ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.




ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. МЕТОДЫФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

1.1. "Физиология - медико-биологическая наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей - систем, органов, тканей клеток,- выявляющая причины, механизхмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействие его с окружающей средой"

"Словарь физиологических терминов" Наука,1987.

 

Хотелось бы привести высказывание Шелтона, одного из наиболее известного физиолога и врача нашего времени. Он писал: "Вероятно, величайшая потребность нашего века - правильные знания о физиологии нашего организма и законах, управляющих жизнью, здоровьем и болезнью. Прискорбно, что люди умирают от нарушения простых законов, в то время как элементарное знание не только помешало бы им стать пищей для земляных червей, но сделало бы их жизнь прекрасной и содержательной."

ЦЕЛЬ: использование познанных закономерностей функционирования организма человека для решения практических задач медицины.

Физиология возникла на стыке медицины и биологии, и, используя идеи и методы биологических наук (биохимии, генетики, морфологии и т.п.), удовлетворяет потребности медицины.

Физиология использует методы и идеи других естественных наук, в том числе математики, кибернетики, физики, химии и др.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ.

В зависимости от выбранного критерия физиология может быть классифицирована на несколько разделов:

По объекту изучения: животное (физиология животных), человек (физиология человека).

По характеру экспериментов и по применимости полученных знаний: экспериментальная и клиническая; теоретическая и прикладная.

По направлениям: авиационная, космическая, спортивная, возрастная, труда, эволюционная и т.д.

Изучение здорового организма или организма в процессе развития, течения и исхода болезни и патологического процесса: нормальная и патологическая физиологи

По изучению физиологических систем, органов, клеток, органоидов: физиология нервной системы, дыхания, пищеварения, нервной клетки, мембран и т.д.

Существуют и другие классификации. По объектам физиологических исследований сохраняющим свойства живого: - группа людей (животных);

- целостный организм;

- функциональная система органов;

-орган;

-ткань;

-клетка.

 

1.3. ОБЪЕКТЫФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ - организационные структуры, сохраняющие свойства живого (самосахранение, саморегуляция, размножение и т.д.

Согласно клеточной теории, клетка является элементарным уровнем организации, сохраняющим свойства живого. Тем не менее, обеспечивая возможно более медленное умирание живого, физиологи исследуют и отдельные органоиды (мембраны, митохондрии и т.д.).

 

1.4. Прежде чем перейти к изложению дальнейшего материала

следует остановиться на МЕТОДАХ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ.

Форма занятий:

- лекции; -практические занятия;

-отработки; -консультации перед зачетами; -спецкурсы; -консультации перед экзаменом; -экзамен.

В курсе физиологии изучают:

-Общую физиологию;

-Пищеварение;

-Кровь;

-Кровообращение

-Дыхание;

-Энергообмен;

-Выделительную и эндокринную системы.

ОСНОВНОЙ МЕТОД РАБОТЫСТУДЕНТА - конспектирование.

Конспект должен быть у каждого студента;

Основной принцип - не жалейте бумаги; оставляете чистой часть страницы, чтобы иметь возможность дополнить конспект.

Используйте собственные обозначения для часто встречающихся терминов:

-функция - Ф.;

-действие - Д;

-усиливать и ослаблять (+ -);

-тормозит Т;

-вещество В и др.

Желательно, чтобы до лекции вы уже познакомились бы с лекционным материалом по конспектам, которые вам предложат на кафедре. На лекциях и при самостоятельной работе с учебником вы можете внести в конспект все то, что считаете необходимым. К практическим занятиям вы должны хорошо быть знакомыми с конспектами. На практических занятиях конспекты могут дополняться схемами, рисунками и таблицами.

Для практических занятий выделяется отдельная тетрадь для протоколов опытов. В тетрадь заносятся тема и цель занятий, вопросы, краткие ответы на эти вопросы, описание метода исследований, осуждение этих исследований, выводы.(Точно так же как и конспект лекций есть разработанные и конспекты практических

занятий). Все это может стать хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.

А теперь можем перейти к дальнейшему изложению материала.

 

ЭТАПЫИ МЕТОДЫФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

2.1. ЭТАПЫ:

1) Целостный организм;

2) Комплекс органов: сердечно-мышечный препарат по И.П.Павлову, нервно-мышечный препарат.

3) Орган: сердце по Лангендорфу.

4) Клетки; изолированные клетки.

5) Органоиды (митохондрии);

6) Части органоидов (рецепторы);

7) Отдельные вещества - взаимодействие мембраны с рецептором. 8) Модели.

 

2.2.МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ:

1) Наблюдение - невмешательство в происходящие процессы; (ограниченный объем получаемой информации в пределах живого и из-за субъективизма подхода).

2) Эксперименты:

- хронические (на животных);

- острые -"-

- на целом организме;

- на изолированном органе;

- клинические исследования на человеке.

3) Моделирование: - предметное;

- математическое

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: