Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




Факультет политических наук и социологии

Кафедра социологических наук

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ПНиС

__________В. В. Желтов

«___» __________ 20__ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«C оциология»

 

Направление подготовки

081100 «Государственное и муниципальное управление»

_____________________

 

Квалификация (степень)

 

Бакалавр

 

Форма обучения

______________ очная_ ___________

 

Кемерово


1. Целями освоения дисциплины «Социология» являются:

· освоение логического аппарата социологии, получение представления о специфике социологического познания социальной реальности;

· понимание основных трактовок общества и его составляющих, механизмов регулирования социальных отношений и поддержания целостности общества, преодоления и разрешения конфликтности в социальных взаимодействиях;

· формирование представлений об основных подходах к исследованию проблем личности и степени ее участия в процессах социализации;

· рассмотрение значения социального статуса личности в обществе, возможности социальной мобильности для достижения успеха в социуме;

· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология» располагается в разделе Б.1. – базовая (обязательная) часть в гуманитарном, социальном и экономическом цикле. Ее освоение проходит в 1-м семестре.

К числу смежных для социологии дисциплин ООП относятся: история, философия, политология, экономика, правоведение, культурология.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.

Успешное освоение учебной дисциплины «Социология» способствует качественному освоению специальных дисциплин по профилю подготовки бакалавров государственного и муниципального управления.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

 

общекультурные:

знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 4);

профессиональные:

информационно-методические компетенции бакалаврской программы в научно-исследовательской деятельности:

умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК – 16);

умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций (ПК – 24);

 

проектные компетенции бакалаврской программы:

способен разрабатывать проекты социальных изменений (ПК – 42).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· законы развития природы, общества, мышления;

· проблематику и историю развития социологии в России и за рубежом;

· основные методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Уметь:

· использовать основные положения и методы социологии в профессиональной деятельности;

· анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;

· определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

· применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций.

Владеть:

· понятийным аппаратом социологии;

· методами анализа социальных явлений и процессов;

· навыками получения информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

4. Структура и содержание дисциплины «Социология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы _108___ часа.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

 

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вид промежуточного контроля Опрос, проверка конспектов и рефератов
Вид итогового контроля Экзамен

 

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц. семин. актив. формы обуч. срс
1. Социология как наука.   1-2         опрос
2. Социальные системы и изменения       -     опрос
3. Социальная стратификация: концепции, реальные процессы..   4-5         письменный анализ статьи
4. Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы.     -       самоочетет «Мои социальные статусы»
5. Социальные связи и социальные институты   7-8         проверка таблицы
6. Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения.   9-10         опрос
7. Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение   11-12         проверка конспекта
8. Социальные конфликты Социальные конфликты       -     письменный анализ конкретной ситуации
9. Социальный контроль. Социальные санкции     -       опрос
10. Культура общества       -     проверка конспекта
11. Личность и общество. Социализация.   16-17         опрос
12. Социологическое исследование: программа, методы, организация.     -       проверка схемы исследования
Итого             экзамен

Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Социология как наука Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии как науки. Институциализация социологии. Объект и предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Понятие социальной реальности. Специфика социологического познания общественной жизни. Структура социологического знания. Общесоциологические теории, специальные и отраслевые социологические теории, конкретно-социологические исследования, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы в социологии. Социология в структуре гуманитарного знания. Отношение к социологии в современном обществе. Функции социологии (теоретико-познавательная, мировоззренческая, прогностическая и др.). Место и роль социологии в подготовке современного специалиста. Основные научные направления и школы в социологии. Позитивизм. Марксистская традиция. Функционализм. Символический интеракционизм. Феноменология. Основные направления российской социологии 19 века и начала ХХ века: субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), историко-генетическое (М.М. Ковалевский), марксистское, психологическое и др. Современный этап зарубежной и российской социологии. Организация исследований в России сегодня. ОК-4, ПК - 16
  Социальные системы и изменения   Теоретические основы системного подхода. Понятие социальной системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т.д.). Уровни системной организации. Взаимодействие системы с окружающей средой. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) системы. Социотехнические и экосоциальные элементы в гетерогенных системах. Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, эволюционные, революционные, функциональные, конфликтные. Основные виды процессов: интеграционные, дифференцирующие, конфликтные, перемещающие. Взаимосвязь экономических, политических и социокультурных изменений в обществе. Политическая модернизация и ее социальные последствия. ОК - 4
  Стратификация общества: концепции, реальные процессы Конфликтная и структурно-функциональная теории стратификации. Понимание классов и страт (слоёв) в классической социологии. Отношения неравенства как основа социальной стратификации. Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Исторические типы стратификационных систем. Понятие среднего класса. Роль среднего класса в современном обществе. «Традиционные» и «новые» средние слои на западе. Проблемы формирования среднего класса в России. Понятие маргинальности. Маргинальные слои и группы общества. Типологии маргиналов. Последствия маргинализации. Социальная стратификация дореволюционной России. Социальная стратификация советской России. Характеристика стратификационной системы современного российского общества. Исследования социальной стратификации российскими социологами. Социальные общности и группы. Типология групп. Различные методологические подходы к определению и типологии группы. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. ОК – 4, ПК - 16
  Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы Понятие социального статуса. Основные виды статусов (приписанный и достигаемый; основные и не основные). Статусный набор, главный статус. Престиж и символика статуса. Основные "составляющие" статуса: способности и усилия субъекта, поддержка общества и стечение обстоятельств. Критерии статуса (по Т. Парсонсу): обладание возможностями, сложность ролевых предписаний, качество исполнения. Понятие социальной дистанции. Социальная роль как динамическая сторона статуса Ролевые позиции и конфликты. Виды социальной мобильности, её последствия. Каналы социальной мобильности. Рост социальной подвижности и проблемы динамичного развития и стабильности открытого общества. Миграция: понятие, виды. Миграционные процессы в современной России. Возвратные (обратные) перемещения. Мобильность как социальная патология в условиях кризисов и катастроф. Вынужденные переселенцы и беженцы. Проблемы мобильности в российском обществе. ПК-24
  Социальные связи и социальные институты Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей (по субъектам - участникам, иерархичности - соподчиненности, сферам жизни, по длительности и др.). Сущностные признаки социальных связей. Отношения во взаимосвязях (партнерство, господство-подчинение и др.). Проблема разрушения и восстановления социальных связей. Назначение социальных связей в обществе. Понятие социального института. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы становления институтов (институциализации). Основные общественные потребности и социальные институты, призванные удовлетворять эти потребности. Структура и функции институтов. Р.Мертон о явных и латентных функциях, дисфункциях. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Взаимодействие и развитие социальных институтов. Семья как социальный институт. Возникновение и социальная сущность брака. Эволюция семьи. Основные формы (виды) семьи и брака. Структура и нормы семьи. Основные функции института семьи. Социальные условия стабильности семьи и причины разводов. Проблемы современной семьи. Порядок и социальный контроль в семье и быту, регулирование отношений. Модели семьи в современном обществе и альтернативные семьи. ОК - 4
  Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения   Основные понятия социальной организации. Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации, проблемы бюрократии в организациях. Опасность олигархизации. Критерии эффективности организаций. Границы организаций. Конкурентная среда и проблемы выживания организаций. Имидж социальных организаций. Технология формирования имиджа. Характер и направленность связей с общественностью в работе организаций. Организация общества как социальный порядок. Дезорганизущие факторы, способы поддержания порядка. Самоорганизация населения и проблемы социального контроля и порядка. Гражданские инициативы и самоорганизация. Взаимодействие со структурами власти. Дезорганизация как разрушение привычных механизмов социального взаимодействия. Аномия - особое состояние субъектов в условиях крушения нормативно-ценностной системы общества и утраты солидарности, согласия, четких ориентиров поведения.  
  Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение Понятие социального действия, структура и типология действия (по М.Веберу). Понятие социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: нейтралитет, борьба, сотрудничество (партнерство). Объективные условия взаимодействия. Специфика социально-политического взаимодействия. Социальный обмен (возможностями, информацией, дарами и т.д.) во взаимодействии. Избирательность в выборе участников, коллективного (группового) действия. Отбор и сравнение образцов в формировании социальной направленности действий. Массовое поведение: признаки, механизм, субъекты. Формы массового поведения. Публика и толпа. Охлократическое поведение масс и его последствия. Типология толпы. Паника, слухи, бунты, погромы как формы массового поведения. Массовые беспорядки. Социальные отклонения. Модели социальных отклонений (личностная, ситуационная, средовая). Типы девиаций и их характеристика. Социологические теории девиантного поведения. Российский менталитет и массовое поведение населения. Превентивные меры властей в снятии социальной напряженности.  
  Социальные конфликты Основные концепции социальных конфликтов. Социальные противоречия, напряженность, столкновения и противоборство. Социальный конфликт: понятия, основные причины возникновения, источники. Типология и функции конфликта. Структура конфликта. Объект и субъект конфликта как необходимые условия конфликтной ситуации. Конфликт как динамический процесс. Стадии развития социального конфликта. Условия, влияющие на степень остроты и продолжительности конфликта. Ресурсы и интересы конфликтующих сторон. Типы поведения и стратегии участников конфликта. Пути и способы регулирования и разрешения социальных конфликтов. Переговоры как средство управления конфликтом. Последствия социального конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе. ПК – 16, ПК – 42
  Социальный контроль. Социальные санкции Генезис и характеристика социальных норм. Виды социальных норм. Нормативно-ценностная система общества какрегулятор отношений. Проблемы нормативного и девиантного поведения. Роль социальной среды, референтных групп в социальном контроле. Обновление норм. Демонстрация образцов как способ изменения норм. Способы и механизмы осуществления контроля и корректировки взаимодействия. Социальный контроль и санкции. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность и самоконтроль в социальном взаимодействии. ОК – 4; ПК - 24
10. Культура общества Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптивно-адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации. Типология культур. Основания для типологии. Элитарная и массовая культура, их социальные характеристики, культурные универсалии. Локальные культуры. Проблемы социокультурного отставания и примитивизма. Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведения, взаимодействия, познания и т.д.) как функция культуры. Социокультурное развитие современной России: трудности, противоречия, тенденции. ОК – 4 ПК – 16  
11. Личность и общество. Социализация Специфика социологического подхода к изучению личности. Социальные качества личности. Теория социальных ролей, познавательные возможности и ограниченность. Ценностные ориентации личности Социализация как условие жизни человека в обществе. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации. Личность в системе общественных отношений и связей. Выдающиеся и обыденные личности. Социальные требования к политическому лидеру. Нормативное в личности. Возможности самореализации в современном российском обществе. Личный успех. ПК – 16, ПК – 24
12. Социологические исследования: программа, методы, организация Программа как документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Структура программы. Организация исследований. Этапы. Основные методы получения социологических данных в прикладном исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент. Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета. ПК – 24, ПК – 42  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: