Духовная культура казахов




 

В XV-XVII вв. Казахстане широко развивалось устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исторические сказания исполнялись под сопровождение кобыза или домбры.

Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген», «Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. Много казахских сказок посвящено животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепен кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери. казки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как «Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.

Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры. Принадлежностью каждого акына и певца была домбра. Распространен был и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, руководителями родов, военачальниками. Наиболее видные жирау: Казтуган Суюншиулы, Доспанбет жырау, Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560), Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.), Актамберды жырау Сарыулы.(1675-1768), Умбетей Тулеулы (1706-1778), Бухар Кал-каманулы (1668-1781) и другие.

Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Кысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма «Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов – «Жами ат-тауарих». Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме».

Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе "танiр" (поклонение небу). Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня - алас. По казахскому поверью огонь - покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую).

Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом. В XVI-XVII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени «ecепши» (счетчик). Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Созвездие Большой Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетиген» (семерка), «Жетi карт» (семь старцев), «Жеп каракшы» (семь разбойников). Малой Медведицы – «Акбоз ат», «Кекбоз ат» (белый мерин, серый мерин). Названия этих созвездий связаны с пастушеским бытом, ночной охраной стада.

Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Их наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц – на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Начало года соответствовало весеннему равноденствию (кун тогыс) и начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта).

Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила также в Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XV - начале XVIII в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: