Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) | Германская (фискальный федерализм) |
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») | 1. совместные налоги («один налог — три бюджета») |
2. самостоятельность в расходах | 2. совместное регулирование расходов |
3. непринятие «мандатов» | 3. «финансируемые мандаты» |
4. слабое выравнивание | 4. сильное выравнивание |
5. свобода заимствований | 5. ограничения заимствований |
6. возможность «банкротства» | 6. помощь кризисным регионам |
Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:
1. законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;
2. законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;
3. сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.
5.Внебюджетные фонды в РФ: виды, цели, функции и задачи.
Внебюджетные фонды – это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Основные задачи внебюджетных фондов:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
· предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам.
Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета.
Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.
· Распределительная функция заключается в перераспределении части текущего ВНП в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения их потребностей, а также в пользу отдельных секторов экономики в целях благоприятного макроэкономического развития.
· Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянного контроля хода и результатов воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса.
Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ: автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий; лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.
По целевому назначению выделяют следующие виды внебюджетных фондов:
· социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);
· экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).
По уровням управления (зависит от государственного устройства):
· федеральные (в них аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение);
· региональные (создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями);
· местные (создаются для финансирования потребностей местного масштаба).
По срокам действи:
· постоянные (срок деятельности неограничен)
· временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)
По принадлежности различают (зависит от субъекта - создателя данного внебюджетного фонда, зачастую, в зависимости от размеров субъекта варьируются размер внебюджетного фонда)
· межгосударственные (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС)
· государственные (Пенсионный фонд РФ и. т. д.)
· местные (региональные отделения государственных фондов и т.д.)
По правовому положению:
· внебюджетные специальные фонды (осуществляют деятельность вне бюджета);
· бюджетные целевые фонды (прикреплены к соответствующему бюджету или бюджетам);
· фонды, обладающие частичной самостоятельностью
В зависимости от целей создания выделяется большое количество внебюджетных фондов, так как сфер их использования большое количество (раннее уже встречалась классификация внебюджетных фондов в зависимости от целей, данная классификация приведена для отображения разности взглядов авторов на возможности классификации внебюджетных фондов):
· социальные фонды (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);
§ фонды личного и имущественного страхования (для осуществления страховой деятельности);
§ кредитные фонды (используются для поддержания кредита и кредитных программ государства)
§ научно-исследовательские фонды (для финансирования НИОКР)
§ инвестиционные фонды (используются для инвестирования государства в различные проекты);
§ конъюнктурные фонды (используются для решения проблем в конкретных условиях процесса воспроизводства, чаще всего на определенный момент);
§ экологические фонды (выполняют природоохранную функцию - финансируют расходы, связанные с улучшением окружающей экологической обстановки).
По источниками и механизму формирования ресурсов различаются (влияет на объем поступлений и на порядок формирования доходов):
· внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер (Фонд Социального Страхования и т.д.);
· внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.
1. Пенсионный фонд (ПФ)- один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Основные источники средств ПФ РФ: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан; добровольные взносы граждан; доходы от капитализации средств фонда; прочие поступления. Пенсионный фонд используется: на выплату пенсий: по возрасту и инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий: на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
2. Фонд социального страхования ФСС- Специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования.
Источники формирования средств ФСС: страховые взносы организаций-работодателей; страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд); добровольные взносы физических и юридических лиц; прочие доходы.
Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий, санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей и других мероприятий в области государственного социального страхования; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; обеспечение финансовой устойчивости Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов и др. Средства Фонда образуются за счет страховых взносов, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, иных доходов.
Средства Фонда направляются на следующие цели: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.
3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Источниками формирования средств ФОМС: страховые взносы организаций-работодателей; страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд); добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом; прочие доходы.
ФОМС структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
6.Принципы и методы управления государственными финансам и органы государственного управления
Государственныефинансы — это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств. Субъектами денежных отношений в данной сфере является государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.
Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.
Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:
· Приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
· Федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
· Единство финансовой политики и денежной системы — необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
· Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности;
· Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
· Социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
· Распределение функций — на основе распределения власти;
· Принцип гласности;
· Принцип плановости;
· Принцип законности;
· Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ.
Методы управления:
Ф инансовое планирование – это именно составление, разработка и реализация финансовых планов всех звеньев финансовой системы страны, которые объединены в единую систему для наилучшего функционирования и движения денежных средств.
Фин .прогнозирование –исследование возможного состояние финансов в будущем периоде, определение приемлемых объемов финансовых ресурсов, источников их формирования, обоснование финансовых планов, а также в выявление возможных отклонений от принятых корректировок.
Оперативное управление - это такой процесс разработки комплекса необходимый мер, при помощи которых максимальный эффект при минимуме затрат должен быть достигнут, основываясь на анализе данных о распределении финансовых ресурсов и текущей финансовой в стране.
Фин.контроль - он служит важным способом обеспечения законности, правильности ведения финансовой документации, помогает выявить нарушения и отклонения от принятых стандартов с целью обеспечения целесообразности проводимой финансовой деятельности, а также раскрывает неэффективное и неэкономное расходование бюджетных средств на ранних стадиях, дабы принять корректирующие меры и необходимые санкции с целью устойчивого функционирования финансовой системы государства
Органы управления. Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.
Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:
· Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
· Рассматривание законов о налогах и сборах;
· Установление размера государственного внутреннего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат — Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:
· Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
· Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
· Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
· Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.
Важное подразделение Минфина РФ — главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.
Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС).
Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.
7.Содержание, задачи, принципы и составляющие государственной финансовой политики. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.
Ф.п. вкл.в себя:
1. Разработку общей концепций;
2. Опред-ие основных направлений, целей и задач;
3. Создание адекватного фин.механизма;
4. Управление фин.деят-тью на гос.уровне;
Ф.п. основывается на фин.стратегий и тактике гос-ва:
Фин. стратегия- долговременный курс, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающих решение крупно масштабных задач;
Фин. тактика- решение задач на конкретном этапе, посредством своевременной перегруппировки фин.связей.
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: - разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; - создание адекватного финансового механизма; - управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Целями финансовой политики предприятия могут быть: - выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; - избежание банкротства и крупных финансовых неудач; - лидерство в борьбе с конкурентами; - максимизация рыночной стоимости предприятия; - устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; - рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли и минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т. д.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.
К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:
· учет действий объективных экономических законов;
· учет конкретных исторических условий;
· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.
К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:
· обеспечение рациональной структуры системы финансов в обществе;
· обеспечение рационального построения финансового механизма;
· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях системы финансов;
· формирование финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;
· сосредоточение финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
· концентрация основных финансовых ресурсов в руках государства;
· сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.
Составные части финансовой политики государства:
-бюджетная политика;
-налоговая политика;
-денежно-кредитная политика;
-валютная политика.
· Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
· Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.
· Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы.
· Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.
· Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
· Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
8.Финансовый контроль: содержание и его необходимость. Объекты и субъекты финансового контроля на макро- и микроуровнях финансового управления.
Финансовый контроль- совокупность действий и операций по проверке специально уполномоченными органами финансовых аспектов деятельности экономических агентов в соответствии с требованиями финансового законодательства с применением специфических форм и методов их организации
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в: проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; выявлении внутренних резервов производства; устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.