Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||||
I. Постановка учебной задачи. 1. Игра «Помоги Пете Ошибкину» | – Ребята, на прошлом уроке мы хорошо потрудились и сегодня я предлагаю вам начать урок с игры (задания расположены на доске). (См. Ресурсный материал.) – Запишем все слова, в которых мы исправили ошибки Пети, как зрительный диктант, чтобы развивать орфографическую зоркость | Принимают участие в игре, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения. Выполняют задание | Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||||||
II. Работа по теме урока. 1. Работа над ошибками в таблице«Работа над ошибками. Орфография. Морфология» (на доске и в тетрадях) | Анализирует общие результаты диктанта, отмечает тех,
кто лучше всех справился с диктантом, поясняет право-
писание слов, которые представляли трудность для большинства обучающихся.
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
– В рабочих тетрадях начертим таблицу:
В нее мы будем заносить слова, в которых допустили ошибки. Организует и сопровождает деятельность учащихся | Внимательно слушают. Получают тетради с диктантом, проверяют допущенные ими ошибки. Выполняют задание. При затруднении обращаются к орфографическому словарю, консультируются с учителем | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки работы со справочной литературой | ||||||
2. Игра «Штурм Крепости ошибок» | – Цель игры – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок опережающего знакомства с правилом. На доску мы выпишем все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученными орфограммами, с указанием, например, части слова, части речи. С помощью словарей и другой справочной литературы вы попытаетесь объяснить правописание данных слов | Внимательно слушают. Работают со словарями. Выполняют задание, отвечают на вопросы | Владеют навыками работы со справочной литературой, групповой работы | ||||||
3. Систематизация и обобщение знаний | – Составьте рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения и обсуждения составленных рассказов. Оценку ставят на полях, одна-две работы оцениваются учителем | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Считаете ли вы, что результаты работы на уроке являются важными для вас? Где вам может пригодиться этот опыт? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: составить словарный диктант-карточку из слов с орфограммами, которые прорабатывались на уроке | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
1) В слове нашел Петя написал гласную о. «Под ударением пишется о», – объяснил он. Правильно ли это?
2) Не хотел Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, – сказал он, – можно заменить синонимом без не – отказался».
3) Вокруг в тетради Пети написано раздельно. «Предлоги с другими словами пишутся раздельно», – заявил Ошибкин.
4) Сжался Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «В приставках на -з (-с) перед звонким согласным звуком пишется -з- ». Прав ли он?
Текст. Уроки 16-22
Урок 16. ТЕКСТ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ (с. 34–36)
Тип урока: решение частных задач.
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о тексте и его признаках; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Образовательные ресурсы: схема, тексты, предложения.
Сценарий урока