Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, на прошлом уроке мы говорили о той роли, которую играет русский язык в мире. А как же появился язык? Обращает внимание на пословицу: Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. – Как вы думаете, ребята, о какой форме языка говорится в пословице? Побуждает к обсуждению. – Правильно, о речи. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, как язык и речь связаны друг с другом, какую роль в жизни человека играет общение | Внимательно слушают, высказывают гипотезы о появлении языка. Принимают участие в обсуждении. Делятся на рабочие группы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | – Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент-Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. А поможет нам в этом материал учебника на с. 5–6. – Докажите справедливость утверждения А. де Сент-Экзюпери, пользуясь справочным материалом учебника. – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь | Внимательно слушают. Выполняют задание. Участвуют в обсуждении. Представители каждой группы зачитывают свои ответы | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки работы со справочной литературой |
2. Игра «Кто быстрее?» | – В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Предложенные вам пословицы разделены пополам. (См. Ресурсный материал.) Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило общения можно сформулировать | Внимательно слушают. Работают с ресурсным материалом, разбитым на блоки. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Ответы: По блоку 1: Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой. Нужно почаще говорить их друг другу. По блоку 2: Необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека | Владеют навыками работы с дидактическим материалом. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока. Выполнение упражнений 4–6 | – Обратите внимание на задание упражнения 5. О каких видах речи говорится в стихотворении? Как содержание стихотворения перекликается с нашими выводами о правилах общения? – Спишите стихотворение, подчеркивая сравнения, позволяющие автору более точно выразить свою мысль. Организует выполнение упражнений 4, 6. По итогам работы подводит обучающихся к выводу о том, что речь бывает устной и письменной, служит для передачи как точной информации, так и эмоционального отношения к событию. В этом случае в речи появляются средства художественной выразительности, позволяющие образно и ярко передать мысль рассказчика слушателям | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем. Участвуют в обсуждении итогов работы. Выполняют задания. При необходимости советуются с членами группы, учителем. Участвуют в обсуждении итогов работы, выдвигают гипотезы | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Авторы учебника говорят нам о том, что чем лучше мы владеем языком, тем лучше общаемся. Как вы считаете, смогли ли мы нашей работой на уроке обосновать справедливость этого утверждения? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: составить диалог «Встреча друзей» с использованием правил общения | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Пословицы
Блок 1 | Блок 2 | ||||
1. Доброе слово 2. Доброе слово 3. Ветры горы разрушают, 4. От доброго слова | язык не усохнет. железные ворота откроет. и кошке приятно. слово народы подымает. | 1. Слово – не воробей, 2. От одного слова 4. Слово – не стрела, 5. Долго думал | да хорошо сказал. а пуще стрелы ранит. да навек ссора. вылетит – не поймаешь. | ||
Уроки 3–4. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ (с. 7–11)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы |