид и признаки, что и Господь).

Шрила Рупа Госвами развивает этот вопрос в «Бхакти-расамрита-синдху» [I.2.55-56]: «Мы упоминали ранее, что все пять типов освобождения: самипья, саршти, салокья, сарупья и саюджья (стать единым с Господом) — следует отвергнуть. Однако, имеет смысл упомянуть, что, кроме саюджьи, освобождение не вредно для бхакти, или преданного служения Личности Бога. Понятно, что души в любом из четырех состояний освобождения действительно благословляются преданностью Господу Кришне.

Состояние освобождения бывает двух видов: на первое влияет желание счастья и изобилия, другое мотивировано самоотверженным любовным служением. Святые преданные считают, что первое отвратительно для чистой преданности, и поэтому беспримесные преданные, без отклонений занятые служением Всевышнему Господу и томимые жаждой наслаждения нектаром возвышенных любовных рас, не заботятся ни о какой из форм освобождения. Среди беспримесных бхакт те, чьи сердца пленили лотосные стопы сына Махараджи Нанды, Кришны, в самом деле, более возвышенны, чем другие. Они, фактически, не привлекаются божественным богатством Господа Нараяны, Господа Вайкунтхи, или даже великолепием Шри Кришны, супруга царицы Рукмини в Двараке. Хотя, в принципе, нет разницы между Господом Нараяной и Господом Кришной, Шри Кришна выше, потому что только Он есть верховный источник всех экстатических духовных рас. Самый возвышенный трансцендентный обмен находит свое полное выражение в форме Шри Кришны.»

В «Падйавали» Шри Рупы Госвами мы находим ссылку на эту тему, когда Шрила Харидаса Тхакура говорит [ «Падйавали» 102]: «Нет необходимости говорить о достижении небесных планет или о том, чтобы стать Властелином вселенной. Я даже не хочу слушать ведические гимны, которые прославляют освобождение. Мой ум очарован этой сверкающей синеватой вспышкой, чей вид подобен цвету деревца тамалы, которое всегда встречается в рощах на берегах реки Ямуны.»

 

Спонтанное притяжение к Радха-Кришне

 

Душа душ — это Шри-Шри Радха и Кришна. Духовная душа — это вечный слуга Их Светлостей, и, как таковая, она — бесконечно малая неотъемлемая часть Всевышнего Господа. Поэтому ее естественная склонность — это спонтанное притяжение к Божественной Паре. Хотя это притяжение есть внутреннее прирожденное право духовной души, и усиление его есть истинный путь религиозного совершенства, оно, тем не менее, покрывается невежеством и материалистичными желаниями, сопутствующими обусловленному состоянию.

Шрила Ишвара Пури комментирует [как цитируется в «Падйавали» 35-36]: «Сердца тех удачливых чистых душ, живущих в уединенных лесах Гималаев, могут быть преисполнены несравненной радостью от полного погружения в Сверхдушу; но, что касается меня, я лишь хочу видеть в своем сердце шалости мальчика-пастушка, чей облик блестит ярче, чем вспышка голубого сапфира, который олицетворяет любовь гопи и который резвится во Вриндаване безо всяких забот.

Пусть поэты продолжают восторженно говорить о поэзии, и пусть ведические ученые непрестанно восхваляют нектар, происходящий из осознания брахмана. Сам я приму прибежище у прекрасного юноши, который украшен гирляндой, сделанной из диких цветов, держащего флейту у Своих цветущих губ.»

Шрила Кавиратна добавляет [цитируется в «Падйавали» 38]: «Мой ум не заинтересован в том, чтобы стать императором, не привлекается изобилием и роскошью Индры, равнодушен к обретению мистической силы йоги и совсем не стремится к достижению освобождения. Что приковало все мое существование, так это Та трансцендентная личность, которая бродит по берегам реки Ямуны. Он выглядит, даже с одного взгляда, как пламенная вспышка молнии, Его вид подобен свежему муссонному дождевому облаку. Его всегда обнимают гопи, чьи руки обвиваются вокруг Него, как лианы.»

Мадхавендра Пури, кроме того, утверждает [цитируется в «Падйавали» ]: «Тот, кто опытен во флирте и кокетстве, чья свисающая накидка неугомонна, как ветер, чьи щеки ловят отражение сверкающих, имеющих форму рыбы сережек, и кто всегда полон желания совершать танец раса с молодыми девицами Вриндаваны — пусть эта Верховная Личность, мальчик-пастушок, всегда сидит на троне моего сердца.»

Только поклонение и служение Шри-Шри Радхе и Кришне во Врадже есть тот самый сверкающий драгоценный камень прирожденного спонтанного духовного притяжения, опять призываемого в сердце, так возвышающего духовную душу на ступень высочайшего экстаза любви к Богу.

 

 

 


Пятый Стих

Перевод

 

Мой дорогой ум, в этой материальной жизни тебя атакует вожделение, которое подобно шайке головорезов, которая подстерегает невинных паломников, сдавливая тебя крепкими, внушающими страх веревками в форме несчастья, боли и тщетных попыток. В таком состоянии ты должен жалобно плакать и взывать к милости чистых преданных Шри Кришны, убийцы демона Бакасуры. Они, несомненно, предохранят тебя от этого затруднительного положения.

 

Шри Бхаджана-дарпана

 

Вожделение, гнев, жадность, иллюзия, надменность и злоба — это шестьголоворезов, которые откровенно изводят живое существо. Словно в тайном сговоре они атакуют невинную дживу, путешествующую по ступенькам жизни.

В «Бхагавад-гите» [2.62-63] сказано: «Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним, а из такой привязанности развивается вожделение, а из вожделения возникает гнев. Из гнева возникает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Когда память в затмении, теряется разум, а когда разум потерян, человек вновь падает в омут материального мира.»

 

Вожделение, гнев, склонность к обману и т.д. преодолеваются сознанием Кришны

 

Таким образом, головорезысдавливают дживу веревками боли, тщетных попыток и причиняющих страдания ситуаций, которые являются результатом предыдущих нежелательных действий. Демон Бака олицетворял пагубное качество обмана, и Господь Шри Кришна разорвал его. Чистые преданные Господа всегда защищают путь любовного преданного служения от притворщиков и обманщиков.

Данные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: