Форма описи документов, входящих в дело отмены правил (рекомендаций) стандартизации




ОПИСЬ документов, входящих в дело отмены правил (рекомендаций) стандартизации ______________________________________________________________ обозначение и наименование документа
Наименование документа Стр.
1 Письмо с предложением отмены*  
2 Документы, подтверждающие согласование возможности отмены правил**  
3 Заключение о целесообразности отмены правил (рекомендаций)  
4 Приказ Федерального агентства об отмене правил (рекомендаций)  
5 Сопроводительное письмо организации-разработчика о направлении документов для регистрации отмены правил (рекомендаций)  

Руководитель отдела

организации-разработчика _______________ ____________________________

личная подпись инициалы и фамилия

Исполнитель ________________ _________________ ______________________

должность личная подпись инициалы и фамилия

* Если предложение об отмене поступило от организации, которая не является организацией-разработчиком. Если инициатива отмены исходит от организации-разработчика, то соответствующее предложение излагают в заключении о целесообразности отмены.

** Данные документы включают в дело отмены при проведении соответствующих процедур.

Ключевые слова: правила стандартизации и рекомендации по стандартизации; порядок разработки, утверждения, регистрации, изменения, пересмотра и отмены.

8) В эпоху цифровых технологий практичеки не осталось видов и отраслей коммерческой деятельности, в которых не использовалось бы компьтерная графика, 3D проектирование (моделирование) и визуализация. Программы позволяют заказчику увидеть то, как будет выглядеть объект в действительности. В 3D-проекте дизайнер может показать различные варианты компановки помещения кухни, спальни, гостинной, дома, коттеджа, кафе, ресторана, магазина, офиса и подобрать любой цветовой колор даже тогда, когда сам объект ещё практически отсутствует и находится в разработке. При помощи технологий 3D-моделирования можно создавать реалистичные фотоизображения любых помещений и проектируемых объектов. 3D-моделирование фактически вытеснило все прежние и устаревшие виды проектирования.

9) экодизайн (глобальные проблемы экологии). В области новой экологической эстетики разработки ведутся уже довольно давно, и уже выработаны некоторые весьма примечательные принципы. Согласно этим принципам, продукты дизайна должны быть:

· чувственно воспринимаемыми, привлекательными;

· благоприятно воздействовать на психику человека, передавать ему ощущение покоя, естественности, раскованности;

· восприниматься органично, вызывать положительные эмоции;

· предоставлять человеку возможность творчества, свободного самовыражения;

· выступать стимулятором экологического сознания, наглядным аргументом в пользу экологичного и экономичного потребления.

Экологический дизайн вызывает сегодня самое разное к себе отношение. Его отрицают как якобы маскирующий болезни общества и тем самым лишь ухудшающий его состояние, хотя такое суждение является сомнительным, ведь даже небольшой вклад в стабилизацию экологической ситуации со стороны дизайна в рамках даже одной страны, может принести ощутимые результаты, особенно если говорить о промышленном дизайне. Его отказываются принимать всерьез - как явление слишком наивное либо даже лицемерное, поскольку выдвигаемое им требование самоограничения в потреблении едва ли выполнимо в наше время, когда естественные и искусственные потребности слились воедино. И все же многие признают его действенным средством повышения гармоничности современного общества: развития в нем органичности, раскрепощения творческих потенций, изменения системы ценностей. И, несмотря на то, что возможности морально-этического влияния экодизайна на общество представляются несколько преувеличенными, экологическое направление в дизайне в целом заслуживает самого серьезного внимания и развития. Вероятно, его следует рассматривать при этом в непосредственной связи с характерной для всего международного дизайна тенденцией к гуманизации среды и образа жизни в самом широком смысле.

Экологическое направление в современном дизайне актуализировало вопрос о месте и значении природного фактора в формировании предметно-пространственной среды человека. Невозможно, весь мир подвести под одну линию, в разных частях света, странах, города экологических подход должен быть особенным, индивидуальным, он должен учитывать климатические, социальные и культурные реалии каждой отдельно взятой местности. Этим объясняется пристальный интерес представителей экологического направления в дизайне к региональному и историческому опыту.

 

Медиадизайн как дизайн эпохи глобальной информатизации.

Фуд-дизайн и роль эстетического восприятия в жизни современного человека.

 

Глобальный характер экологических проблем объективно требует изменения модели планирования экономического развития общества: не только производственные, но и воспроизводственные функции полного экоцикла должны стать предметом профессиональной ответственности сфер планирования и проектирования. Диктуемые временем перемены - переориентация проектирования, вероятно, станет ведущей тенденцией и поворотным моментом в развитии проектной культуры будущего, по крайне мере, хочется на это надеется.

"Хороший" продукт должен быть экологичным. Энерго и ресурсосбережение, экологическая чистота становятся такими же важными потребительскими качествами изделия, как эргономичность, рациональность, экономичность, простота в пользовании. Современный экологический дизайн должен производить комплексные продукты на высшем техническом уровне, которые являются достаточно долговечными, легкоутилизируемыми и перерабатываемыми и при этом выполненными на требуемом индивидуальном эстетическом уровне. Каждый дизайнер обязан быть не только творцом, но и ответственным жителем земли. При проектировании дизайнер обязан учитывать не только эстетический момент, он должен смотреть далеко вперед, возлагать на себя ответственность за будущую экологичность продукта. Особенно, это касается промышленного дизайна, так как 1 000 000 недолговечных трудноутилизируемых пластиковых стульев, например, нанесут несопоставимо больший вред, чем один эксклюзивный. Таким образом экологическая ответственность дизайнеров промышленности существенно выше, это также необходимо учитывать при подготовке таких специалистов.

...экологическая ответственность дизайнеров промышленности существенно выше...

Для дизайна тенденция ориентации на решение экологических проблем проектной культуры глубоко органична по ценностям и целям. Однако современный дизайн вряд ли готов с полной компетентностью и ответственностью к новым экологичным технологиям. Нужна продуманная широкая программа его комплексного развития по всем направлениям: образование, экономика, организация, управление, государственная политика. В плане выработки новой методологии проектирования очень важно уже сейчас организовывать и всячески поощрять научно-исследовательскую деятельность по созданию образов среды будущего, направленную на постановку и решение проблем устойчивого экономического и социально-культурного развития общества.

Очевидно, что экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биологической среды. Культурная среда не менее важна, она необходима для духовной, нравственной жизни человека, для его самодисциплины и социальной самоидентификации. Как видно, оба подхода к современным проблемам дизайна - проблеме культурной идентичности и экологической - глубоко взаимосвязаны и могут быть причислены к сфере экологии культуры.

Краткое описание

Результатом освоения дисциплины является знание первичных графических элементов композиции и важнейших принципов ее организации; знание типология композиционных средств и их взаимодействие. Цвет и цветовая гармония, композиция и цвет. Графические структуры на плоскости и способы трансформации плоского листа. Образная выразительность - как основная задача композиции.

Основные темы

Первичные графические элементы: точка, линия и пятно; виды композиции: формальная композиция, декоративная композиция, станковая композиция, объемная композиция, архитектурная композиция; законы организации композиции: равновесие (уравновешенность), законченность, композиционный центр, целостность (единство и соподчинение), гармоничность, выразительность, информативность; принципы композиционно- художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкость, органичность, образность, новизна.

11) ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ – Проектный образ – идеальное представле-ние об объекте, художественная модель, созданная воображением ди-зайнера, выражающая его отношение к действительности. Одновре-менно, уже на стадии замысла, это целостная и завершѐнная форма.

16) Това́рный знак (также Това́рная марка, англ. Trademark)(™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

19) Клаузура — вид проектной деятельности, предназначенный для кратковременной концентрации творческой энергии, выявлении своего отношения к теме, определения в общих чертах архитектурного и композиционного замысла. Цель этой фазы — получить первичное образное представление об объекте.

 

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным. В состав клаузуры входят рисунки плана, разреза, фасада, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наиболее ясно раскрывающая концепцию или образную характеристику сооружения в окружающей среде. Исполнительная манера должна соответствовать жанру темы.

23) Существуют разные виды проектной графики: линейное изображение; монохромное (одноцветное) изображение, выполненное в технике отмывки; полихромное (многоцветное) изображение. Применение того или иного вида графики зависит от характера объекта проектирования, от вида проекций его изображения (перспектива, разрез, ортогональные виды) и общего композиционного замысла.

 

Линейная графика. Чертеж требует меньшей затраты времени на исполнение, чем остальные виды проектной графики. Линейная графика наиболее условна, лишена иллюзорности в передаче объекта и пространства.

 

Монохромное (одноцветное) изображение передает объект проектируемого предмета с помощью тона. Самый удобный материал для этой цели - так называемая китайская тушь. Она позволяет, набирая силу тона, делать многократные наслоения и не теряет при этом прозрачности. Иногда монохромный чертеж (его часто называют отмывкой) выполняется однотонным цветом акварели. Монохромное изображение использует светотеневой способ моделировки объекта на плоскости, основанный на теории теней. Часто применяются и некоторые приемы воздушной перспективы. В основу монохромного изображения моделировки формы при заданном направлении света положена система светораспределения.

Полихромное изображение (многоцветное) выполняется акварелью, гуашью или темперой, для того чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов), его фактуру и материал. Выработаны различные технические приемы выполнения полихромных чертежей: лессировочная покраска акварелью, корпусная покраска темперой или гуашью; в последнее время чертеж выполняют напылением (аэрографом) акварели или туши. Каждый из этих приемов имеет свои особенности, свою технологию и область применения. Все указанные способы полихромного изображения чертежей должны практически отрабатываться на простых изделиях.

Технический рисунок позволяет конструктору мысленно во всех деталях представить свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге.

 

Непременным требованием графического проекта следует считать стилевое единство всего листа, в который шрифт должен входить как органическая его часть. Тип шрифта следует выбирать в соответствии с разрабатываемым изделием или объемом. К проектам современных, модернизированных изделий применимы шрифты группы рубленных шрифтов, к спокойным классическим изделиям - шрифты группы антиква, созданные на основе римского капитального шрифта.

30) Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода – метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х – начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

31) Слово «графика» происходит от греческого слова grapho – пишу. Предназначение графики противоположно предназначению чертежа, в котором все без исключения линии четкие и однообразные. В графическом рисунке, напротив, линии живые, раскрывающие характер изображаемого.

Графика – это и беглые наброски, эскизы, этюды, и тщательно разработанные композиции – изобразительные, декоративные, шрифтовые.

Кто-то из известных сказал: «В искусстве не то хорошо, что сделано по правилам, а то правильно, что получается выразительно». А средствами этой самой выразительности в графике могут служить приведенные ниже графические материалы.

Карандаши

Обычные карандаши называются графитными или чернографитными карандашами. Чернографитные карандаши бывают твердые и мягкие, а также различаются составом грифеля, который зависит от способа его приготовления.

Помимо обыкновенных чернографитных карандашей, имеющих деревянную оправу, в графике используются также: графитные палочки, графитный порошок, грифельные карандаши в деревянной оправе и грифельные стержни для автоматических карандашей. Это, так называемые, цанговые грифельные карандаши.

Уголь

Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника.

Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. На прилавках магазинов часто встречается уголь в наборах из круглых обожженных березовых палочек различной толщины.

Тушь

Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская.

Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.

Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья.

Пастель

Пастелью создаются живописные произведения, отличающиеся мягкостью и тонкостью колорита, однако, техника их исполнения ближе к рисунку.

В большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50-100 оттенков. Пастель предлагается на рынке как отдельными палочками, так и в наборах подобранных цветов. Различают пастель сухую и масляную. Масляная пастель обладает большей кроющей способностью и менее подвержена растушевке.

Сангина, Сепия, Бистр

Мелки красного и коричневого цветов являются традиционными материалами. Во все времена они широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете.

Термин «сангина» означает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет мелка, а также технику, в которой выполняется рисунок данным материалом. Другие мелки похожего типа – сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый).

Соус

Соус называют также «черным мелом». Выпускается в виде коротких круглых черных палочек, обернутых фольгой. Производится соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи.

Этот материал имеет большую кроющую силу и дает красивые бархатистые тона от очень темных до очень светлых, с большим числом тональных градаций. Соусом удобно выполнять быстрые наброски, а также тщательное моделирование формы.

Эскизы, графика

 

Эскиз (фр. esquisse) – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз – быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.Эскизы недорогие и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом в более широкое значение срока. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге.

Вопреки популярному убеждению, художники часто используются ластики при рисунке. Стирающее устройство может быть использовано, чтобы удалять грубые строительные линии, или, чтобы смягчать линии для визуального эффекта.

Эскизы Леонардо да Винчи и Эдгара Дега – два примера художников, эскизы которых стали объектами искусства.

35)?

36) Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи

В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:

систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),

эвристические методы проектирования,

методы инженерного (изобретательского) творчества,

эвристический алгоритм, представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:

преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:

рецептурное обучение и проектирование по аналогии;

подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели;

(техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;

мобилизация подсознания.

расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход. Необходимо применение разнообразных методов, расширение области поиска новых идей и увеличение их количества.

37) - основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно - тематической базы проектного замысла, выражающая художественно - проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. Дизайн - концепция — целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Теоретическим обоснованием работы над Дизайн - концепцией стали положения о проблемати зации задания на проектирование (его проблемном восприятии, нацелен­ ном на объективную оценку сложив­ шегося и ожидаемого положения дел и выделение в жизни объекта противоречий — проблем, — ведущих к его перспективному развитию) и тематизации возможных подходов к его решению), выявление и отбор путей разрешения противоречий, отнесенных к реальным компонентам, пространственным уровням, системам функционирования или оснащения рассматриваемого объекта). Эти этапы проектного анализа сравнимы с привычными приемами последовательного аналитического изучения подлежащего проектированию объекта, которое помогает понять пути решения проектной задачи. Отличие состоит в том, что для сложного дизайнерского объекта оба этапа связаны непредсказуемым образом и составляют в целом самостоятельный творческий раздел проектной работы, не имеющий аналогов в традиционных видах проектирования.

 

Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем прототипов, допускают разные варианты их решения — как в части функциональных технологий, так и в области декоративно - пластических поисков. Поэтому Дизайн - концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспек­тивность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально - эстетических проблем, вырабатывает своего рода предпроектную идею будущего решения, фор­мулирующую принципы работы. Часто — в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» эле­ менты освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн - форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды.

 

Еще большую роль играет Дизайн - концепция в объектах сверхкрупных, особенно п ередовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М. В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, — как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т. е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединенных высшей целью — постижением системы знаний мирового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов ее формирования. Для чего необходимо:

 

определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых ком­ понентов;

выявить возможные средства архитектурно - дизайнерского формирования того или иного архетипа среды;

рассмотреть пути минимизации набора этих средств;

составить Дизайн - концепцию формирования с их помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.

Основная посылка концепции — несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территорий столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего ее большого города, с другой, — выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений.

 

Обеспечить художественный «суверенитет» комплекса призвано выпол­нение двух условий: университетский городок должен выделяться в данной части города архитектурной композицией и своеобразием дизайнерских решений. Причем черты последних на этой стадии еще не имеют конкретики, это дело последующих этапов работы, а пока идет выработка условий их поиска.

 

Первая часть положений определила условную «номенклатуру» мате риальных носителей дизайнерских идей. С одной стороны, это функционально - пространственные единицы, которые наиболее ярко отражают характерные черты университетского образа жизни, — зоны свободного общения (форумы, аудитории, залы собраний, холлы) — и коммуникационные русла (эспланады, пассажи, рекреации) разного ранга и назначения. С другой — это собственно произведения дизайна, интегрированные в пространно - смысловых узлах средовой ситуации в единые индивидуализиро­ ванные «сообщества», где вокруг уникальных комплексных установок, совмещающих несколько функций (оборудование, информация и пр.), комбинируются «стандартные» для университета элементы монофункционального обустройства.

 

Вторая часть положений Дизайн - концепции носит более проективный характер и говорит о желательности тех или иных свойств предстоящих дизайнерских решений (своего рода навязывание будущей среде определенных ограничений). Эта часть концепции в конечном счете определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн - проектирования:

 

необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и репродуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;

скрупулезный учет местных природно - климатических условий на макро- и микроуровнях в качестве основы утилитарно - технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствовует оптимальной организации главных компонентов комплекса — зон свободного общения;

отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общрлринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и де кора предметно - пространственных систем.

 

Таким образом, положения Дизайн - концепции реализуются через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования.

 

Иначе говоря, Дизайн - концепция не должна предлагать реальные проектные решения, хотя при ее разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих ее положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта — это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект.

 

38)?

39) Экологическое направление в дизайне. В 1970-х гг., когда впервые в мире заговорили о реальной угрозе стоящих перед человечеством экологических катастроф, возникло экологическое направление в дизайне, ставшее откликом на негативные последствия технологической революции. Оно ориентировано на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды, т.е. на максимальную экономию ресурсов и материалов, достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности, разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде. Экологический подход к проектированию стал принципиально новым, поставив перед дизайном совершенно новые задачи.

 

В 1980-х гг. окончательно сложились новые концепции в дизайне («альтернативный дизайн», «новый дизайн», «метафорический дизайн», «антифункционализм»), которые на первый план выдвинули социокультурные функции дизайна. Так называемый культурологический подход в дизайне рассматривает Дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры, высоко оценивая способность дизайна не только к инновациям, но и к воссозданию традиционных ценностей. Поиски места дизайна в новой ситуации стали одной из причин формирования парадигмы средового проектирования в дизайне, радикально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Парадигма средового проектирования предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов. Вещь (объект дизайн-деятельности) является символом образа жизни в целом, подтверждающим его оправданность и привлекательность, поэтому дизайн способен влиять на формирование определенного образа жизни, определять структуру потребностей, способствуя утверждению экологических ценностей в обществе.

 

Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в общемировой процесс, последствия которого приводят к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи сходятся во мнении, что мы живем в эпоху смены цивилизаций: в эпоху «заката» технологической эры, «индустриальной цивилизации» и становления новой цивилизации, которая получила определения «<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: