Организационная структура урока




Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Постановка учебной задачи – Сегодня мы вспомним, какими признаками обладает текст.     – Сделайте вывод. Что такое текст? На доску вывешивается таблица «Признаки текста» Внимательно слушают. Перечисляют уже знакомые признаки текста: · – единство темы; · – наличие главной мысли (идеи); · – относительная законченность; · – смысловая и грамматическая связь предложений в тексте; · – логическая связь частей. Дают определение текста. Текст – это группа предложений, означающих законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника – Выполним упражнение 81 и докажем, что перед нами текст. Организует обсуждение, сопровождает работу обучающихся, консультирует тех ребят, кому необходима помощь Выполняют задание. В ходе обсуждения особенностей текста в упражнении 81 приходят к выводу: «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны между собой по смыслу. Тема текста раскрывается логично и последовательно» Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы
2. Работа со справочным материалом – Ребята, перед вами две карточки. (См. Ресурсный материал.) Прочитайте два определения, найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Выпишите новые для вас признаки текста и запомните их. Организует обсуждение по итогам работы со справочным материалом: – Из чего состоит текст? – Как связаны между собой предложения в тексте? – Как связаны предложения лексически и грамматически? – В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу? – Какие признаки есть у текста, кроме названных? – Что значит «текст цельный»? – Что значит «текст завершенный»? – Результатом обсуждения станет таблица «Признаки текста» Внимательно слушают. Работают со словарными статьями. Выполняют задание, отвечают на вопрос.   Отвечают на вопросы, выполняют задания, под руководством учителя составляют таблицу «Признаки текста». Признаки текста 1. Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить). 2. Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т. д.). 3. Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (то есть идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом). 4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это «вход» в текст как в некое здание). 5. Связанность изложения (по смыслу и грамматически) Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы, составляют таблицу
3. Систематизация и обобщение знаний о тексте – Ребята, перед вами предложения. (См. Ресурсный материал.) Докажите, что это текст. Найдите признаки текста. – Можно ли его назвать законченным, завершенным? – В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены одной темой? – Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? Не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в котором осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень – аллегория человеческого характера. Какой урок можно извлечь из данного текста? – Как бы вы назвали этот рассказ? («Старый пень», «Притча о гордом человеке», «Ты не царь!») Какое название (заглавие) текста содержит в большей степени его идеи? – Почему в тексте выделено несколько красных строк? Как мы их называем? – Разделите текст мысленно на части. Сколько их у вас получилось? – К какому типу текста относится данный рассказ? Почему? – Составьте план текста, по которому вы могли бы написать изложение Отвечают на вопросы, выполняют задания. Под руководством учителя делают выводы.     Составляют план текста Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Назовите основные признаки текста. – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 82 (подготовить устный рассказ по данному началу) Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения.     Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности

Ресурсный материал

Карточки

Карточка 1.

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений. Текст – это цельность и завершенность, а предложения часто этими свойствами не обладают. Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т. п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка). (Источник: Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание.)

Карточка 2

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью. Тема – это то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. (Источник: Е. Никитина. Русская речь. 5 класс.)

Текст

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик – поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь, в лесу, у вас самый главный… И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.

 

 

Урок 21. ТЕКСТ И СТИЛИ РЕЧИ (с. 46–48)

Тип урока: постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, а также умения определять стиль текста; способствовать развитию умений выделять стилистические особенности текстов разных стилей
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: опорная схема


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: