В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.




Модели бюджетного федерализма

Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) Германская (фискальный федерализм)
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») 1. совместные налоги («один налог — три бюджета»)
2. самостоятельность в расходах 2. совместное регулирование расходов
3. непринятие «мандатов» 3. «финансируемые мандаты»
4. слабое выравнивание 4. сильное выравнивание
5. свобода заимствований 5. ограничения заимствований
6. возможность «банкротства» 6. помощь кризисным регионам

Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

1. законодательное разграничение расходных полномочий между всеми уровнями власти;

2. законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для, реализации возложенных на них полномочий;

3. сглаживание вертикальных и горизонтальных балансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

5.Внебюджетные фонды в РФ: виды, цели, функции и задачи.

Внебюджетные фонды – это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Основные задачи внебюджетных фондов:

· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

· оказывать социальные услуги населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;

· предоставлять займы, в т.ч. зарубежным партнерам.

Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

· Распределительная функция заключается в перераспределении части текущего ВНП в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения их потребностей, а также в пользу отдельных секторов экономики в целях благоприятного макроэкономического развития.

· Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянного контроля хода и результатов воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса.

Внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ: автономность фондов от бюджета, что позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий; лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом.

По целевому назначению выделяют следующие виды внебюджетных фондов:

· социальные (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

· экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По уровням управления (зависит от государственного устройства):

· федеральные (в них аккумулируются средства, необходимые для обеспечения социально-экономических расходов, имеющих общегосударственное значение);

· региональные (создаются для финансирования части расходов региональных органов власти в соответствии с возложенными на них полномочиями);

· местные (создаются для финансирования потребностей местного масштаба).

По срокам действи:

· постоянные (срок деятельности неограничен)

· временные (прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач)

По принадлежности различают (зависит от субъекта - создателя данного внебюджетного фонда, зачастую, в зависимости от размеров субъекта варьируются размер внебюджетного фонда)

· межгосударственные (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Бюджетная комиссия ЕС)

· государственные (Пенсионный фонд РФ и. т. д.)

· местные (региональные отделения государственных фондов и т.д.)

По правовому положению:

· внебюджетные специальные фонды (осуществляют деятельность вне бюджета);

· бюджетные целевые фонды (прикреплены к соответствующему бюджету или бюджетам);

· фонды, обладающие частичной самостоятельностью

В зависимости от целей создания выделяется большое количество внебюджетных фондов, так как сфер их использования большое количество (раннее уже встречалась классификация внебюджетных фондов в зависимости от целей, данная классификация приведена для отображения разности взглядов авторов на возможности классификации внебюджетных фондов):

· социальные фонды (для финансирования социальных расходов - выплаты пенсий, пособий и т.п.);

§ фонды личного и имущественного страхования (для осуществления страховой деятельности);

§ кредитные фонды (используются для поддержания кредита и кредитных программ государства)

§ научно-исследовательские фонды (для финансирования НИОКР)

§ инвестиционные фонды (используются для инвестирования государства в различные проекты);

§ конъюнктурные фонды (используются для решения проблем в конкретных условиях процесса воспроизводства, чаще всего на определенный момент);

§ экологические фонды (выполняют природоохранную функцию - финансируют расходы, связанные с улучшением окружающей экологической обстановки).

По источниками и механизму формирования ресурсов различаются (влияет на объем поступлений и на порядок формирования доходов):

· внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер (Фонд Социального Страхования и т.д.);

· внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

1. Пенсионный фонд (ПФ)- один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России. Основные источники средств ПФ РФ: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан; добровольные взносы граждан; доходы от капитализации средств фонда; прочие поступления. Пенсионный фонд используется: на выплату пенсий: по возрасту и инвалидности; при потере кормильца; за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий: на детей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.: учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров; назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян; взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

2. Фонд социального страхования ФСС- Специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования.

Источники формирования средств ФСС: страховые взносы организаций-работодателей; страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд); добровольные взносы физических и юридических лиц; прочие доходы.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий, санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей и других мероприятий в области государственного социального страхования; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; обеспечение финансовой устойчивости Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов и др. Средства Фонда образуются за счет страховых взносов, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда, ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, иных доходов.

Средства Фонда направляются на следующие цели: выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Источниками формирования средств ФОМС: страховые взносы организаций-работодателей; страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд); добровольные взносы физических и юридических лиц; доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом; прочие доходы.

ФОМС структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

6.Принципы и методы управления государственными финансам и органы государственного управления

Государственныефинансы — это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств. Субъектами денежных отношений в данной сфере является государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

· Приоритет публичных интересов. Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;

· Федерализм. Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;

· Единство финансовой политики и денежной системы — необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;

· Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности;

· Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;

· Социальная направленность финансовой деятельности. Данный принцип закреплен Конституцией РФ;

· Распределение функций — на основе распределения власти;

· Принцип гласности;

· Принцип плановости;

· Принцип законности;

· Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ.

Методы управления:

Ф инансовое планирование – это именно составление, разработка и реализация финансовых планов всех звеньев финансовой системы страны, которые объединены в единую систему для наилучшего функционирования и движения денежных средств.

Фин .прогнозирование –исследование возможного со­стояние финансов в будущем периоде, определение приемлемых объемов финансовых ресурсов, источников их формирования, обоснование финансовых планов, а также в выявление возможных отклонений от принятых корректировок.

Оперативное управление - это такой процесс разработки комплекса необходимый мер, при помощи которых максимальный эффект при минимуме затрат должен быть достигнут, основываясь на анализе данных о распределении финансовых ресурсов и текущей финансовой в стране.

Фин.контроль - он служит важным способом обеспечения законности, правильности ведения финансовой документации, помогает выявить нарушения и отклонения от принятых стандартов с целью обеспечения целесообразности проводимой финансовой деятельности, а также раскрывает неэффективное и неэкономное расходование бюджетных средств на ранних стадиях, дабы принять корректирующие меры и необходимые санкции с целью устойчивого функционирования финансовой системы государства

Органы управления. Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

· Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;

· Рассматривание законов о налогах и сборах;

· Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат — Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

· Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;

· Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

· Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

· Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ — главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС).

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

7.Содержание, задачи, принципы и составляющие государственной финансовой политики. Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Ф.п. вкл.в себя:

1. Разработку общей концепций;

2. Опред-ие основных направлений, целей и задач;

3. Создание адекватного фин.механизма;

4. Управление фин.деят-тью на гос.уровне;

Ф.п. основывается на фин.стратегий и тактике гос-ва:

Фин. стратегия- долговременный курс, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающих решение крупно масштабных задач;

Фин. тактика- решение задач на конкретном этапе, посредством своевременной перегруппировки фин.связей.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: - разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; - создание адекватного финансового механизма; - управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целями финансовой политики предприятия могут быть: - выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы; - избежание банкротства и крупных финансовых неудач; - лидерство в борьбе с конкурентами; - максимизация рыночной стоимости предприятия; - устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия; - рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли и минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действий объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:

· обеспечение рациональной структуры системы финансов в обществе;

· обеспечение рационального построения финансового механизма;

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях системы финансов;

· формирование финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;

· сосредоточение финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;

· концентрация основных финансовых ресурсов в руках государства;

· сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.

 

Составные части финансовой политики государства:

-бюджетная политика;

-налоговая политика;

-денежно-кредитная политика;

-валютная политика.

 

· Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

· Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом.

· Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы.

· Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов.

· Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

· Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

 

8.Финансовый контроль: содержание и его необходимость. Объекты и субъекты финансового контроля на макро- и микроуровнях финансового управления.

Финансовый контроль- совокупность действий и операций по проверке специально уполномоченными органами финансовых аспектов деятельности экономических агентов в соответствии с требованиями финансового законодательства с применением специфических форм и методов их организации

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Основные задачи финансового контроля заключаются в: проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; выявлении внутренних резервов производства; устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: