STATE POSITION AS A SOURCE OF PERSONAL ENRICHMENT




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, КАК ИСТОЧНИК ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

На фоне проявления кризисных явлений в Российской экономике, особое внимание уделяется изучению усугубляющих факторов, одним из наиболее значимых является коррупция. В настоящей работе рассмотрена государственная должность, как источник личного обогащения и элемент бюрократической системы.

Ключевые слова: коррупция, бюрократия, административный барьер.

 

STATE POSITION AS A SOURCE OF PERSONAL ENRICHMENT

Against the backdrop of manifestations of crisis phenomena in the Russian economy, special attention is paid to the study of aggravating factors, corruption is one of the most significant. In this paper, the public position is considered as a source of personal enrichment and an element of the bureaucratic system.

Keywords: corruption, bureaucracu, administrative resource.

В настоящий момент в России процветает верховная идея в виде самообогащения представителей народа и государственной власти. В правовом государстве все внутригосударственные сферы должны регулироваться законом и непосредственно государством, но фактически регулируются личностными интересами тех, кто наделен необходимыми полномочиями. Административные ресурсы превратились в источник личного обогащения. Использование таких полномочий не по назначению является разложением фундаментальных начал, на которых строится государственная система. Это явление называется «коррупция» от латинского «coruptio», что означает – порча, упадок, совращение, расшатанность. Явление коррупции далеко не новое. О наказании за коррупционные деяния известно человечеству со времен Законов Хаммурапи (почти 4 тыс. лет назад). Что же касается нашей страны, то на вопрос «Что нового в России?» всегда актуален ответ великого русского историка Н.М. Карамзина: «Воруют».

О масштабах коррупции можно судить по заявлению Д.А. Медведева, в 2010г он отметил, что «объем воровства при госзакупках можно снизить на триллион рублей»[1]. Стоит отметить, что это объем воровства только в одном секторе. О масштабах влияния коррупции на экономический сектор, можно судить по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, который обвиняется в получении взятки в 2 млн.долларов, за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую компании «Роснефть» выкупить у государства 50,08% акций «Башнефти» [2].

Такие беспрецедентные масштабы коррупции обусловлены преобладанием личных, как правило корыстных, интересов чиновников государственного аппарата над их прямыми должностными обязанностями. По сути, каждый чиновник это человек, наделенный народом прямо или косвенно, специальными властными полномочиями, административными ресурсами, которые закреплены соответствующими федеральными законами. Целью наделения их этими полномочиями является служение на благо обществу, организованному в государство. Но в момент, когда приоритет личных интересов становится выше общественных, государственная должность превращается в источник личного обогащения, а стремление занять должность повыше, в растрату бюджетных средств на умащение вышестоящих лиц.

По данным Росстата, в России приходится 148,5 чиновника на 10 тыс. человек. В общей сложности, по данным Росстата на 2015 год, численность чиновников составила 1 млн. 434 тыс. человек, или 1 млн. 434 тысячи источников личного обогащения, в ущерб государственным и общественным интересам. Из них к федеральным органам власти относятся 248 тыс.чел., к региональным 246 тыс., в органах местного самоуправления 498 тыс.человек. Кроме этого, чиновников в финансовом и налоговом секторе 217 тыс.чел., в судах – 151 тыс.чел., в прочих государственных органах – 95 тыс. человек[3].

Несмотря на указы Президента Медведева Д.А. от 2010г, в котором он подписал указ об оптимизации численности чиновников и их сокращении на 20%, по данным Росстата можно наблюдать противоположную картину увеличения чиновников более чем на 30%:

 

 

Год                  
Кол-во чиновников на 10 тыс. чел. 114,4 117,7 118,0 115,4 112,1 109,7 107,8 153,6 148,5

(Таблица 1. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления. Источник: Росстат. Сайт: https://www.gks.ru)

 

При этом, основная доля российских чиновников приходится на исполнительную власть (Рисунок 1).

Рисунок 1.

Исходя из понимания государства, как специально организованной формы общества, каждый из вышеперечисленных секторов решает только присущий ему спектр задач, которые направлены на удовлетворение потребностей общества, через специальные административные механизмы. Рост их профессионализации, характеризующейся преимущественно функциональной специализацией, обезличенность связей, усложнение процессов управления порождают бюрократическую машину.

Бюрократия это особый способ организации деятельности, при помощи которого административные проблемы разбиваются на ряд решаемых задач. С точки зрения экономики, бюрократический механизм, есть ни что иное, как организация, финансируемая за счет добавленной стоимости в реальном секторе экономики[4]. Клейнер В.Г. справедливо сравнивает бюрократическое состояние государственного управления наряду с отсутствием каких-либо ограничений и общественного контроля с газообразным состоянием, подобно которому коррупция беспрепятственно проникает в любую сферу общественных отношений, подчеркивая тот факт, что даже борьбу с коррупцией возглавляют коррупционеры[6]. По идее, государственный аппарат в лице чиновников, должен создавать благоприятный климат и условия для развития экономики страны. Однако на практике получается, что за деньги, которые должны облегчать ведение бизнеса, создаются дополнительные теневые взносы и платежи в виде взяток. В исследовании к.э.н. Д.В. Манушина об административных барьерах в российской экономике, он отмечает, что из-за нерасторопности исполнительной власти, 50% законодательных инициатив призванных снизить административные барьеры, не выполняются[5]. Но между тем, зарплаты чиновников и их личное благосостояние растет день ото дня. Автору настоящей статьи, видится, что такое положение дел свидетельствует о том, что особое внимание чиновников сосредоточено на личных интересах, которые для них более приоритетные, чем выполнение своего прямого предназначения.

В этом же исследовании, Манушкин Д.В. приводит результаты опроса предпринимателей в 37 российский регионах, в которых преобладающее большинство людей высказалось, что они воспринимают коррупцию не как проблему, а как средство для решения проблем. Такого же мнения придерживается и Клейнер В.Г., который по этому поводу говорит, что «коррупция в условиях современной России - не просто аномалия или явление, с которым борется общество, а скорее, наоборот, один из наиболее важных и широко используемых механизмов государственного управления и регулирования экономики»[6].
При этом авторы обоих исследований отмечают неэффективность предпринимаемых мер. Манушкин указывает на то, что борьба с коррупцией административными методами (расширений полномочий контрольных органов), приводит к еще большей проблеме – увеличению сумм взяток и откатов. Клейнер приводит другой аргумент, суть которого состоит в том, что невозможно эффективно бороться с коррупцией, если эту борьбу возглавляют коррупционеры. С этим трудно поспорить, ведь создание комитетов по борьбе с коррупцией и прочих должностей, есть не что иное, как создание очередных источников личного обогащения. А учитывая специфику этих должностей, можно судить и об их прибыльности.

Существует много различных видов проявления коррупции, но чтобы их хоть как-то структурировать, предлагается использовать критерий направления денежных потоков, исходя из которого, весь административный ресурс, так или иначе, сводится к двум основным направлениям:

1) пополнение бюджета;

2) расходование бюджета.

Любое проявление коррупции можно отнести к той или иной категории. Даже назначение на должность по принципу «своего человека» или за взятку, косвенно тоже относится к одному из этих направлений, в зависимости от того, какой административный ресурс предполагает купленная должность.

Все это в значительной степени влияет на экономику. Преступления первой направленности, позволяют избегать уплаты налогов, отмывать деньги через теневую экономику, покупка сырья по ценам ниже рыночных, продажа государственных активов и многое другое. Второе направление предполагает не целевое использование бюджета – завышенные цены в государственных закупках, заложенные в сметах откаты, махинации с тендерами и т.д. Это далеко не исчерпывающий перечень проявления коррупции. Всё это – существенный удар по экономике страны и государственному устройству.

Многие ученые связывают низкий уровень инвестиций в экономику с высоким уровнем коррупции, а Клейнер В.Г. приводит качественное объяснение взаимосвязи коррупции и ВВП, которая выражена в обратной корреляции роста ВВП с падением места России в мировом индексе восприятия коррупции[6].

Отдельно следует упомянуть случаи, когда административный ресурс используется для устранения конкурентов. В этом случае возникает ситуация, в которой потенциально лучший производитель товаров или услуг, вынужден преодолевать дополнительные барьеры, и вливать время и деньги не в рост собственного производства, а в бюрократическую машину.

Резюмируя все вышесказанное, напрашивается череда последовательных выводов, вытекающих друг из друга:

Во-первых, коррупция это явление общественных отношений, в которых одним из субъектов обязательно является властная сторона.

Во-вторых, в России коррупция является средством решения проблем, механизмом регулирования реального сектора экономики.

В-третьих, как только государственная должность становится источником личного обогащения, административный ресурс перенаправляется с решения социальных и экономических задач на получение доходов частными лицами. При этом издержки по обогащению частных лиц берет на себя государство.

В-четвертых, рост численности чиновников, даже после указа Президента о сокращении, означает, что бюрократический механизм в стране набирает обороты, а учитывая, что предпринимаемые меры по его ослаблению только усугубляют ситуацию, складывается впечатление бессилия или нежелания решать сложившуюся проблему.

В качестве завершающего аккорда, хочется процитировать древнегреческого философа Платона, жившего около 2,5 тысяч лет назад, и чьи слова звучат так, будто сказаны сегодня:

"Ведь если сапожники станут негодными, испорченными и будут выдавать себя не за то, что они есть на самом деле, в этом государству еще нет беды. Но если люди, стоящие на страже законов и государства, таковы не по существу, а только такими кажутся, ты увидишь, что они разрушат до основания все государство, и только у них одних будет случай хорошо устроиться и процветать."[7]

 

 

Список литературы

1. Румянцева Е.Е.Трансакции и риски коррупции в государственных закупках // Финансы и кредит. 2014. №42.С.20

2. Информационное агентство России ТАСС. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/proisshestviya/4274930

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/#

4. Альпидовская М.Л. БЮРОКРАТИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ// Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006.№5.С.10

5. Манушкин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права.2014.№4.С.53

6. Клейнер В.Г. Кризис и коррупция: взаимосвязь и перспективы // ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. 2015. №3

7. Платон. Государство. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древне- греч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. — 752 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: