Журнал «Детский сад: теория и практика». №9, 2012г. стр. 40 - 49




Сомкова Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошколь­ной педагогики Института детства Российского государ­ственного педагогического университета им. А.Й. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Солнцева Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошколь­ной педагогики Института детства Российского государ­ственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

Вербенец Анна Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт – Петербург.

Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются возможности и варианты использования проекта в процессе планирования образовательного процесса; представлены этапы педагогического проектирования, приведены примеры проектного планирования образовательного процесса и содержание про­ектов для дошкольников разных возрастных.

Ключевые слова: проектное планирование, проект, этапы проекта, формы организации образовательного процесса, образовательная ситу­ация.

Планирование является одной из задач профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. По своей сути, это продуктивная дея­тельность, которая разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Проект представляет собой модель пе­дагогической системы, готовую для практического применения в педа­гогической практике. В рамках комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях это тематические проекты, рассчитанные на разный срок реализации в обра­зовательном процессе. Тематические проекты включают в себя: цели вос­питания и развития ребенка, содер­жание взаимодействия педагога и ребенка, методы и средства осущест­вления взаимодействия и оценку его результата. Разработка педагогом проекта предполагает планирование выполнения детьми комплекса дей­ствий по решению значимой для них проблемы, завершающейся создани­ем продукта при эмоциональной, ре­гулятивной и инструктирующей под­держке взрослого. Проектирование допускает многовариантность решений и тем самым определяет направ­ление планирования и организации образовательного процесса, исходя из особенностей мониторинга дет­ского развития, детских интересов, специфики условий конкретного до­школьного учреждения.

Рассмотрим главные характери­стики проекта как формы планирова­ния.

Первый показатель проекта — это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитан­ников. Проблемность темы может задаваться использованием вопроси­тельной формы в ее формулировке. Например: «Осень — это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?».

Важным представляется принцип личной значимости темы и конеч­ного продукта проекта для детей. В младшей группе при определении и формулировании темы проектов лучше «идти от детей», ориентиру­ясь на восприятие и освоение мира ребенком. Поэтому в сетке годового планирования в младшей группе типичны темы: «Мы обедаем», «Наши игрушки», «Наш участок: мы гуля­ем!», «Дом, в котором мы живем», «Мой домашний любимец», «Мы улыбаемся — у нас праздник», «Надо, надо умываться...», «Мы показываем театр» и т.д. Хотя на первый взгляд формулировки тем выглядят баналь­но, но они точно отражают потребно­сти ребенка в освоении пространства группы, участка, желание общаться с домашними животными и проявлять активность в демонстрации своих возможностей в игре. Если воспита­тель сочтет необходимым озвучить тему проекта для детей (хотя в млад­шей группе это не обязательно), то в такой формулировке она будет понят­на и привлекательна для малышей.

В средней группе в формулиров­ках тем отражается потребность де­тей этого возраста в активном позна­нии окружающего мира, в стремле­нии «все попробовать самому», к экс­периментированию, к совместному игровому взаимодействию. Эти осо­бенности возраста находят отраже­ние в таких формулировках тематики проектов как: «Из чего сделаны пред­меты?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?», «Витамины — помощники здоровью», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» (прил. 1).

В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка («Загадки космоса», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества»), интрига («Дома мама и папа, а на работе?»), реально существующая в группе проблема («Веселые истории вокруг нас», «Как укрепить организм зимой») или противоречие, сомне­ние («Дружба начинается с улыбки?») (прил. 1).

Характерной чертой проекта как формы планирования является фор­мулировка общей проблемы для де­тей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы про­блема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоци­онально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игрово­му персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, уз­нать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, под­готовить поздравление близким и т.п.

Постановка цели проектной деятельности через определение ко­нечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности дол­жен иметь материальное воплоще­ние. Чем младше дети, тем особенно важно, чтобы полученный в результа­те совместных усилий и личного уча­стия каждого результат можно было увидеть, подержать в руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решения игровых, бытовых или учебных задач.

• Совместное с детьми опреде­ление частных задач, которые будут решаться по ходу проекта. (Что для этого нам необходимо предпринять? Что будем делать в первую очередь? Что потом? Как объединим все вме­сте?)

• Совместное определение спо­собов и средств решения поставлен­ных задач (Как мы можем решить эти задачи? Что для этого нам понадобит­ся? Где найдем информацию? Кто нам может в этом помочь? К кому мы мо­жем обратиться?)

Использование в ходе проек­та разных форм организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач. В старшем дошкольном возрасте приоритетными будут подгрупповые формы детского взаимодействия, которые позволяют использовать современныеинтерактивные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, создать условия для самооценки ребенка и проявления индивидуальных способностей каждого.

Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой частью проекта. Воспитателю необходимосоздать условия для того, чтобыдети-участники проекта получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилийзатраченных для реализации проекта и создания конечного про­дукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона (например, во время праздника «Великой Масленицы» на территории детского сада). В старшей и подготовительной к школе группах работа по проекту может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущихпроектах. В обсуждении с детьми подготовительной к школе группы воспитатель может использовать термин «проект»: «Мы с вами закончили большой проект...», «Нас ждет новый интересный проект на тему...». Использование термина из «взрослой жизни» усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня от­ветственности перед сверстниками.

По мнению И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой-Сибирской [2], в проекте находит отражение система и структура действий педагога, направленная на реализацию педаго­гической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени их осуществления участниками и усло­вий, необходимых для эффективности системы действий.

Прежде всего, в процессе педа­гогического проектирования определяется ожидаемый результат, а затем этапы и средства его достижения. Определение ожидаемого результата требует формулирования целей и за­дач работы с детьми на определенный период, их уточнения в соответствии с содержанием программы, конкретных представлений, умений, способно­стей, интересов, над развитием кото­рых предстоит работать.

Так, например, педагогический проект «Разноцветное настроение» в подготовительной к школе группе направлен на реализацию такой цели, как способствовать формированию начальных социальных ориентации детей посредством развития их эмо­циональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и рас­ширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявлениях и причинах (прил. 2). Продуктом проекта выступает совместно создаваемая детьми и взрослыми (педагогом и родителями) книга «Азбука настроений».

Уточнение и конкретизация цели разворачивается в задачах проекта, которые могут интегрировать содержание разных образовательных обла­стей программы. Приведем примеры некоторых из задач с указанием образовательных областей (табл.).

Далее определяется этапность проекта. Происходит перевод цели и задач в план действий по их до­стижению. Это требует определения целесообразных форм организации детской деятельности; подбора мето­дов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов. Например, в проекте «Разноцветное настроение» важным является отбор информации для «Азбуки настроений», рисование пиктограмм «жестов» и «поз» эмоций, разыгрывание этюдов на выражение разных эмоциональных состояний («Мы — актеры-мимы», «Изобразим голосом» и т.п.), драматизация литера­турных произведений, разыгрывание эпизодов сказок, сюжетов жанровых картин, музыкальных фрагментов. Не­целесообразным является использо­вание большого числа бесед, дидак­тических игр, ориентированных на из­лишнее «информирование» детей об эмоциях и эмоциональных состояниях.

Реализация проекта предпола­гает включение детей в разные виды деятельности: игровую, познаватель­но-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение (прил. 1).

Эта характеристика является типичной для интегрированных проек­тов (включающих задачи из разных об­разовательных областей программы) и желательной для монопроектов (с преобладанием задач одной из образовательных областей). Вместе с тем, не каждый интегрированный проект предполагает обязательную организа­цию всех видов детской деятельности. Например, в реализации многих про­ектов сложно решать задачи, связанные с физическим развитием детей. Поэтому данное содержание может быть спланировано на календарный период дополнительно, вне содержания проекта. Поэтому система календарного планирования предполагает дополнение содержания проекта задачами по тем образовательным областям, которые не включает данныйпроект. Часто таким дополнением выступает планирование музыкальной трудовой деятельности, занятий физической культуре.

В ходе проектирования воспитатель поэтапно определяет особенности взаимодействия с детьми в процессе реализации проекта.

На первом (мотивационном) этапе проекта педагог определяет исследовательскую проблему, способы сти­мулирования интереса детей к ее изу­чению, актуализации их опыта по теме проекта, выдвижения дошкольникам гипотез и предложений по изучение поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных, речевых, познава­тельных задач.

Рассмотрим возможности построения мотивационного этапа на примере проекта «Дружба начинается с улыбки?», целью которого является развитие аффективно-коммуникатив­ных умений (понимать эмоции друг друга, сопереживать, сочувствовать) обогащение представлений детей с нравственных категориях.

Постановка проблемы проекта и ее принятие детьми может прохо­дить в ходе решения проблемной си­туации: после прослушивания песни «Дружба начинается с улыбки» (муз В.Я. Шаинского, сл. М.С. Пляцковского) появляется царевна Несмеяна, которая не умеет улыбаться. Царевна считает, что именно поэтому она ни с кем не может подружиться. Обсуждая тему, дети вспоминают о дружбе литературных героев и героев мультфильмов (Буратино и Пьеро, Буратино и Мальвина, Иван-царевич и Конек-Горбунок, Шарик и кот Матроскин), о том, как они подружились. Дети вспоминают ситуации знакомства и последующей дружбы из своего личного опыта и задумываются о роли эмоций в дружеских взаимоотношениях людей: какие эмоции способствуют установлению и поддержанию дружеских отношений, а какие препятствуют им? Всегда ли отношение человека можно оценить по выражению его лица? Какие ещё признаки могут указывать на эмоции и чувства, которые испытывает к человеку? И т.п. Дети решают найти ответы на эти вопросы и сделать книгу, которая поможет научить царевну Несмеяну располагать к себе людей, понимать их эмоции, а значит, найти друзей.

На втором (проблемно-деятельностном) этапе проекта основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и т.д. Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

Проблемно-деятельностный этап проекта является наиболее продолжительным и включает все формы организации образовательного процесса:

• образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятель­ность, осуществляемую в ходе режим­ных моментов;

• самостоятельную деятель­ность детей;

• взаимодействие с семьями де­тей по реализации основной общеоб­разовательной программы дошколь­ного образования (прил. 2).

На данном этапе проекта родите­ли могут активно включиться в образо­вательную деятельность детского сада посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете, в изго­товлении индивидуальных промежу­точных продуктов проекта. На данном этапе развиваются и совершенствуют­ся детско-родительские отношения: ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых си­туациях, проявляет свои индивиду­альные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным про­явлениям ребенка, к общению с ним.

В проектном планировании це­лесообразно использовать ситуаци­онный подход. Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, т.е. та­кая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планирует­ся и целенаправленно организуется педагогом с целью решения опреде­ленных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельно­сти. Особенностью образовательной ситуации является появление обра­зовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ре­бенка. Такие продукты могут быть как материальными (рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, об­раз, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания об­разовательных ситуаций.

Образовательные ситуации ис­пользуются в процессе организован­ной образовательной деятельности. Главными задачами таких образова­тельных ситуаций является формиро­вание у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать вы­воды. Совершенствуются умения раз­ных видов продуктивной деятельно­сти (изобразительной, конструктив­ной, театрализованной и др.).

Образовательные ситуации мо­гут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах (прил. 2). Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активно­сти, самостоятельности и творчества. Например, проигрывание этюдов и фрагментов сказок с передачей эмо­ций, чувств, настроения через позу, жесты, мимику; беседы о дружбе и дружеских отношениях детей и взрос­лых; интервьюирование взрослых об их друзьях с последующими переска­зами этих историй детьми и т.д.

Образовательные ситуации мо­гут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследова­тельской деятельности, для продуктивного творчества. В рамках проекта «Дружба начинается с улыбки?» это может быть самостоятельный или совместный с родителями поиск иллюстраций литературных героев, пре­бывающих в разных эмоциональных состояниях; составление коллажей эмоций, жестов, поз; составление личного альбома «Мои настроения» и рассказов по представленным в нем фотографиям.

На третьем (творческом) этапе проекта идет обобщение, оформле­ние коллективного продукта детской деятельности и его публичная пре­зентация. Презентация конечного продукта проекта «Дружба начина­ется с улыбки?» — книги для царев­ны Несмеяны — может проходить в форме детского мастер-класса. В ходе мастер-класса дети озвучивают и в те­атрализованной деятельности пред­ставляют каждую страницу создан­ной книги, «учат» героиню понимать и передавать эмоции, рассказывают и демонстрируют посредством разных видов театра примеры дружеских от­ношений литературных персонажей, советуют, в каких сказках ей стоит по­пробовать найти друга, придумывают истории о том, как друзья помогут ца­ревне Несмеяне стать веселой.

На этом этапе проекта воспита­тель продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной са­мопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительно­сти и доказательности высказываний.

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности до­школьного учреждения. В зависимо­сти от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей соци­альной активности каждого из них, от умения «ладить» с детьми каждому можно найти в проекте деятельность «по душе» и по возможностям. Одни родители ограничатся оказанием помощи своему ребенку: помогут найти информацию в энциклопедии, книгах в Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, могут составить загадку, сказку, поучаствуют в создании совместного с ребенком коллажа на тему проекта, примут участие в выполнении индивидуального задания ребенка по проекту. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации целевой прогулки, в коллективном походе, театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказать детям о своей профессии, показать свои кулинарные, профессиональные, творческие умения в зависимости от темы проекта. Содержание представленных проектов предполагает участие родителей в презентации результатов проекта детьми. Сначала они могут быть только зрителями, а затем и участниками презентации вместе с детьми.

Участие в реализации детских проектов помогает родителям лучше узнать и понять ребенка, проявить творческие способности и повысить свой авторитет в глазах ребенка.

Проектное планирование должно базироваться на принципах си­стемности, последовательности, усложняемости, цикличности. Важно непросто формулировать интересныетемы, а представлять этапы в освоении детских представлений, умений, способностей; возвращаться к освоению на новом витке сложности («принцип спирали»). В связи с чем, в планировании могут быть представлены повторяющиеся как в одной, так и в разных возрастных группах общие темы («Мир вокруг нас», «Мир природы вокруг нас» и др.), раскрытие которых пред­полагает опору на предыдущий накопленный опыт и «шаг вперед» (но­вую информацию, умения, действия, перенос в другие условия).

Важно учитывать современность тематики детских проектов и обра­зовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности, предусмо­треть возможность оперативного включения тем, содержания и форм, в соответствии с возникающими про­блемными моментами, а также с уче­том явлений и событий окружающего мира.

В процессе проектирования не­обходимо ориентироваться на со­циокультурные возможности и ре­сурсы в организации образователь­ного процесса. Важно предусматри­вать «открытость» миру: отражение впечатлений от празднования опре­деленных событий, традиционных народных гуляний, культурных и мас­совых событий (выставок, соревно­ваний) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также «прибли­жение» детей к окружающему миру — выезды в театры, музеи, зоопарки, библиотеки и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: