Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)




Лекция 1

Введение в методологию

План:

  1. Уровни методологического анализа.
  2. Основные методологические принципы.
  3. Классификация методов исследования.

 

Основные понятия: методология, психологический факт, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития, организационные методы, эмпирические методы, методы обработки данных, интерпретационные методы, эксперимент, наблюдение, беседа, тест.

Литература:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследования в психологии. – М., 2002.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995

4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М., 1999

5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2003

6. Регуш А.А., Наблюдения в экспериментальной психологии. - СПб.,1997

7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005

 

 

Наука - это прежде всего исследование. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познаётся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

 

Разработанность психологии и педагогики зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.

Что такое психологический факт? Это:

а) определенные акты поведения ребенка, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики;

б) акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов исследования заключается в ТОЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ психологических фактов для последующего теоретического анализа. Психологические объяснения всегда будут разноуровневыми, многослойными, каждый слой обладает самостоятельной значимостью и не заменим ни одним другим.

Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата, поэтому вопрос о разработке методов психологии и педагогики находится в центре внимания исследователей. Разработка конкретных методов исследования базируется на методологических принципах, исходя из теоретических положений науки. Любой метод исследования всегда несет на себе печать той или иной теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

Выделяют 3 уровня методологического анализа (схема 1).

 

Схема 1

УРОВНИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Уровень Основные особенности
    Общая методология Общий философский подход, общий способ познания явлений действительности Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В качестве общей методологии исследователи принимают различные философские системы. Проводится мировоззренческое обобщение получен­ных результатов
  Частная (специальная) методология Совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте
  Совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования Связана с практикой исследования. В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией. Любой методический прием (например, тест) всегда рассматривается вместе с решением ряда более прин­ципиальных вопросов исследования

 

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик.

 

На основе общих методологических принципов (таблица 1.) строится любое психологическое исследование. Исходя из ме­тодологических принципов и конкретных задач тех или иных особенностей психики ребенка определяются стратегия, об­щий путь психологического и педагогического исследования.

Таблица 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип детерминиз­ма   Специфика детерминант психического развития ре­бенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе фор­мирования личности (воспитание — процесс много­плановый и многофакторный: научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детермина­ции); б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности); в) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие
Принцип единства психики и деятельности Изучать детей в процессе их обучения и воспитания: а) учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: - в ведущей деятельности; - в зарождающейся деятельности; - в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей
Принцип объектив­ности 1) Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: — по уровню психического развития; - по содержательной характеристике деятельности; - по обучаемости и т.д. 2) Психические явления рассматривать такими, каки-(' ми они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления). Количество собранного материала должно быть доста­точным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)
Принцип развития   Изучать психическое явление в системе трех коорди­нат: 1) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздейст­вие конкретного раздражителя); 2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка); 3) историогенеза (учет акселерации и др.). Учитывать: а) психологические особенности возраста, предшест­вующего изучаемому; б) тенденции развития в последующих возрастных ступе­нях. Таким образом, изучать те особенности психики, ко­торые четко определились, и те, в которых намечается развитие

 

Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)

Организационные методы

- сравнительный (метод «поперечных срезов»),

- лонгитюдный (длительный, много методик),

- комплексный.

1. Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.

2. Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).

Положительное - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины

Отрицательное - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.

3. Комплексный - Участие представителей разных стран (наук); возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.

Эмпирические методы

- наблюдение и самонаблюдение,

- экспериментальные методы,

- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),

- анализ процессов и продуктов деятельности,

- биографические методы.

Методы обработки данных

- количественный анализ, (статистика)

- качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: