Политические партии и движения в Казахстане в февральско-октябрьский период




Материалы к семинару № 9

История развития национального движения в Казахстане неразрывно связано со становлением движения Алаш. Движение Алаш зародилось в Казахстане в годы первой российской революции и, возглавленное казахскими интеллигентами, изначально ориентировалось на идеалы конституционной демократии и буржуазного эволюционизма. До середины 1917 года оно поддерживало идейные и организационные связи с партией кадетов, часть его представителей вступила в эту партию. Движение сблизилось также с работавшими в крае, главным образом в учреждениях Переселенческого управления, эсерами, что наложило глубокий отпечаток на позицию Алаш в земельном вопросе. После февральской революции под воздействием роста национально-освободительной борьбы в стране в Алаш произошел сдвиг влево.

Состоявшийся под его руководством I Всеказахский съезд (21 - 28 июля 1917 года) в Оренбурге собрал представителей всех населенных казахами областей, входивших в разные административно-территориальные образования России. В решениях съезда было выдвинуто требование территориально-национальной автономии в рамках Российской демократической федерации. Одновременно произошел разрыв движения Алаш с кадетами. Издававшаяся в Троицке газета «Казах» 24 июня 1917 года, указывала, что ни одна из программ существующих в стране партий «не соответствует целям казахского общества».

Лидер движения Алаш А. Н. Букейханов в июле 1917 года, заявил о выходе из партии кадетов. Одной из причин такого решения он назвал несогласие сохранить частную собственность на землю и унитарное государственное устройство. Кроме того, он выступал за отделение церкви от государства. По его инициативе на первом Всеказахском съезде было заявлено о намерении создать самостоятельную национальную партию. Ее организаторами и руководителями стали самые авторитетные представители казахской интеллигенции - А.Байтурсынов, М.Дулатов, Х.Досумхамедов и другие. В это же время Алаш усиливает связи с эсерами, игравшими ведущую роль в сибирском областничестве. Сблизившись с ними на основе признания федерации, лидеры Алаш вплоть до Октября не исключали возможности вхождения Казахстана в состав автономии Сибири. На первом Областном Сибирском съезде Букейханов заявил: «Самоопределение мы хотим получить вместе с Сибирью».

Сотрудничество Алаш с эсерами складывалось благодаря сходству взглядов на урегулирование аграрных противоречий в крае. При этом А.Букейханов вполне определенно высказался о программе большевиков по этому вопросу, подчеркнув «приемлемость для киргизов (казахов) формулы "вся земля всему трудовому народу", так как в степи никогда не существовало и не существует частной собственности», имея в виду те ее формы, которые были характерны для оседлого земледельческого населения европейской части страны. В то же время он считал, что «наемный труд необходим для киргизского хозяйства и должен оставаться».

В проекте своей программы, опубликованном 21 ноября 1917 года в газете «Казах», по рабочему вопросу алашевцы поддержали меньшевиков, ограничившись указанием на узость слоя рабочих в крае и необходимость подготовки рабочего законодательства. Крайняя малочисленность национального пролетариата отразилась на составе местных Советов рабочих и солдатских депутатов. Казахским населением Советы часто воспринимались как чужеродное явление, ассоциировались с прежними органами царской. Т. Рыскулов в сентябре 1918 года отмечал: «Многотысячное население до сего времени мало понимает, что такое Советская власть...». Отчужденности национального движения от Советов способствовало и то, что социалистические партии основное внимание уделяли решению социально-политических вопросов, отводя национальным проблемам подчиненное место. Национальные организации большевиков в Казахстане отсутствовали.

Еще задолго до Октябрьской революции 1917 года лидеры казахского национально-демократического движения широко пропагандировали свои программные взгляды на социально-экономическое и политическое развитие Казахстана. Программа партии Алаш состояла из 10 пунктов и включала в себя вопросы государственного устройства, местной свободы, основных прав граждан, религии, суда, науки и просвещения, проблемы выработки земельного закона и т.д. Алашовцы, призывая создать Казахскую автономию, тем самым предполагали восстановить национальную государственность, разрушенную царизмом.

5-13 декабря в Оренбурге прошел второй Общеказахский съезд. Были рассмотрены вопросы об образовании территориально-национальной автономии в рамках 6 областей Казахстана, Букеевской Орды, казахских уездов Самаркандской и Ферганской областей, смежных волостей Закаспийской области и Алтайской губернии. Казах-Киргизскую область назвали Алаш, Конституция должна была утверждаться Всероссийским Учредительным собранием. Предлагалось избрать Временный народный Совет «Алаш-Орда» из 25 человек, из них 10 мест отводилась представителям не коренной национальности.

Таким образом, второй всеказахский съезд, возглавляемый председателем президиума Бахтыгереем Кулмановым и его заместителями Алиханом Букейхановым, Азимханом Кенесариным, Халелом Досмухамедовым и Омаром Каращевым, обсуждая различные аспекты тактики партии, в условиях быстро меняющейся политической обстановки, обращал главное внимание на образование Казахской автономии и формирование его правительства.

Правительство Алаш Орды во главе с А.Букейхановым размещалось в Семипалатинске, партия стала представлять серьезную оппозицию большевикам, которые добивались установления диктатуры пролетариата.

После съезда от имени руководства Алаш-Орды Х.Досмухамедов был направлен в Москву для переговоров с Совнаркомом по вопросам взаимоотношений "Алаш-Орды» с советской властью, закончившихся безрезультатно. В условиях начавшейся в крае гражданской войны и установления в Западном Казахстане белоказачьей диктатуры Халел Досмухамедов возглавил Западное отделение Алаш-Орды.

В процессе развернувшейся гражданской войны в большинстве районов Казахстана "Алаш-Орда" заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибирским правительством в Омске, с Комитетом Учредительного собрания (Комуч) в Самаре, укрепила связи с уральским, сибирским и семиреченским казачеством с целью совместной борьбы с Советами.

А. Байтурсынов, писал: «Насколько понятна была киргизам Февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская (социальная) революция... То, что вторая революция показалась... непонятной, объясняется просто: у киргизов нет... капитализма, нет характерной для промышленных районов классовой дифференциации».

Между тем, объявивший себя верховным правителем Российской империи 21 ноября 1918 года, А. И. Колчак объявил о роспуске автономных образований и тем самым оттолкнул от себя национальных лидеров.

Таким образом, ни новая, ни оппозиционная власти не желали признать национальную автономию. С приходом к власти большевиков борьба за национальное самоуправление не была снята с повестки дня, она лишь трансформировалась в новые формы. Руководители “Алаш-Орды” пытались установить договорные отношения с Советским правительством, в рамках «Декларации прав народов России». Но шаги в этом направлении не оправдали надежд. Убедившись, что, оставаясь на платформе “Алаш-Орды”, невозможно договориться с Советами, А. Байтурсынов совместно с соратниками в марте 1919 года решается перейти в лагерь своих недавних противников. Этот шаг А. Байтурсынова ускорил переход на сторону Советской власти других алашордынцев.

В мае того же года, А. Байтурсынов вместе с первым казахским коммунистом А. Джангильдиным, поехал в Москву на переговоры с большевистским руководством, надеясь в новом качестве добиться действительной автономии Казахстана. Учитывая огромный авторитет А. Байтурсынова среди казахского народа, Советское российское правительство стремилось его привлечь на свою сторону. Вскоре после создания Кирревкома, 24 июля 1919 года, В. И. Ленин подписал мандат о назначении Ахмета Байтурсынова его членом.

А. Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться последовательным в своей позиции. Работая в Казревкоме заместителем председателя Ревкома, заведуя отделами внутренних дел и социального обеспечения, он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Он выступал против классового подхода в организации выборов в местные и центральные органы власти.

В целом, казахская национальная интеллигенция не только дала кадры актива и руководства своей национальной партии Алаш. Она также выделила из своей среды кадры для формирования и деятельности мелкобуржуазной национальной партии Уш-жуз, создания мусульманских партий как «Шура-ислами» и «Шура Улема».

В партию Алаш вошла национальная интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты, вставшей на капиталистический путь развития. Численность партии около 4 тыс. человек. Во главе партии Алаш стояли – А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов. В годы гражданской войны представители партии Алаш выступили на стороне белогвардейцев, после войны были амнистированы и участвовали в советском строительстве, в 30-е годы – были репрессированы.

В Уш-жуз вошла демократически настроенная интеллигенция, городские рабочие, ремесленники, мелкие чиновники, шаруа (около 1 тысячи человек). Во главе партии Уш-жуз стояли М. Айтпенов и К. Тогусов. В программе партии Уш-жуз говорилось о прекращении войны, заключении мира без аннексий и контрибуций, о включении Казахстана в тюркско-татарскую федерацию народов Поволжья и Туркестана, о наделении землей в первую очередь местного населения. Уш-жузовцы поддержали советскую власть и после распада партии вошли в состав партии большевиков.

Шура-и-Ислам (тадж. «Совет ислама» или «Исламский совет») – общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. Организация основана в начале марта 1917 в Ташкенте и была идейно связана с национально-демократическим просветительским движением Джадидизма. Возглавил организацию М. К. Абдурашидханов. Активную роль в организации играли Шокай Мустафа, А. В. Кори, М. Муминбаев, А. Темирбеков, Мирджалилов Саиднасыр

и др. К концу марта 1917 отделения Шура-и-Ислам возникли почти во всех городах Туркестана.

Одним из главных политических требований организации было создание национально-религиозной автономии Туркестана в составе России. Организация выступала за сохранение частной собственности, в том числе на землю.

16-23 апреля 1917 прошел съезд Шура-и-Ислам, на котором присутствовали делегаты 42 её отделений. Съезд принял решение о культурно-политическом самоуправлении Туркестана и выразил доверие Временному правительству. На съезде был избран «Краевой совет туркестанских мусульман».

С момента создания организации в ней выделилось два основных крыла джадидов и улемистов. Первые выступали за проведение буржуазно-демократических реформ, вторые были сторонниками ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер. В июне 1917 улемисты вышли из Шура-и-Ислам и образовали свою организацию Шура-и-Улема

Члены организации негативно встретили Октябрьскую революцию в России и Вооруженное восстание в Ташкенте в октябре 1917 года. В ответ на провозглашение в ТашкентеТуркестанской советской республики члены организации приняли участие в создании национального правительства. После разгрома правительства в Коканде, члены организации участвовали в движении басмачей против Советской власти в Туркестане.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: