Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. – Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.) – Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский: «Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое кахва, или кава. Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в каффи, у французов – в кафэ, в Германии – в каффе, в Нидерландах – в коффие. Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в кофей, подогнав его к уже привычному для них слову чай: чайку-кофейку попить ». – Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков? (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.) – Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова. – Запишите тему урока: «Исконно русские и заимствованные слова» | Принимают и сохраняют учебные задачи. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Умеют внимательно слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
II. Работа по теме урока. 1. Выполнение упражнения 121. | – По типу одежды определите, к какой нации относятся люди, изображенные на рисунке. – Как вы думаете, о чем они разговаривают? – Из каких языков заимствованы данные слова? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют навыками работы со справочной литературой |
2. Игра «Кто вперед?» | – Найдите слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответьте на вопрос: как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.) Пока учащиеся ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки. (См. Ресурсный материал.) – А как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Есть несколько признаков, о которых нам сейчас расскажут ребята, работавшие с карточками, а вы запишите эти признаки в тетрадь. – Напишите после каждого пункта 2–3 своих примера | Выполняют задания. Выполняют задания. Признаки заимствованных слов: 1) не изменяются; 2) имеют начинаются с а, ф, ц, э; 3) имеют сочетания шт, хт, кс, мп. Выполняют задание | |
3. Игра «Четвёртый лишний» | – Найдите и запишите в тетрадь «четвёртый лишний», проанализировав слова с точки зрения происхождения: а) белка, береза, фауна, осень; б) телевизор, телеграф, телефон, приемник; в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз | Выполняют задание | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
4. Выполнение упражнения 125 | Предлагает выполнить упражнение. Задание 1 – 1-й ряд; задание 2 – 2-й ряд; задание 3 – 3-й ряд | Выполняют задания упражнения 125 | Осуществляют контроль и оценку |
5. Выполнение упражнения 126 | Предлагает записать текст под диктовку | Выполняют задание, устно проговаривают орфограммы и знаки препинания | Осуществляют контроль и оценку |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов? – Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова? Предлагает выполнить упражнение 127 (устно). Домашнее задание: выполнить упражнение 124 | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Карточки
Карточка 1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
Карточка 2.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
Карточка 3.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
Карточка 4.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква-, гео-, био-, теле- и т. д.:
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
Урок 32. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НОВЫЕ СЛОВА (НЕОЛОГИЗМЫ) (с. 72–77)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи:создать условия для актуализации знаний обучающихся об устаревших словах и новых словах (неологизмах); способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое», сказка, стихотворение Э. Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец», карточки, стихотворение Н. Кончаловской |