Тепловой расчёт прототипа двигателя MAN




Содержание

Введение

1 Тепловой расчёт. 3

2 Тепловой баланс. 16

3 Расчет внешней скоростной характеристики дизеля. 18

4 Кинематика кривошипно-шатунного механизма. 20

5 Динамика кривошипно-шатунного механизма. 23

Библиографический список

 

 

Введение

В качестве источника механической энергии на современных автомобилях и тракторах применяют в основном двигатели внутреннего сгорания (ДСВ). В ДСВ химическая энергия топлива преобразуется сначала в тепловую в процессе сгорания, а затем теплота превращается в механическую энергию на валу двигателя. Вырабатываемая механическая энергия частично используется для обслуживания внутренних систем двигателя (охлаждения, смазки, питания), а также внешних систем автомобиля или трактора (электроснабжения; тормозных, если тормозные системы с гидро- или пневмоприводом и т.д.). Но основным потребителем механической энергии является движитель (приводные колёса или гусеницы), куда энергия подаётся с помощью трансмиссии.

Основные показатели автомобиля или трактора (скорость движения, максимальная грузоподъёмность, экономичность, экологические факторы и т.п.) определяются главным образом двигателем. Поэтому, представляется очень важным уметь прогнозировать показатели двигателя и его характеристики, чтобы удовлетворить требованиям транспортного средства.

На современных автомобилях и тракторных применяют главным образом четырёхтактные бензиновые и дизельные двигатели. Основным направлением их форсирования и улучшения показателей служат газотурбинный наддув и охлаждение надувочного воздуха. Поэтому, необходимо выполнять тепловой расчёт двигателей именно таких типов с ориентацией на лучшие результаты, достигнутые в практике мирового автотракторного двигателестроения.

Таким образом, тепловой расчёт двигателя является первой и необходимой ступенью в процессе проектирования и создания нового двигателя или в процессе совершенствования существующего.


Тепловой расчёт прототипа двигателя MAN

Двигатель MAN D0836

man.uag.ru

 

Двигатель D0836

Цилиндры и расположение:

6 цилиндров в ряд

 

Клапаны:

4 на цилциндр

 

Режим работы:

4-тактный дизельный двигатель с прямым впрыском

 

Наддув:

одинарный для Евро-3,

двойной для Евро 4,

наддув с промежуточным охлаждением для Евро 5 и EEV

 

Система впрыска:

Common Rail

 

Система охлаждения двигателя:

управляемое охлаждение с помощью термореле, радиатор с принудительной циркуляцией вода/воздух, радиатор воздух/воздух (интеркулер)

LFL61, 62, 64 и 65 с радиатором вода/воздух и интеркулером вода/воздух

 

Управление двигателем:

EDC (электронный контроль) и FFR (блок управления)

 

Технологии очистки выхлопных газов:

технология PURE DIESEL (EGR + очистка выхлопных газов без присадок)

 

 

Преимущества для клиентов

■ Надежная установка и замена благодаря компактным и идентичным размерам двигателя для моделей разных технологий системы очистки ОГ

■ Значительная экономия благодаря инновационным технологиям, которые оптимизируют расход топлива и повышают

интервал обслуживания

■ Полный ассортимент продукции с единой технологией впрыска CommonRail и оптимальным шагом роста мощности двигателей

■ Быстрая доставка запасных частей наличии и первоклассный послепродажный сервис

■ Всемирная служба сервиса MAN с разветвленной сетью

Технические данные для D0834

 

Диаметр цилиндра 108мм

 

Ход поршня 125мм

 

Объем двигателя 6.9л

 

Стандарт норм очистки ОГ EEV Euro 5

 

Модель двигателя LFL60 LFL61 LFL62 LFL63 LFL64 LFL65

 

Выходная мощность1 кВ 184 213 250 184 213 250

 

Выходная мощность1 л.с. 250 290 340 250 290 340

 

При скорости об/м 2300 2300 2300 2300 2300 2300

 

Max. крутящий момент Нм 1000 1150 1250 1000 1150 1250

 

При скорости об/м 1200 1400 1300 1200 1200 1200

 

Потребление топлива2 г/кВч 199 203 205 199 203 205

 

Тип очистки ОГ PM-Kat PM-Kat PM-Kat Oxi-Kat Oxi-Kat Oxi-Kat

 

Ступеней контроля ОГ 2 2 2 2 2 2

 

 

Данные для расчёта:

Ne= 250 кВт

i = 6

n = 2300 об/мин

ε =17

Произвести расчет двигателя MAN четырехтактного дизеля.

 

Топливо дизель

 

В соответствии с ГОСТ 305-82 для рассчитываемого двигателя принимаем дизельное топливо (для работы в летних условиях — марки Л и для работы в зимних условиях — марки З). Цетановое число топлива - не менее 45.

 

Средний элементный состав дизельного топлива

 

С=0,870; Н=0,126; 0=0,004.

 

Низшая теплота сгорания топлива

 

НU = З3,91∙С+ 125,60∙Н— 10,89∙ (0—S)—2,51∙ (9Н + W) =

= 33,91∙0,87+125,60∙0,126—10,89∙0,004—2,51∙9∙0,126 = 42,44 МДж/кг = 42440 кДж/кг.

 

Параметры рабочего тела.

 

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива

 

кмоль возд/кг топл.

кг возд/кг топл.

 

Коэффициент избытка воздуха.

 

Образцы современных дизелей с наддува со струйным смесеобразованием устойчиво работают на номинальном режиме без существенного перегрева при α =1,6 - 1,8.

Принимаем: α =1,7 для дизеля с наддува

 

Количество свежего заряда:

 

М1= α∙ L0=1,7∙0,5 = 0,85 кмоль св. зар/кг топл.

 

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания

 

кмоль СО2/кг топл.;

кмоль Н2О/кг топл.

кмоль О2/кг тотпл.;

кмоль N2/кг тотпл.

 

Общее количество продуктов сгорания

 

 

кмоль пр.сг/кг топл.

 

Параметры окружающей среды и остаточные газы.

 

Атмосферные условия

МПа; К.

 

Принимаем турбокомпрессор с центростремительной турбиной ТРК – 8,5 (πк=1,9)

 

Давление окружающей среды для дизелей, МПа

 

(1.1)

 

где πк – степень повышения давления.

- давление воздуха перед компрессором, МПа

 

(1.2)

 

где - потери давления на всасывании в компрессор, МПа

 

МПа

 

МПа.

 

 

Температура окружающей среды для дизеля с наддувом, К

 

(1.3)

 

где nк – показатель политропы сжатия компрессора, nк = 1,5

 

, К

 

Температура и давление остаточных газов.

 

При наддуве температурный режим двигателя повышается и увеличивает значения Тr, и рr. Поэтому можно принять для дизелей:

 

с наддувом Тr = 800 К,

рr =0,95∙Рк = 0,95∙ 0,18 = 0,171 МПа;

 

Процесс впуска.

 

Температура подогрева свежего заряда. Естественный подогрев заряда в дизеле с наддувом может достигать 10 °С. Поэтому принимаем:

 

∆Т = 10°С.

 

Плотность заряда на впуске, кг/м3

 

(1.4)

 

, кг/м3

 

Потери давления на впуске в двигателе, МПа

 

; (1.5)

 

, МПа.

 

где, = 2,7 и = 70 м/с приняты в соответствия со скоростным режимом двигателей и с учетом небольших гидравлических сопротивлений во впускной системе дизеля без наддува.

Давление в конце впуска, МПа

 

; (1.6)

 

МПа.

 

Коэффициент остаточных газов

 

; (1.7)

 

 

.

 

Температура в конце впуска, К

 

; (1.8)

 

, К.

 

Коэффициент наполнения

 

; (1.9)

 

 

Процесс сжатия.

 

Средние показателя адиабаты и политропы сжатия. При работе дизеля на номинальном режиме можно с достаточной степенью точности принять показатель политропы сжатия приблизительно равным показателю адиабаты, который определяется по номограмме (рисунок 25)[1]:

при ε = 17 и Т= 378 К

k1 =1,363, а n1 =1,363.

 

Давление и температура в конце сжатия

 

, МПа (1.10)

 

, МПа

, К (1.11)

 

, К

 

, ºС (1.12)

 

, ºС

 

Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия, кДж/(кмоль· К):

 

Воздуха:

 

(1.13)

 

, кДж/(кмоль· К)

 

Остаточных газов:

 

Определяется по таблице 8 методом интерполяции

 

для дизеля с наддувом при =1,7 и t c = 805 °С

 

, кДж/(кмоль· К)

 

Рабочей смеси:

(1.14)

 

, кДж/(кмоль· К)

 

Процесс сгорания

 

Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси в дизелях:

 

(1.15)

 

 

Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси в дизелях:

 

(1.16)

 

 

Теплота сгорания рабочей смеси в дизелях:

 

(1.17)

 

, кДж/кмоль раб. смеси

 

Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания в дизелях:

 

(1.18)

 

 

(1.19)

 

 

Температура в конце видимого процесса сгорания

 

(1.20)

 

где ξ – коэффициент использования теплоты, ξ = 0,86

λ – степень повышения давления, λ = 1,5

 

или

 

,°С

 

, К

 

Максимальное давление сгорания для дизелей, МПа.

 

(1.21)

 

, МПа.

 

Степень предварительного расширения для дизелей:

 

(1.22)

 

 

Процесс расширения.

 

Степень последующего расширения

 

(1.23)

 

 

Средние показатели адиабаты и политропы расширения для дизелей выбираются следующим образом. На номинальном режиме можно принять показатель политропы расширения с учетом достаточно больших размеров цилиндра, несколько меньше показателя адиабаты расширения, который определяется по номограмме (рис. 30)[1] для дизелей:

 

при δ=12,06; Тz,= 2198,1 К и α = 1,7

k2= 1,2792, а n2 = 1,267.

 

давление и температура в конце расширения для дизелей:

 

(1.24)

 

, МПа

 

(1.25)

, К

 

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов для дизелей:

 

(1.26)

 

 

что допустимо.

 

Индикаторные параметры рабочего цикла.

 

Теоретическое среднее индикаторное давление, МПа

 

(1.27)

 

, МПа

 

Среднее индикаторное давление для дизелей, МПа

 

(1.28)

 

где φи – коэффициент полноты диаграммы, φи = 0,95

 

МПа.

 

Индикаторный к.п.д. для дизелей

 

(1.29)

 

 

 

Индикаторный удельный расход топлива для дизелей, г/(кВт·ч):

 

(1.30)

 

, г/(кВт·ч)

 

Эффективные показатели двигателя.

 

Среднее давление механических потерь, МПа:

 

(1.31)

 

где v п.ср – средняя скорость поршня предварительно принимается для тракторных двигателей в пределах 5,5 – 10,5, v п.ср = 6,9 м/с

 

МПа

 

Среднее эффективное давление и механический к.п.д. для дизелей:

 

, МПа (1.32)

 

, МПа

 

(1.33)

 

 

Эффективный к.п.д. и эффективный удельный расход топлива для дизелей:

 

(1.34)

 

 

, г/(кВт ч) (1.35)

 

, г/(кВт·ч)

 

 

Основные параметры цилиндра и двигателя.

 

Литраж двигателя, л:

 

(1.36)

 

, л.

 

Рабочий объем цилиндра, л:

 

(1.37)

 

, л.

Принимаем S/D = 1

Определяем диаметр цилиндра, мм:

 

(1.38)

 

, мм.

 

Принимаем D = S = 141 мм

 

По окончательно принятым значениям D и S определяются основные параметры и показатели двигателя:

 

,л (1.39)

 

, л

 

,мм2 (1.40)

 

мм2 = 156см2

 

, м/с (1.41)

, м/с

 

что достаточно близко (ошибка <2%) к ранее принятому значению vn.ср = 10,2 м/с;

 

, кВт (1.42)

 

, кВт

 

, Н·м (1.43)

 

, Н·м

 

, кг/ч (1.44)

 

, кг/ч

 

, кВт/дм3 (1.45)

 

, кВт/дм3

 

Построение индикаторной диаграммы дизеля с наддувом.

 

Масштабы диаграммы (рисунок 1):

 

масштаб хода поршня МS = 1,0 мм в мм;

масштаб давлений МP = 0,08 МПа в мм.

 

Приведенные величины рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания соответственно:

 

АВ= S/МS= 141/1,0 = 141 мм; (1.46)

 

ОА = АВ/(ε – 1) = 141/(17 – 1) =8,8 мм. (1.47)

 

Максимальная высота диаграммы (точки z’ и z) и положение точки z по оси абсцисс

 

, мм (1.48)

 

, мм (1.49)

 

Ординаты характерных точек:

 

,мм (1.50)

 

,мм (1.51)

 

,мм (1.52)

 

,мм (1.53)

 

,мм (1.54)

 

,мм (1.55)

 

 

Построение политроп сжатия и расширения проводится графическим методом

 

а) для луча ОС принимаем угол α = 15°;

б) ;

в) используя лучи 0D и ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с.

г) ,

д) используя лучи ОЕ и ОС, строим политропу расширения, начиная с точки z.

 

Теоретическое среднее индикаторное давление

 

, МПа (1.56)

 

где F/ - площадь диаграммы асz’zbа.

что очень близко к величине Р =1,203 МПа, полученной в тепловом расчете.

Скругление индикаторной диаграммы.

 

Ориентировочно устанавливаются следующие фазы газораспределения:

впуск - начало (точка r‘) за 25° до в.м.т. и окончание (точка а”) - 60° после н.м.т.;

выпуск - начало (точка b’) за 60° до н.м.т. и окончание (точка а’) - 25° после в.м.т.

угол опережения впрыска 20° (точка с’) и продолжительность периода задержки воспламенения ∆φ1 = 8° (точка f).

 

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b’, r’, a’, а”, с’ и f по формуле для перемещения поршня:

 

АХ=(АВ/2)[(1 - соsφ) + (λ/4)(1 – соs2φ)], мм (1.57)

 

где λ - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, ориентировочно устанавливаем λ = 0,270.

 

Результаты расчета ординат точек b’, r’, a’, а”, с’ и f приведены в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение точки Положение точки φ Расстояние АХ точек от В.М.Т., мм
в/ 60 до НМТ   1,601 112,8
r/ 25 до ВМТ   0,122 8,6
a/ 25 после ВМТ   0,122 8,6
a// 60 после НМТ   1,601 112,8
c/ 20 до ВМТ   0,076 5,3
f 8 до ВМТ   0,038 2,6

 

Положение точки с” определяют из выражения

 

рС″ =(1,15…1,25) рС, МПа (1.58)

 

рС″ =1,15 · 7,949 =9,1 МПа

 

мм (1.59)

 

 

 

Рис.1


Тепловой баланс

 

Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом, Дж/с:

 

(2.1)

 

, Дж/с

 

Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1с, для дизелей, Дж/с:

 

(2.2)

 

, Дж/с

 

Теплота, передаваемая охлаждающей среде, для дизелей, Дж/с:

 

(2.3)

 

где С - коэффициент пропорциональности (для четырехтактных двигателей С= 0,45 + 0,53), С=0,5;

m - показатель степени (для четырехтактных двигателей m = 0,б-О,7), m=0,66

 

Дж/с

 

(2.4)

 

где = кДж/(кмоль·К)

=23,322 кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 8[1],

при α=1,7 и tr =Tr – 273=803-273=530ºC

 

= кДж/(кмоль·К)

=23,322 кДж/(кмоль·К) – определено по таблице 5[1], графа “воздух”

при tк =Tк – 273=356-273=83ºC

 

Дж/с

 

Неучтенные потери теплоты

 

(2.5)

 

, Дж/с.

 

Составляющие теплового баланса представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Составляющие теплового баланса Q Дж/с g, %
Теплота, эквивалентная эффективной работе    
Теплота, передаваемая охлаждающей среде    
Теплота, унесенная с отработавшими газами   29,9
Неучтённые потери теплоты   17,1
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом    

 

 


3 Расчет внешней скоростной характеристики дизеля.

На. основании теплового расчета, проведенного для режима номинальной мощности, получены следующие параметры, необходимые для расчета и построения внешней скоростной характеристики дизеля:
Все расчетные данные заносятся в таблицу 3

Таблица 3

Частота вращения коленчатого вала nx, об/мин Параметры внешней скоростной характеристики
Nex Mex Pex ν п.ср.x Pмx Pix Mix g ex GTx α x η vx
  71,5   1,08 2,82 0,116 1,447   229,3 7,3 1,258 0,875
  127,4   1,158 4,7 0,134 1,523   199,9 11,0 1,400 0,885
  192,7   1,168 7,1 0,152 1,476   191,7 14,1 1,560 0,902
      0,998 10,4 0,168 1,336   201,8 16,4 1,700 0,913

 

Мощность в расчетных точках, кВт:

 

(3.1)

Эффективный крутящий момент, Н м

 

(3.2)

 

Среднее эффективное давление, МПа

 

(3.3)

 

Средняя скорость поршня, м/с

 

(3.4)

 

Среднее давление механических потерь, МПа

 

(3.5)

 

 

Среднее индикаторное давление, МПа

 

(3.6)

 

Индикаторный крутящий момент, Н м

 

(3.7)

 

Удельный эффективный расход топлива для дизелей, г/(кВт ч)

 

(3.8)

 

Часовой расход топлива, кг/ч

 

(3.9)

 

Коэффициент избытка воздуха. Принимаем для дизелей:

 

(3.10)

Соединяя точки αn min и αN прямой линией, получим значения αx для всех расчётных точек дизеля.

Коэффициент наполнения

 

(3.11)

 

По расчетным данным, приведенным в табл. 3, строим внешние скоростные характеристики дизеля рис. 2

 

Коэффициент приспособляемости для дизелей:

 

 

где Мemax определён по скоростным характеристикам.

Рис.3.1 Скоростная характеристика дизеля

 

Диогроммо цикла сжатия дизеля

Рси. 1.1
4 Кинематика кривошипно-шатунного механизма

 

Выбор λ и длины шатуна Lш.

 

В целях уменьшения высоты двигателя с учетом опыта отечественного дизелестроения оставляем значение λ = 0,270, как уже было принято предварительно в тепловом расчете.

 

(4.1)

 

, мм

 

Перемещение поршня.

Изменение хода поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом (рисунок 3а) в масштабе Мs = 2 мм в мм и Мφ = 2° в мм через каждые 30°.

Поправка Брикса, мм:

 

(4.2)

 

, мм

 

Угловая скорость вращения коленчатого вала, рад/с:

 

(4.3)

 

, рад/с

 

Скорость поршня.

 

Изменение скорости поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом (рисунок 3б) в масштабе М, = 0,4 м/с в мм:

 

(4.4)

 

(4.5)

 

 

(4.6)

 

 

Ускорение поршня.

 

Изменение ускорения поршня по углу поворота коленчатого вала строят графическим методом (рисунок 3, в) в масштабе М= 50 м/с2 в мм:

 

(4.7)

 

, мм

 

(4.8)

 

, мм

 

(4.9)

 

, м/с2

 

(4.10)

 

, м/с2

 

Значения SX, vn и j в зависимости от φ, полученные на основании построенных графиков, заносим в таблицу 4.

При j = 0 vn= vn.max= 17,6, а точки перегиба S соответствуют повороту кривошипа на 76 и 284°.

 

Таблица 4

 

φ S, мм V,м/с j,м/с2
      +2451
  9,5458 +6,489 +1931,4
  34,767 +10,34 +705
  65,26 +10,9 -520
  91,873 +7,88 -1225
  109,12 +4,03 -1414,5
      -1410
  109,12 -4,03 -1411,4
  91,873 -7,88 -1225
  65,26 -10,9 -520
  34,767 -10,34 +705
  9,5458 -6,489 +1931,4
      +2450

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: