В – 8 Страхование как элемент финансовой системы




Страхование – экономические отношения по защите имущественных отношений хозяйственных субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Сущность страхования заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. В процессе страхования участвуют 2 субъекта: 1) страхователь – хозяйственный субъект или гражданин, вступающий в страховые отношения со страховщиком и уплачивающий страховые взносы; 2) страховщик – хозяйственный субъект, который осуществляет страховую деятельность и распределяет страховой фонд.

Страховой фонд – представляет собой резерв денежных и материальных средств, формируется за счет взносов страхователей и находится в управлении у страховщика.

Страховая сумма – размер денежных средств на который фактически застраховано имущество или здоровье. Определяется по согласованию сторон и означает максимальный придел выплат страхового возмещения при наступлении страхового случая. Чем выше уровень страховой суммы, тем выше страховой взнос.

Страховой взнос (премия) – оплата страхователем страховщику суммы по тарифу. Он может быть разовый или многократный в рассрочку.

Страховой полис – документ, который удостоверяет факт страхования и дает право на получение страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Страховой ущерб – стоимость погибшего или обесцененного имущества в соответствии со страховой оценкой. Он включает прямые затраты, компенсируемые затраты – затраты, произведенные страхователям во время или после страхового случая и дополнительные затраты – связаны со срочностью проведения работ по ликвидации последствий наступления страхового случая.

Страховое возмещение – причитающаяся страховщиком к оплате часть или полная стоимость страхового ущерба, выплачивающаяся страхователю.

Кроме страхования различают: сострахование – объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками; двойное страхование – страхование у нескольких страховщиков одного объекта от одних рисков (несколько договоров); перестрахование – страхование одним страховщиком на определенных условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика; самострахование – создание на предприятии фонда возмещения возможных убытков.

Виды страхования.

1.Социальное страхование обеспечивает определенные социальные условия жизни населения и, как правило, жестко регламентируется со стороны государства

2. Имущественное страхование включает материальные ценности граждан и имущество (активы) предприятии и организации.

3.Личное страхование включает трудоспособность, здоровье, жизнь.

4.Страхование ответственности предлагает ответственность страхователей выполнить страховые условия при нанесении ущерба третьем лицам.

Различают две формы страхования;

1) обязательную, которая заключается на основе правовых актов РФ, определяющих перечень и регламент страхования, и

2) добровольную- перечень и регламент определяет непосредственного страховщик исходя из собственных возможностей и спроса клиентов на отдельные виды страхования.

В – 9 Финансы предприятий. Основные принципы финансового планирования.

Финансы предприятий – представляют собой систему экономических отношений, связанных с кругооборотом денежных средств, образованием, использованием денежных доходов, накоплением фондов денежных ресурсов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и национального дохода в процессе расширенного воспроизводства.

Источники формирования финансов предприятия:1) образуемые за счет собственных и приравненных средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления); 2) мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг); 3) средства поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии).

В зависимости от назначения денежных средств применяют два метода их использования: 1) финансовый – безвозвратное изъятие и предоставление средств; 2) кредитный – на основе обязательного возврата, платности и срочности.

Финансовое планирование – процесс, призванный облекать выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей, устанавливать стандарты для организации финансово информации, определять приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов предприятия, давать полезные сведения для разработки и корректировки общехозяйственной стратегии.

Направления финансового планирования: 1) изыскание путей увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности; 2) обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству, капитальным вложениям и внедрению новой техники; 3) выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, а также обязательств, по выплате заработной платы, организации расчетов, более эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; 4) усиление контроля за правильным расходованием финансовых ресурсов, сохранностью и ускорением оборачиваемости оборотных средств.

При разработке финансовых планов определяются финансовые и кредитные ресурсы, необходимые для развития хозяйствующего субъекта, предусматривается наиболее полное использование производственных мощностей, норм затрат труда, материалов, энергии, топлива, максимальное вовлечение в производство вторичных ресурсов, увязка финансовых ресурсов с источниками формирования и направлениями их распределения, обеспечение плановых пропорций распределения и рационального использования финансовых и кредитных ресурсов, сбалансированность натуральных, стоимостных и финансовых показателей, обеспечение устойчивого финансового положения предприятия, финансовые взаимоотношения с бюджетом и банками.

Принципы планирования: 1) принцип единства – планирование должно иметь системный характер; 2) принцип участия – процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает; 3) принцип непрерывности – процесс планирования необходимо осуществлять постоянно в рамках установленного цикла; 4) принцип гибкости – придание планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств; 5) принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы.

В – 10 Валютно-финансовые и кредитные отношения РФ с зарубежными странами. Виды валютных систем.

Валютный рынок представляет собой сферу отношений по поводу купли – продажи товаров и иностранной валюты различными рыночными субъектами, находящимися в различных государствах.

Валютные операции могут осуществлять коммерческие банки имеющие специальную лицензию ЦБ РФ на совершение валютных операций. Валютные операции: ведение валютных счетов клиента; операции не товарного характера в иностранной валюте; установление корреспондентских отношений с Российскими уполномоченными и иностранными банками; международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг; привлечение и размещение средств в иностранной валюте внутри РФ; кредитные операции на международном финансовом рынке; депозитные операции на международном денежном рынке; покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем рынке страны.

При совершении валютных операций исходным моментом является курс валюты – оценка денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Котировка – установление курса иностранной валюты к национальной денежной единице, происходит двумя методами: прямым – стоимость иностранной валюты выражается в национальных денежных единицах; косвенным – за единицу принимается национальная денежная единица, а курс выражается в определенном количестве иностранной валюты.

Валютные курсы бывают: курс покупателя – курс по которому банк покупает иностранную валюту за национальную; курс продавца - курс по которому банк продает иностранную валюту за национальную. Курс продажи обычно выше курса покупки и разница (маржа) – прибыль банка.

Политика валютного курса: 1) ревальвация – повышение курса своей валюты, через повышение учетной ставки; 2) девальвация – на снижение курса своей валюты.

Факторы влияющие на валютный курс: 1) изменение в доходах – рост доходов ведет к популярности импорта; 2) изменение вкусов и мода на импортные товары; 3) состояние торговли, сбалансированность платежного баланса; 4) фактор сбережения – при инфляции или в условиях ее ожидания популярна твердая валюта; 5) фактор обогащения – за счет игры на разнице цен.

Валютная система – совокупность валютного механизма (правовые нормы и инструменты, представленные на международном уровне) и валютных отношений (повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов кредитных и валютных операций). Она оказывает влияние на экономическое положение страны в целом и на отдельные факторы: темпы роста производства; международный обмен; цены; заработную плату.

Виды валютных систем: 1) «Золотой стандарт» – позволяла устанавливать фиксированный валютный курс для любых операций и свободный перелив золота из страны в страну; 2) Золото – валютный стандарт (Бреттонвудсская система) – сохраняла преимущества фиксированного курса через золотой стандарт (регулирование экономики на макроуровне) одновременно имея общий резервный фонд, в который каждая страна вносила свой вклад в зависимости от объемов торговли, численности населения и размеров национального дохода; 3) 1976 г. Кингстон, Ямайка – фиксированные валютные курсы уступили место свободным, определяемым рыночными силами (спросом и предложениями); 4) Международные деньги (ЕВРО).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: