Факультет политических наук и социологии
Кафедра социологических наук
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета ПНиС
__________В. В. Желтов
«___» __________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
«C оциология»
Направление подготовки
081100 «Государственное и муниципальное управление»
_____________________
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
______________ очная_ ___________
Кемерово
1. Целями освоения дисциплины «Социология» являются:
· освоение логического аппарата социологии, получение представления о специфике социологического познания социальной реальности;
· понимание основных трактовок общества и его составляющих, механизмов регулирования социальных отношений и поддержания целостности общества, преодоления и разрешения конфликтности в социальных взаимодействиях;
· формирование представлений об основных подходах к исследованию проблем личности и степени ее участия в процессах социализации;
· рассмотрение значения социального статуса личности в обществе, возможности социальной мобильности для достижения успеха в социуме;
· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социология» располагается в разделе Б.1. – базовая (обязательная) часть в гуманитарном, социальном и экономическом цикле. Ее освоение проходит в 1-м семестре.
К числу смежных для социологии дисциплин ООП относятся: история, философия, политология, экономика, правоведение, культурология.
Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.
Успешное освоение учебной дисциплины «Социология» способствует качественному освоению специальных дисциплин по профилю подготовки бакалавров государственного и муниципального управления.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология».
В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:
общекультурные:
знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 4);
профессиональные:
информационно-методические компетенции бакалаврской программы в научно-исследовательской деятельности:
умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК – 16);
умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций (ПК – 24);
проектные компетенции бакалаврской программы:
способен разрабатывать проекты социальных изменений (ПК – 42).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· законы развития природы, общества, мышления;
· проблематику и историю развития социологии в России и за рубежом;
· основные методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Уметь:
· использовать основные положения и методы социологии в профессиональной деятельности;
· анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;
· определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;
· применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций.
Владеть:
· понятийным аппаратом социологии;
· методами анализа социальных явлений и процессов;
· навыками получения информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы _108___ часа.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
Аудиторные занятия (всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Вид промежуточного контроля | Опрос, проверка конспектов и рефератов |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекц. | семин. | актив. формы обуч. | срс | |||||
1. | Социология как наука. | 1-2 | опрос | |||||
2. | Социальные системы и изменения | - | опрос | |||||
3. | Социальная стратификация: концепции, реальные процессы.. | 4-5 | письменный анализ статьи | |||||
4. | Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы. | - | самоочетет «Мои социальные статусы» | |||||
5. | Социальные связи и социальные институты | 7-8 | проверка таблицы | |||||
6. | Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения. | 9-10 | опрос | |||||
7. | Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение | 11-12 | проверка конспекта | |||||
8. | Социальные конфликты Социальные конфликты | - | письменный анализ конкретной ситуации | |||||
9. | Социальный контроль. Социальные санкции | - | опрос | |||||
10. | Культура общества | - | проверка конспекта | |||||
11. | Личность и общество. Социализация. | 16-17 | опрос | |||||
12. | Социологическое исследование: программа, методы, организация. | - | проверка схемы исследования | |||||
Итого | экзамен |
Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Результат обучения, формируемые компетенции |
Социология как наука | Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии как науки. Институциализация социологии. Объект и предметная область социологии. Различные подходы к определению предмета социологии. Понятие социальной реальности. Специфика социологического познания общественной жизни. Структура социологического знания. Общесоциологические теории, специальные и отраслевые социологические теории, конкретно-социологические исследования, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы в социологии. Социология в структуре гуманитарного знания. Отношение к социологии в современном обществе. Функции социологии (теоретико-познавательная, мировоззренческая, прогностическая и др.). Место и роль социологии в подготовке современного специалиста. Основные научные направления и школы в социологии. Позитивизм. Марксистская традиция. Функционализм. Символический интеракционизм. Феноменология. Основные направления российской социологии 19 века и начала ХХ века: субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), историко-генетическое (М.М. Ковалевский), марксистское, психологическое и др. Современный этап зарубежной и российской социологии. Организация исследований в России сегодня. | ОК-4, ПК - 16 | |
Социальные системы и изменения | Теоретические основы системного подхода. Понятие социальной системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т.д.). Уровни системной организации. Взаимодействие системы с окружающей средой. Функции социальных систем. Открытые и закрытые системы. Гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) системы. Социотехнические и экосоциальные элементы в гетерогенных системах. Теории социальных изменений. Виды социальных изменений: циклические, эволюционные, революционные, функциональные, конфликтные. Основные виды процессов: интеграционные, дифференцирующие, конфликтные, перемещающие. Взаимосвязь экономических, политических и социокультурных изменений в обществе. Политическая модернизация и ее социальные последствия. | ОК - 4 | |
Стратификация общества: концепции, реальные процессы | Конфликтная и структурно-функциональная теории стратификации. Понимание классов и страт (слоёв) в классической социологии. Отношения неравенства как основа социальной стратификации. Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Исторические типы стратификационных систем. Понятие среднего класса. Роль среднего класса в современном обществе. «Традиционные» и «новые» средние слои на западе. Проблемы формирования среднего класса в России. Понятие маргинальности. Маргинальные слои и группы общества. Типологии маргиналов. Последствия маргинализации. Социальная стратификация дореволюционной России. Социальная стратификация советской России. Характеристика стратификационной системы современного российского общества. Исследования социальной стратификации российскими социологами. Социальные общности и группы. Типология групп. Различные методологические подходы к определению и типологии группы. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. | ОК – 4, ПК - 16 | |
Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы | Понятие социального статуса. Основные виды статусов (приписанный и достигаемый; основные и не основные). Статусный набор, главный статус. Престиж и символика статуса. Основные "составляющие" статуса: способности и усилия субъекта, поддержка общества и стечение обстоятельств. Критерии статуса (по Т. Парсонсу): обладание возможностями, сложность ролевых предписаний, качество исполнения. Понятие социальной дистанции. Социальная роль как динамическая сторона статуса Ролевые позиции и конфликты. Виды социальной мобильности, её последствия. Каналы социальной мобильности. Рост социальной подвижности и проблемы динамичного развития и стабильности открытого общества. Миграция: понятие, виды. Миграционные процессы в современной России. Возвратные (обратные) перемещения. Мобильность как социальная патология в условиях кризисов и катастроф. Вынужденные переселенцы и беженцы. Проблемы мобильности в российском обществе. | ПК-24 | |
Социальные связи и социальные институты | Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей (по субъектам - участникам, иерархичности - соподчиненности, сферам жизни, по длительности и др.). Сущностные признаки социальных связей. Отношения во взаимосвязях (партнерство, господство-подчинение и др.). Проблема разрушения и восстановления социальных связей. Назначение социальных связей в обществе. Понятие социального института. Социальный институт как регулируемое пространство. Процессы становления институтов (институциализации). Основные общественные потребности и социальные институты, призванные удовлетворять эти потребности. Структура и функции институтов. Р.Мертон о явных и латентных функциях, дисфункциях. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Взаимодействие и развитие социальных институтов. Семья как социальный институт. Возникновение и социальная сущность брака. Эволюция семьи. Основные формы (виды) семьи и брака. Структура и нормы семьи. Основные функции института семьи. Социальные условия стабильности семьи и причины разводов. Проблемы современной семьи. Порядок и социальный контроль в семье и быту, регулирование отношений. Модели семьи в современном обществе и альтернативные семьи. | ОК - 4 | |
Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения | Основные понятия социальной организации. Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации, проблемы бюрократии в организациях. Опасность олигархизации. Критерии эффективности организаций. Границы организаций. Конкурентная среда и проблемы выживания организаций. Имидж социальных организаций. Технология формирования имиджа. Характер и направленность связей с общественностью в работе организаций. Организация общества как социальный порядок. Дезорганизущие факторы, способы поддержания порядка. Самоорганизация населения и проблемы социального контроля и порядка. Гражданские инициативы и самоорганизация. Взаимодействие со структурами власти. Дезорганизация как разрушение привычных механизмов социального взаимодействия. Аномия - особое состояние субъектов в условиях крушения нормативно-ценностной системы общества и утраты солидарности, согласия, четких ориентиров поведения. | ||
Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение | Понятие социального действия, структура и типология действия (по М.Веберу). Понятие социального взаимодействия. Основные формы взаимодействия: нейтралитет, борьба, сотрудничество (партнерство). Объективные условия взаимодействия. Специфика социально-политического взаимодействия. Социальный обмен (возможностями, информацией, дарами и т.д.) во взаимодействии. Избирательность в выборе участников, коллективного (группового) действия. Отбор и сравнение образцов в формировании социальной направленности действий. Массовое поведение: признаки, механизм, субъекты. Формы массового поведения. Публика и толпа. Охлократическое поведение масс и его последствия. Типология толпы. Паника, слухи, бунты, погромы как формы массового поведения. Массовые беспорядки. Социальные отклонения. Модели социальных отклонений (личностная, ситуационная, средовая). Типы девиаций и их характеристика. Социологические теории девиантного поведения. Российский менталитет и массовое поведение населения. Превентивные меры властей в снятии социальной напряженности. | ||
Социальные конфликты | Основные концепции социальных конфликтов. Социальные противоречия, напряженность, столкновения и противоборство. Социальный конфликт: понятия, основные причины возникновения, источники. Типология и функции конфликта. Структура конфликта. Объект и субъект конфликта как необходимые условия конфликтной ситуации. Конфликт как динамический процесс. Стадии развития социального конфликта. Условия, влияющие на степень остроты и продолжительности конфликта. Ресурсы и интересы конфликтующих сторон. Типы поведения и стратегии участников конфликта. Пути и способы регулирования и разрешения социальных конфликтов. Переговоры как средство управления конфликтом. Последствия социального конфликта. Социальные конфликты в современном российском обществе. | ПК – 16, ПК – 42 | |
Социальный контроль. Социальные санкции | Генезис и характеристика социальных норм. Виды социальных норм. Нормативно-ценностная система общества какрегулятор отношений. Проблемы нормативного и девиантного поведения. Роль социальной среды, референтных групп в социальном контроле. Обновление норм. Демонстрация образцов как способ изменения норм. Способы и механизмы осуществления контроля и корректировки взаимодействия. Социальный контроль и санкции. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность и самоконтроль в социальном взаимодействии. | ОК – 4; ПК - 24 | |
10. | Культура общества | Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих. Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптивно-адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации. Типология культур. Основания для типологии. Элитарная и массовая культура, их социальные характеристики, культурные универсалии. Локальные культуры. Проблемы социокультурного отставания и примитивизма. Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведения, взаимодействия, познания и т.д.) как функция культуры. Социокультурное развитие современной России: трудности, противоречия, тенденции. | ОК – 4 ПК – 16 |
11. | Личность и общество. Социализация | Специфика социологического подхода к изучению личности. Социальные качества личности. Теория социальных ролей, познавательные возможности и ограниченность. Ценностные ориентации личности Социализация как условие жизни человека в обществе. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Социальная среда: пределы влияния на личность. Первичная и вторичная социализация. Процессы десоциализации и ресоциализации. Личность в системе общественных отношений и связей. Выдающиеся и обыденные личности. Социальные требования к политическому лидеру. Нормативное в личности. Возможности самореализации в современном российском обществе. Личный успех. | ПК – 16, ПК – 24 |
12. | Социологические исследования: программа, методы, организация | Программа как документ, регламентирующий процесс исследования и упорядочивающий отношения участников исследования. Виды программ. Структура программы. Организация исследований. Этапы. Основные методы получения социологических данных в прикладном исследовании: анкетный опрос, интервью, экспертный опрос, изучение документов, наблюдение, социометрия, социальный эксперимент. Назначение и специфика инструментария исследования. Выборочный метод, проблемы выборки. Анализ первичной социологической информации. Группировка материала, интерпретация данных. Составление отчета. | ПК – 24, ПК – 42 |