ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО




Громова О.Е., Соломатина Г.Н.

Г87 Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Мето-; дическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с. — (Логопед вДОУ). ISBN 5-89144-651-0

В книге впервые представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов. Содержание занятий соответствует основным требованиям к раз­витию речи детей с задержкой речевого развития и является логическим продолжением методики логопедической работы по формированию на­чального детского лексикона О.Е. Громовой.

В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также и детям раннего возраста с нор­мальным речевым онтогенезом.

Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошколь­ных образовательных и медицинских учреждений.

ББК 74.102

Громова Ольга Евгеньевна Соломатина Галина Николаевна

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Методическое пособие

Главный редактор В.В. Дремова

Редактор Е.А. Львова

Художник обложки Е.В. Кустарова

Корректоры Т.Н. Николаева, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 20.10.05. Формат 60 х 90'/|6.

Усл. печ. л. 8,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 5655.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2

ISBN 5-89144-651-0 © ООО «ТЦ Сфера», 2005


От автора

В последние годы наиболее перспективным направлением развития логопедии является совершенствование методов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного

возраста.

Представленные в книге конспекты логопедических занятий от­ражают разработанную С.А. Мироновой систему развития речи де­тей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.

Задачи развития речи на логопедических занятиях решаются па­раллельно с задачами ознакомления с окружающим миром, по­скольку окружающая действительность является источником не толь­ко познания, но и развития речи детей. Организация коррекционно-логопедической работы способствует также развитию всех психических процессов.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего возраста разрабатывались на основе общедидактических и специфи­ческих принципов обучения. Одним из основных принципов явля­ется воспитывающий характер обучения. Занятия по развитию речи формируют у детей не только различные нравственные качества, такие как добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе, но и приучают их к дисциплине, общепринятым нор­мам поведения. Принцип доступности обучения определяет посту­пательный характер педагогического процесса и означает, что обу­чение должно быть на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития». Одним из наиболее важных прин­ципов является принцип индивидуального подхода. В работе с деть­ми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются на основе предварительного обсле­дования. Для его проведения в логопедических группах отводится специальное время — первые две недели сентября.

Основой обучения детей в раннем и младшем дошкольном воз­расте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами, занимающий особое место при решении коррекционных задач. Наглядный материал должен быть достаточно крупным, свободным от лишних деталей. Практическая деятель­ность детей с реальными предметами способствует более прочному усвоению речевого материала.


Принцип целостного построения коррекционно-воспитательного работы предполагает такую организацию, при которой отработке определенных умений и навыков проводится во всех видах детское деятельности.

Принцип коррекционно-развивающего обучения заключается в том, что в условиях специального коррекционного обучения необ­ходимо развивать познавательную деятельность детей. Обучение де­тей с речевой патологией не должно сводиться к выработке меха­нических, рефлекторных речевых навыков.

Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи учи­тывает постепенное усложнение речевых задач от однословных отве­тов до развернутых высказываний, направленных на развитие уме­ния детей взаимодействовать с окружающими.

Основные задачи, решаемые на занятиях по развитию речи — развитие словаря, формирование грамматического строя речи, раз­витие связной речи.

Развитие словаря происходит за счет обогащения (количествен­ного накопления слов, неизвестных детям), уточнения значений слов (наполнения содержанием слов, известных детям) и активиза­ции словаря (перевода лексики из пассивного в активный словарь детей). Основной принцип проведения словарной работы состоит в том, что наименования изучаемых предметов и явлений вводятся в сначала в пассивную, затем в активную речь детей в процессе сис­тематического ознакомления их с окружающим миром. Словарный запас детей обогащается за счет разнообразных частей речи, прежде всего за счет существительных, глаголов и прилагательных. В сло­варь детей постепенно вводятся слова, обозначающие элементарные родовые понятия, что возможно только при овладении детьми прак­тическими навыками группировки изучаемых объектов.

При обучении детей с речевой патологией особого внимания требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Задачи формирования грамматического строя речи решаются в процессе многосторонней речевой практики детей. Поэтому в систе­му обучения включены разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Такими являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словооб­разовательных моделей, построение простых предложений.

Для развития связной речи необходимо формировать у детей умение понимать обращенную речь, вступать в диалог со взрослы­ми и сверстниками, отвечать на вопросы. Для детей раннего и млад-


шего дошкольного возраста наиболее доступна диалогическая речь, поскольку в естественных условиях воспитания овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка со взрослым и при помощи взрослого (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Поэтому осо­бое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимают литературные произведения устного народного творче­ства, писателей и поэтов России. В содержание занятий включены упражнения, приучающие слушать и следить за развитием действия в литературном произведении, понимать и устанавливать причин­но-следственные связи.

Логопедические занятия, представленные в данной работе, были апробированны в дошкольных учреждениях Москвы. Авторы выра­жают глубокую благодарность администрации и педагогическим кол­лективам ГОУ № 58 (заведующий Л.В. Купцова), ГОУ № 815 (заве­дующий Р.И. Тюркина), ГОУ № 1708 (заведующий Т.Н. Новикова), ГОУ № 1880 (заведующий А.Е. Бармина), Центра медико-социаль­ного сопровождения «Малыш» (заведующий О.В. Гундарева).


Срок   Темы занятий  
проведения      
       
Сентябрь, 3-я неделя   Семья  
    Тема «Состав семьи» Тема «Я и моя семья» Тема «Занятия членов семьи»
 
    Цель: расширение пассивного и активного словаря, формирование простого предложения Цель: активизация словаря по теме, формирование простого предложения Цель: расширение глагольного словаря и активизация словаря при- знаков «большой» — «маленький», практиче­ское использование простого предложения
 
 
 
 
Сентябрь, 4-я неделя   Человек. Части его тела
    Тема «Я и моя кукла» Тема «Части тела и их действия» Тема «Качественные признаки частей тела»
 
    Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слухового восприятия, фор­мирование элемен­тарных математи­ческих представле­ний о парных час­тях тела Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предло­жения Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое усвоение простого предложения
 
 
 
Октябрь, 1 -я неделя Дом
    Тема «Дом и его части» Тема «Какие бывают дома» Тема «Теремок»
 
    Цель: знакомство с названиями частей дома, формирование простого предложения Цель: активизация словаря по теме, практическое употребление существительных в правильной грам­матической форме Цель: обучение детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию.
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Занятия проводятся не реже трех раз в неделю в групповой форме. Поэтому на изучение каждой темы отводится три занятия. На первом занятии происходит знакомство с предметом. При этом широко при­меняются наглядные методы обучения — демонстрация предметов и их изображений, действия с предметами, а также игры-занятия типа «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол чаем» и т.п.

На следующих двух занятиях происходит углубление знаний де­тей о предметах, ознакомление с их качествами и свойствами. Дети получают целостное представление о предмете, его назначении, ви­довых особенностях.

Для комплексного решения задач развития речи предлагается комплекс разнообразных приемов, адекватных раннему и младше­му дошкольному возрасту.

1. Выполнение действий с предметами — основной прием обуче­ния, поскольку, действуя с предметом, ребенок опирается на раз­личные анализаторы (тактильный, вибрационный, кинестетический), что облегчает усвоение речевого материала. Отработанные действия дети переносят в самостоятельные игры, что также способствует закреплению речевых навыков.

2. Выполнение просьбы, поручения не только помогает прове­рить понимание ребенком обращенной речи и способствует активи­зации собственной речи детей, но и способствует формированию у детей ориентировки в окружающем мире.

3. Многократное проговаривание речевого материала использует­ся для того, чтобы привлекать внимание детей к изменению слов в различных словосочетаниях и в разных формах.

4. Комментирование действий используется для развития вос­приятия речи детьми. Многократно слушая речь педагога, ребенок готовится к последующей ступени речевого развития, например построения предложений более сложной конструкции, составления рассказа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: