Лекция 1
Введение в методологию
План:
- Уровни методологического анализа.
- Основные методологические принципы.
- Классификация методов исследования.
Основные понятия: методология, психологический факт, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы, эксперимент, наблюдение, беседа, тест.
Литература:
1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.
3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М., 1999
5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2003
6. Регуш А.А., Наблюдения в экспериментальной психологии. - СПб.,1997
7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005
Наука - это прежде всего исследование. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик.
Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Разработанность психологии и педагогики зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.
Что такое психологический факт? Это:
а) определенные акты поведения ребенка, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;
б) акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между детьми.
Общая цель всех методов исследования заключается в ТОЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ психологических фактов для последующего теоретического анализа. Психологические объяснения всегда будут разноуровневыми, многослойными, каждый слой обладает самостоятельной значимостью и не заменим ни одним другим.
Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии и педагогики находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.
Выделяют 3 уровня методологического анализа (схема 1).
Схема 1
УРОВНИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
№ | Уровень | Основные особенности |
Общая методология | Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы. Проводится мировоззренческое обобщение полученных результатов | |
Частная (специальная) методология | Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте | |
Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования | Связана с практикой исследования. В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией. Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более принципиальных вопросов исследования |
Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик.
На основе общих методологических принципов (таблица 1.) строится любое психологическое исследование. Исходя из методологических принципов и конкретных задач тех или иных особенностей психики ребенка определяются стратегия, общий путь психологического и педагогического исследования.
Таблица 1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип детерминизма | Специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание — процесс многоплановый и многофакторный: научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации); б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности); в) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие |
Принцип единства психики и деятельности | Изучать детей в процессе их обучения и воспитания: а) учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: - в ведущей деятельности; - в зарождающейся деятельности; - в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей |
Принцип объективности | 1) Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: — по уровню психического развития; - по содержательной характеристике деятельности; - по обучаемости и т.д. 2) Психические явления рассматривать такими, каки-(' ми они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления). Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!) |
Принцип развития | Изучать психическое явление в системе трех координат: 1) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.). Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; б) тенденции развития в последующих возрастных ступенях. Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие |
Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)
Организационные методы
- сравнительный (метод «поперечных срезов»),
- лонгитюдный (длительный, много методик),
- комплексный.
1. Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.
2. Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).
Положительное - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины
Отрицательное - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.
3. Комплексный - Участие представителей разных стран (наук); возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.
Эмпирические методы
- наблюдение и самонаблюдение,
- экспериментальные методы,
- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),
- анализ процессов и продуктов деятельности,
- биографические методы.
Методы обработки данных
- количественный анализ, (статистика)
- качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).