1. Как пригласить родителей на собрание?
· Запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей.
· Звонок по телефону.
· Использование дружеских связей родителей.
· Индивидуальное приглашение с указанием темы собрания.
· Индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте.
· Приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению.
· Стихотворная открытка.
· Приглашение с помощью родительского комитета.
2. Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
· Использование цитат, эпиграфов; оформление доски.
· Приветствие родителей.
· Лирическое начало (стихи, инструментальная музыка).
· Знакомство родителей с проблемой и регламентом.
· По-особому (необычно) рассадить родителей.
· Выставка творческих работ учащихся.
· Реклама педагогической литературы.
· Видеоролик о жизни класса или выступление детей.
· Результаты анкетирования учащихся, родителей.
· Работа родительского комитета.
· Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания.
· Радость от общения с родителями и их детьми.
3. Какие нетрадиционные формы проведения собрания вы можете предложить?
· «Педагогический ринг» (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику). Собрание-диспут. Деловая игра.
· Родительские конференции по обмену опытом воспитания.
· Конференция отцов.
· Итоговые совместные собрания детей и родителей.
· Собрания-чаепития за «круглым столом».
· Посещение театра и обсуждение с детьми спектакля.
· Домашние посиделки.
· Презентация семейного воспитания.
· Пикник.
4. Как должен продумать свое выступление классный руководитель, чтобы каждый родитель услышал о своем ребенке что-то хорошее? Как сообщить родителям об успеваемости ребенка, не афишируя его неуспех на весь класс?
· С хорошего начать и хорошим закончить.
· Выдать оценки, советы и рекомендации для родителей (на листах).
· О плохом сказать в общем, не называя фамилий.
· В плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех.
· О хорошем – при всех, о недостатках – индивидуально.
· Показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
· Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др.
· Наградить родителей грамотами.
· Создать психологический портрет ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям.
· Представить детей по номинациям.
· Проанализировать дела с отметкой каждого учащегося
Возможные темы и формы проведения родительского собрания
(из опыта работы творческой лаборатории классных руководителей МОУ
Гимназия восточных языков №4 г. Хабаровска)
Класс | Тема собрания | Форма проведения собрания |
Пятый класс | «Давайте познакомимся!» | Традиционное собрание с элементами тренинга |
Адаптация учащихся к новым условиям | Консилиум | |
Роль книги в жизни школьника | Дискуссия | |
Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого | Деловая игра | |
Шестой класс | Этот трудный подростковый возраст | Психолого-педагогический всеобуч |
Общение родителей с детьми подростками | Продуктивная игра | |
Поощрение и наказание в воспитании детей | Традиционное собрание | |
Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности | Традиционное собрание | |
Седьмой класс | Роль семьи в воспитании моральных качеств личности | Традиционное собрание |
Свободное время подростка | Творческий отчет (совместно с учащимися) | |
Контакты и конфликты | Психолого-педагогический всеобуч | |
Воспитание ненасилием в семье | Дискуссия | |
Восьмой класс | Нравственные ценности семьи | Традиционное собрание |
Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности | Психолого-педагогический всеобуч | |
Подросток и закон | «Круглый стол» | |
Девятый класс | Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся | Традиционное собрание |
В семье растет сын | Конференция отцов | |
В семье растет дочь | Собрание мам | |
Экзамены: как избежать стресса? | Час вопросов и ответов | |
Десятый класс | Способности человека и их развитие | Практикум |
Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника | Психолого-педагогический всеобуч | |
Особенности общения с детьми-старшеклассниками | Практикум | |
Красота спасет мир | «Круглый стол» | |
Одиннадцатый класс | Готовность к личностному самоопределению | Психолого-педагогический всеобуч |
В мире профессий | «Круглый стол» | |
Организация учебного труда выпускника | Традиционное собрание | |
Поговорим о смысле жизни | Дискуссия |
Посещения семьи
Советы
- Договоритесь (лично или по телефону) о встрече с родителями, приходите в точно назначенное время (и только в случае признания семьей необходимости посещения). Постарайтесь одеться так, чтобы внешность не бросалась в глаза и не отвлекала семью. Нельзя одеваться роскошно, приходя, например, в семью с низким достатком. Будьте максимально приветливы, не жалуйтесь на свое бессилие. Ваша задача –заручиться поддержкой родителей в разрешении проблемы, «смотивировать» их на сотрудничество и взаимодействие.
- Определите четкий круг вопросов, которые вы намерены обсудить с родителями при посещении семьи.
- Начните разговор с успехов и достижений ребенка.
- Определите, будет ли необходимо присутствие во время беседы самого ребенка.
- Назовите основные увиденные вами проблемы.
- Внимательно выслушайте все мнения самих родителей (и ребенка).
- Попросите родителей предложить возможные варианты разрешения проблемы.
- Выберите из предложенных вариантов максимально достижимые пути разрешения (по мнению родителей и самого ребенка).
- Договоритесь о формах «контроля» над разрешением проблемы.
План работы с родителями
Формы работы | Сроки | Педагогические задачи | Список родителей, привлекаемых к деятельности |
Состав родительского комитета
Ф.И.О. членов родительского комитета | Вопросы, за которые отвечает | Адрес | Телефон |