Сомкова Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.Й. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Солнцева Ольга Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Вербенец Анна Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт – Петербург.
Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении
В статье рассматриваются возможности и варианты использования проекта в процессе планирования образовательного процесса; представлены этапы педагогического проектирования, приведены примеры проектного планирования образовательного процесса и содержание проектов для дошкольников разных возрастных.
Ключевые слова: проектное планирование, проект, этапы проекта, формы организации образовательного процесса, образовательная ситуация.
Планирование является одной из задач профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. По своей сути, это продуктивная деятельность, которая разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Проект представляет собой модель педагогической системы, готовую для практического применения в педагогической практике. В рамках комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях это тематические проекты, рассчитанные на разный срок реализации в образовательном процессе. Тематические проекты включают в себя: цели воспитания и развития ребенка, содержание взаимодействия педагога и ребенка, методы и средства осуществления взаимодействия и оценку его результата. Разработка педагогом проекта предполагает планирование выполнения детьми комплекса действий по решению значимой для них проблемы, завершающейся созданием продукта при эмоциональной, регулятивной и инструктирующей поддержке взрослого. Проектирование допускает многовариантность решений и тем самым определяет направление планирования и организации образовательного процесса, исходя из особенностей мониторинга детского развития, детских интересов, специфики условий конкретного дошкольного учреждения.
Рассмотрим главные характеристики проекта как формы планирования.
Первый показатель проекта — это наличие общей темы. При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста воспитанников. Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы в ее формулировке. Например: «Осень — это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?».
Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей. В младшей группе при определении и формулировании темы проектов лучше «идти от детей», ориентируясь на восприятие и освоение мира ребенком. Поэтому в сетке годового планирования в младшей группе типичны темы: «Мы обедаем», «Наши игрушки», «Наш участок: мы гуляем!», «Дом, в котором мы живем», «Мой домашний любимец», «Мы улыбаемся — у нас праздник», «Надо, надо умываться...», «Мы показываем театр» и т.д. Хотя на первый взгляд формулировки тем выглядят банально, но они точно отражают потребности ребенка в освоении пространства группы, участка, желание общаться с домашними животными и проявлять активность в демонстрации своих возможностей в игре. Если воспитатель сочтет необходимым озвучить тему проекта для детей (хотя в младшей группе это не обязательно), то в такой формулировке она будет понятна и привлекательна для малышей.
В средней группе в формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего мира, в стремлении «все попробовать самому», к экспериментированию, к совместному игровому взаимодействию. Эти особенности возраста находят отражение в таких формулировках тематики проектов как: «Из чего сделаны предметы?», «Как нам помогает техника в детском саду и дома?», «Витамины — помощники здоровью», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» (прил. 1).
В старшем дошкольном возрасте уже в самой формулировке темы проекта должна присутствовать загадка («Загадки космоса», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества»), интрига («Дома мама и папа, а на работе?»), реально существующая в группе проблема («Веселые истории вокруг нас», «Как укрепить организм зимой») или противоречие, сомнение («Дружба начинается с улыбки?») (прил. 1).
Характерной чертой проекта как формы планирования является формулировка общей проблемы для детей, которую необходимо решить в ходе проекта. Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них. Это может быть необходимость помочь игровому персонажу, детям младших групп, улучшить условия в группе, сделать атрибуты для новой сюжетно-ролевой игры, разработать новые правила, узнать новое явление, подготовиться к празднику, показать свои умения, подготовить поздравление близким и т.п.
• Постановка цели проектной деятельности через определение конечного продукта проекта. Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение. Чем младше дети, тем особенно важно, чтобы полученный в результате совместных усилий и личного участия каждого результат можно было увидеть, подержать в руках, поиграть с ним или использовать в деятельности для решения игровых, бытовых или учебных задач.
• Совместное с детьми определение частных задач, которые будут решаться по ходу проекта. (Что для этого нам необходимо предпринять? Что будем делать в первую очередь? Что потом? Как объединим все вместе?)
• Совместное определение способов и средств решения поставленных задач (Как мы можем решить эти задачи? Что для этого нам понадобится? Где найдем информацию? Кто нам может в этом помочь? К кому мы можем обратиться?)
Использование в ходе проекта разных форм организации детей (фронтальная, подгрупповая, деятельность парами, индивидуальное решение частной задачи). Выбор педагогом организации детей зависит от содержания деятельности, возможностей детей и педагогических задач. В старшем дошкольном возрасте приоритетными будут подгрупповые формы детского взаимодействия, которые позволяют использовать современныеинтерактивные технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, создать условия для самооценки ребенка и проявления индивидуальных способностей каждого.
Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой частью проекта. Воспитателю необходимосоздать условия для того, чтобыдети-участники проекта получили удовлетворение и истинное удовольствие от презентации и оценки своих усилийзатраченных для реализации проекта и создания конечного продукта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта. Это могут быть родители, сотрудники детского сада, дети других групп, жители микрорайона (например, во время праздника «Великой Масленицы» на территории детского сада). В старшей и подготовительной к школе группах работа по проекту может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущихпроектах. В обсуждении с детьми подготовительной к школе группы воспитатель может использовать термин «проект»: «Мы с вами закончили большой проект...», «Нас ждет новый интересный проект на тему...». Использование термина из «взрослой жизни» усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня ответственности перед сверстниками.
По мнению И.А. Колесниковой и М.П. Горчаковой-Сибирской [2], в проекте находит отражение система и структура действий педагога, направленная на реализацию педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени их осуществления участниками и условий, необходимых для эффективности системы действий.
Прежде всего, в процессе педагогического проектирования определяется ожидаемый результат, а затем этапы и средства его достижения. Определение ожидаемого результата требует формулирования целей и задач работы с детьми на определенный период, их уточнения в соответствии с содержанием программы, конкретных представлений, умений, способностей, интересов, над развитием которых предстоит работать.
Так, например, педагогический проект «Разноцветное настроение» в подготовительной к школе группе направлен на реализацию такой цели, как способствовать формированию начальных социальных ориентации детей посредством развития их эмоциональной сферы, обогащения эмоционального опыта, уточнения и расширения представлений об эмоциях и чувствах, их проявлениях и причинах (прил. 2). Продуктом проекта выступает совместно создаваемая детьми и взрослыми (педагогом и родителями) книга «Азбука настроений».
Уточнение и конкретизация цели разворачивается в задачах проекта, которые могут интегрировать содержание разных образовательных областей программы. Приведем примеры некоторых из задач с указанием образовательных областей (табл.).
Далее определяется этапность проекта. Происходит перевод цели и задач в план действий по их достижению. Это требует определения целесообразных форм организации детской деятельности; подбора методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов. Например, в проекте «Разноцветное настроение» важным является отбор информации для «Азбуки настроений», рисование пиктограмм «жестов» и «поз» эмоций, разыгрывание этюдов на выражение разных эмоциональных состояний («Мы — актеры-мимы», «Изобразим голосом» и т.п.), драматизация литературных произведений, разыгрывание эпизодов сказок, сюжетов жанровых картин, музыкальных фрагментов. Нецелесообразным является использование большого числа бесед, дидактических игр, ориентированных на излишнее «информирование» детей об эмоциях и эмоциональных состояниях.
Реализация проекта предполагает включение детей в разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение (прил. 1).
Эта характеристика является типичной для интегрированных проектов (включающих задачи из разных образовательных областей программы) и желательной для монопроектов (с преобладанием задач одной из образовательных областей). Вместе с тем, не каждый интегрированный проект предполагает обязательную организацию всех видов детской деятельности. Например, в реализации многих проектов сложно решать задачи, связанные с физическим развитием детей. Поэтому данное содержание может быть спланировано на календарный период дополнительно, вне содержания проекта. Поэтому система календарного планирования предполагает дополнение содержания проекта задачами по тем образовательным областям, которые не включает данныйпроект. Часто таким дополнением выступает планирование музыкальной трудовой деятельности, занятий физической культуре.
В ходе проектирования воспитатель поэтапно определяет особенности взаимодействия с детьми в процессе реализации проекта.
На первом (мотивационном) этапе проекта педагог определяет исследовательскую проблему, способы стимулирования интереса детей к ее изучению, актуализации их опыта по теме проекта, выдвижения дошкольникам гипотез и предложений по изучение поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных, речевых, познавательных задач.
Рассмотрим возможности построения мотивационного этапа на примере проекта «Дружба начинается с улыбки?», целью которого является развитие аффективно-коммуникативных умений (понимать эмоции друг друга, сопереживать, сочувствовать) обогащение представлений детей с нравственных категориях.
Постановка проблемы проекта и ее принятие детьми может проходить в ходе решения проблемной ситуации: после прослушивания песни «Дружба начинается с улыбки» (муз В.Я. Шаинского, сл. М.С. Пляцковского) появляется царевна Несмеяна, которая не умеет улыбаться. Царевна считает, что именно поэтому она ни с кем не может подружиться. Обсуждая тему, дети вспоминают о дружбе литературных героев и героев мультфильмов (Буратино и Пьеро, Буратино и Мальвина, Иван-царевич и Конек-Горбунок, Шарик и кот Матроскин), о том, как они подружились. Дети вспоминают ситуации знакомства и последующей дружбы из своего личного опыта и задумываются о роли эмоций в дружеских взаимоотношениях людей: какие эмоции способствуют установлению и поддержанию дружеских отношений, а какие препятствуют им? Всегда ли отношение человека можно оценить по выражению его лица? Какие ещё признаки могут указывать на эмоции и чувства, которые испытывает к человеку? И т.п. Дети решают найти ответы на эти вопросы и сделать книгу, которая поможет научить царевну Несмеяну располагать к себе людей, понимать их эмоции, а значит, найти друзей.
На втором (проблемно-деятельностном) этапе проекта основным содержанием является обогащение представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и т.д. Идет развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.
Проблемно-деятельностный этап проекта является наиболее продолжительным и включает все формы организации образовательного процесса:
• образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (прил. 2).
На данном этапе проекта родители могут активно включиться в образовательную деятельность детского сада посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете, в изготовлении индивидуальных промежуточных продуктов проекта. На данном этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения: ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным проявлениям ребенка, к общению с ним.
В проектном планировании целесообразно использовать ситуационный подход. Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, т.е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.).
Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах (прил. 2). Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Например, проигрывание этюдов и фрагментов сказок с передачей эмоций, чувств, настроения через позу, жесты, мимику; беседы о дружбе и дружеских отношениях детей и взрослых; интервьюирование взрослых об их друзьях с последующими пересказами этих историй детьми и т.д.
Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. В рамках проекта «Дружба начинается с улыбки?» это может быть самостоятельный или совместный с родителями поиск иллюстраций литературных героев, пребывающих в разных эмоциональных состояниях; составление коллажей эмоций, жестов, поз; составление личного альбома «Мои настроения» и рассказов по представленным в нем фотографиям.
На третьем (творческом) этапе проекта идет обобщение, оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Презентация конечного продукта проекта «Дружба начинается с улыбки?» — книги для царевны Несмеяны — может проходить в форме детского мастер-класса. В ходе мастер-класса дети озвучивают и в театрализованной деятельности представляют каждую страницу созданной книги, «учат» героиню понимать и передавать эмоции, рассказывают и демонстрируют посредством разных видов театра примеры дружеских отношений литературных персонажей, советуют, в каких сказках ей стоит попробовать найти друга, придумывают истории о том, как друзья помогут царевне Несмеяне стать веселой.
На этом этапе проекта воспитатель продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.
Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения. В зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения «ладить» с детьми каждому можно найти в проекте деятельность «по душе» и по возможностям. Одни родители ограничатся оказанием помощи своему ребенку: помогут найти информацию в энциклопедии, книгах в Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, могут составить загадку, сказку, поучаствуют в создании совместного с ребенком коллажа на тему проекта, примут участие в выполнении индивидуального задания ребенка по проекту. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации целевой прогулки, в коллективном походе, театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказать детям о своей профессии, показать свои кулинарные, профессиональные, творческие умения в зависимости от темы проекта. Содержание представленных проектов предполагает участие родителей в презентации результатов проекта детьми. Сначала они могут быть только зрителями, а затем и участниками презентации вместе с детьми.
Участие в реализации детских проектов помогает родителям лучше узнать и понять ребенка, проявить творческие способности и повысить свой авторитет в глазах ребенка.
Проектное планирование должно базироваться на принципах системности, последовательности, усложняемости, цикличности. Важно непросто формулировать интересныетемы, а представлять этапы в освоении детских представлений, умений, способностей; возвращаться к освоению на новом витке сложности («принцип спирали»). В связи с чем, в планировании могут быть представлены повторяющиеся как в одной, так и в разных возрастных группах общие темы («Мир вокруг нас», «Мир природы вокруг нас» и др.), раскрытие которых предполагает опору на предыдущий накопленный опыт и «шаг вперед» (новую информацию, умения, действия, перенос в другие условия).
Важно учитывать современность тематики детских проектов и образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности, предусмотреть возможность оперативного включения тем, содержания и форм, в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира.
В процессе проектирования необходимо ориентироваться на социокультурные возможности и ресурсы в организации образовательного процесса. Важно предусматривать «открытость» миру: отражение впечатлений от празднования определенных событий, традиционных народных гуляний, культурных и массовых событий (выставок, соревнований) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также «приближение» детей к окружающему миру — выезды в театры, музеи, зоопарки, библиотеки и др.