Социологическое исследование




«Социально-психологические характеристики футбольных фанатов в современных российских условиях»

С ноября 2016 года по апрель 2017 года было проведено социологическое исследование на базе лаборатории социально-политических исследований и прогнозирования Тульского государственного университета с применением метода онлайн опроса на тему «Социально-психологические характеристики футбольных фанатов в современных российских условиях». Общий массив опрошенных – 302. Выборка осуществлялась стратификационным методом, репрезентативность которой обеспечивалась включением респондентов в футбольное фан-движение и поддержкой одной из 16 команд, выступающих в Российской футбольной Премьер-Лиге в сезоне 2016-2017 гг.

Рассмотрим причины вступления фанатов в футбольное фан-движение и его влияние на идентификацию лиц, состоящих в нем. Одной из основных причин, которая повлияла на вступление людей в фанатское движение, является желание поддержать футбольный клуб – 80,5%. Далее по популярности следуют следующие причины: стиль жизни, способ самореализации – 34,8%, желание найти единомышленников – 23,8%, а также желание внести что-то новое в фан-движение – 18,5% (рис.1).

Рис. 1. Гистограмма «Причины, вступления в футбольное фан-движение» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

Укажите, по какой причине Вы вступили в футбольное фан-движение?

Можно сделать следующий вывод о том, что поддержка футбольного клуба стоит в приоритете и распространяется на большинство фанатов.

Что касается вопроса идентификации футбольных фанатов в фан-движении то, основным объектом отождествления стало само футбольное фанатское движение (41,1%). Следующими по популярности вариантами явились: фанаты и болельщики определенного футбольного клуба (29,5%), определенные организации болельщиков (15,9%) и конкретные футбольные клубы (9,9%). Также для 3,6% респондентов объектом отождествления выступили представители определенной организаций фанатов (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма «Самоидентификация футбольного фаната в фан-движении» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

Для Вас футбольное фан-движение это …

 

Отсюда можно сделать вывод, что ассоциировать себя с фан-движением в общем гораздо важнее, чем к примеру, с другими фанатами одного клуба или фанатскими организациями.

Следовательно, главной причиной для вступления в фан-движение стало желание поддержать футбольный клуб (80,5%), а главным объектом для идентификации людей в футбольном фанатском движении является само фан-движение без конкретизации футбольных клубов, организаций болельщиков и их представителей.

Данное исследование помогло обнаружить межличностные связи между представителями футбольного фан-движения. Наличие дружеских отношений между фанатами, поддерживающих разные футбольные клубы подтвердили 91,7% опрошенных. Данные приятельские отношения заключаются в поддержке клубов друг друга на матчах (49,5%), в проведении перфомансов, создании баннеров, связанных с дружескими отношениями между фанатами клубов (21,3%). К тому же, фанаты проводят и участвуют в фан-турнирах (13,7%) (рис. 3).

 

Рис. 3. Диаграмма «К чему сводится дружба между фанатами, болеющими за разные ФК» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

В чем заключается дружба между фанатами, болеющими за разные футбольные клубы?

Было определено, что футбольные фанаты так же имеют друзей и среди фанатов того клуба, за который они «болеют» - это подтвердили 95% фанатов. Такие отношения, между фанатами-друзьями, поддерживающими один и тот же футбольный клуб, характеризуются следующим образом: 55,1% часто проводят время с друзьями-фанатами, 39,7% респондентов общаются вне стадиона и порой могут куда-либо сходить, а 5,2% опрошенных общаются только в дни матчей своей команды (рис. 4).

 

Рис. 4. Диаграмма «К чему сводится дружба между фанатами, болеющими за один ФК» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

В чем заключаются Ваши дружеские отношения?

 

Таким образом, большинство футбольных фанатов имеют дружеские связи как среди болельщиков своего футбольного клуба, так и приятелей среди фанатов, болеющих за другие клубы. Главным критерием в дружеских отношениях между фанатами разных команд является поддержка команд друг друга во время матчей, а межличностные отношения между фанатами одного и того же клуба сходятся к тесному общению и совместному времяпрепровождению.

Проведенное исследование выявило способы и причины вступления и не вступления людей в «фирмы», а также направления деятельности «фирм» футбольных фанатов. В организованной группе футбольных фанатов – «фирме» не состоит 59,9% опрошенных. Это связано с тем, что большинство людей не видят необходимости состоять в «фирме» (70,7%), на втором месте стоит желание быть независимым в своих поступках и действиях (18,8%), затем располагается пункт о сложности принятия в «фирму» (6,1%) и только 4,4% людей заявили о не разделении взглядов и ценностей «фирм» (рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма «Причины не вступления респондентов в «фирмы» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Какова причина того, что Вы не состоите в «фирме»?

 

Это говорит о том, что большая часть представителей фан-движения не стремится вступить в «фирму», т.к. вести активную деятельность по поддержке футбольного клуба можно и без нахождения в данных группировках.

Стоит рассмотреть также и способы вступления фанатов в «фирмы». Большая часть фанатов попадает в «фирмы» прилагая собственные усилия – 45,5%, получили приглашение для вступления от самих членов «фирмы» 28,9% респондентов, а с помощью друзей и знакомых вступило 25,6% фанатов (рис. 6).

Рис. 6. Диаграмма «Способ вступления респондентов в «фирму» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Каким образом Вы вступили в данную группу?

 

Таким образом, можно говорить о том, что большинство фанатов России вступают в «фирмы» самостоятельно, благодаря собственным усилиям. Стоит отметить, что приглашения от членов «фирм» и наличие личных связей и контактов в них позволяет облегчить процедуру вступления, т.к. фанатские группировки очень закрытые структуры, в которые очень сложно попасть, а рекомендации от знакомых уже состоящих в «фирме» могут значительно облегчить данную процедуру. Перед тем, как человек будет принят в «фирму» его «проверяют» по определенным критериям на «пригодность» – случайных людей в «фирмах» не бывает.

Большинство фанатских «фирм» имеют связи с представителями других организаций – 86%. Обратим внимание на этих представителей: 68,3% членов «фирм» имеют связь с руководством футбольных клубов, 26% поддерживают диалог с общественными деятелями, 23,1% заявили о наличии контакта с общественными организациями, также 5,8% имеют поддержку политических партий (рис. 7).

Рис. 7. Диаграмма «Представители, с которыми «фирмы» поддерживают контакт» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

С представителями каких организаций Ваша «фирма» поддерживает контакт?

 

Следовательно, наибольший контакт «фирмы» имеют с лицами, имеющими отношение к футбольным клубам, поскольку многие детали, например, о проведении перфомансов, различного рода пожелания и недовольства фанаты в первую очередь высказывают руководству своего клуба, а данная возможность диалога может разрешить и урегулировать немалое количество вопросов и возникающих противоречий.

 

 

Необходимо обратить внимание и на мероприятия, которые проводятся членами «фирм». Так, 71,9% опрошенных подтвердили о проведении их «фирмами» различного рода общественных мероприятий и акций. Рассмотрим подробнее характер данных процедур. По данным исследования большинство проводимых мероприятий футбольными фанатами имеют спортивное содержание – 75,9%. Сюда относится организация и проведение турниров и чемпионатов среди футбольных фанатов. Затем популярны и благотворительные акции – 51,7%, которые характеризуются помощью детским домам, участием в донорских программах по сбору крови и сбор гуманитарной помощи. Затем расположились мероприятия, носящие пропагандистский характер, а именно ЗОЖ и т.д. – 43,7%. Акции праздничного характера, приуроченные к знаменательным датам ФК и др. проводят 40,2%. Мероприятия протестного характера, выражающих не согласие, например, с политикой ФК, проводят 32,2% фанатов. Мероприятия педагогического характера, а именно создание футбольных секций для детей, организуются реже – 6,9% (рис. 8).

Рис. 8. Диаграмма «Типы общественных акций и мероприятий проводимых членами «фирм» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Какого типа акции и мероприятия проводит Ваша организация?

 

Таким образом видно, что мероприятия спортивного и благотворительного характера проводятся чаще, поскольку данные акции имеют не только большую востребованность среди фанатов, но и не встречают сопротивления со стороны общественности и органов власти.

В исследовании был рассмотрен характер влияния данных мероприятий и акций на жизнь общества. Необходимо заметить, что оценку влияния давали не только члены «фирм», но и фанаты, не состоящие в «фирмах». Так 52,3% опрошенных высказались о положительном влиянии подобных мероприятий, 26,5% считают, что данные процедуры имеют скорее положительный характер, нежели отрицательный. 16,6% респондентов затруднились ответить, а 3% посчитали, что данные акции носят больше негативный характер, чем позитивный и только 1,7% оценили проведение данных мероприятий негативно (рис. 9).

Рис. 9. Диаграмма «Влияние акций и мероприятий, проводимых футбольными фанатами на жизнь общества» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Как Вы считаете, какое влияние оказывают акции и мероприятия, проводимые футбольными фанатами на жизнь общества?

 

Очевиден вывод о том, что акции, направленные на помощь нуждающимся наиболее популярны среди фанатов, что безусловно говорит о положительном влиянии футбольных фанатов на жизнь общества, поскольку члены «фирм» не остаются равнодушными к тем, кому нужна поддержка и готовы протянуть руку помощи. Что же касается мероприятий, носящих негативный окрас, то сюда могут относится акции протестного характера, которые могут иметь националистический или ксенофобский оттенок.

Можно сказать, что основной причиной не вступления в «фирмы» является отсутствие необходимости состоять в ней. Большая часть футбольных фанатов вступает в «фирмы» по рекомендации друзей и знакомых, также было установлено, что организованные группы фанатов имеют связь с руководством футбольных клубов и другими общественными организациями. 71,9% членов «фирм» проводят общественные мероприятия, среди которых наиболее популярны акции спортивного и благотворительного характера. Влияние мероприятий, проводимых футбольными фанатами имеет положительную оценку.

Важными показателями являются гендерные и возрастные критерии футбольных фанатов, а также футбольные клубы, поддерживаемые ими. Среди опрошенных представителями мужского пола явились 88,4% фанатов, а женщины составили всего 11,6%. Стоит отметить, что 76,2% опрошенных не состоят в браке и 79,1% не имеют детей.

Следовательно, большинство футбольных фанатов России – это мужчины, которые не состоят в законном браке и не имеют детей.

Большую часть фанатского движения составляет молодежь в возрасте от 21-25 лет (26,8%), затем следуют представители немного моложе от 19-20 лет (15,9%). Чуть меньше представителей возрастной категории от 26 до 30 лет – 15,2%. Наименее представлены возрастные группы от 40 до 60 лет (рис. 10).

 

Рис. 10. Диаграмма «Возраст респондентов» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Укажите Ваш возраст

 

Таким образом, видно, что футбольное фанатское движение наибольший интерес вызывает у молодого поколения от 17 до 30 лет, поскольку больше всего молодежи и подросткам свойственно перенимать стили и образцы поведения тех или иных субкультур, которые отличаются от общепринятых в обществе.

Если рассматривать такой критерий как футбольные клубы, которые поддерживают фанаты Российской Федерации, то безоговорочный верх принадлежит клубам столиц – Москвы и Санкт-Петербурга: ФК «Зенит» (17,2%), ПФК «ЦСКА» (14,2%) и ФК «Спартак» (11,3%), которые являются наиболее популярными в России. Наименее представлены фанаты таких клубов, как: ФК «Уфа» - 2,6%, ФК «Амкар» - 2,3% и ФК «Оренбург» - 1,7% (рис. 11).

Рис. 11. Диаграмма «Футбольные клубы, которые поддерживают футбольные фанаты РФ» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Какой футбольный клуб Вы поддерживаете?

 

Полученные результаты говорят о том, что наибольшая часть фанатов и отдает свое предпочтение наиболее популярным клубам, у которых есть многолетний опыт выступления в Российской футбольной Премьер-лиге, а также участие в турнирах мирового уровня - Лига Чемпионов и Лига Европы.

Обратимся к продолжительности поддержки футбольных клубов. 23,2% российских фанатов болеют за футбольные клубы более 15 лет, затем располагаются представители фанатского движения, которые болеют от 7 до 9 лет – 21,9%. Осуществляют поддержку командам от 10-14 лет – 21,2% россиян. От 4 до 6 лет «болеют» 17,9%, а проявляют свою активность на протяжении 1-3 лет 15,9% людей (рис. 12).

Рис. 12. Диаграмма «Продолжительность поддержки футбольных клубов респондентами» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Укажите, как долго Вы поддерживаете футбольный клуб

 

Можно утверждать, футбольный фанатизм пользуется интересом со стороны российских болельщиков на протяжении длительного времени.

Следовательно, большую часть фанатского движения составляют мужчины (88,4%) молодого возраста от 19-30 лет. Особой популярностью среди футбольных фанатов России пользуются клубы-гранды такие как: «Зенит» (17,2%), ЦСКА (14,2%) «Спартак» (11,3%). Наибольшее представительство имеет категория фанатов, болеющая за определенную команду более 15 лет (23,2%) – можно предположить, что это связано появлением российского фан-движения, которое активно формировалось с конца 1990-х по 2000-е гг.

Важным аспектом в изучении социальной стратификации футбольных фанатов является уровень их образования и основной род занятий. Если говорить об уровне образования опрошенных футбольных фанатов, то 30,8% имеют высшее образование, среднее специальное образование получили 28,1%. Неполное высшее образование имеет 17,2% респондентов, среднее образование у 15,6%, а с неполным средним образование всего лишь 8,3% фанатов (рис. 13).

 

 

Рис. 13. Диаграмма «Уровень образования респондентов» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Ваш уровень образования

 

Таким образом, видно, что большая часть футбольных фанатов имеет высшее и среднее специальное образование, т.е. представление о том, что футбольные фанаты в большинстве своем являются людьми с низким уровнем образования не всегда оправдано.

Больше половины футбольных фанатов (57,6%) являются работающими, учащимися вузов явились 18,5% опрошенных, 12,3% школьники, а обучаются в ссузах 5,6%. Временно не работающими определили себя 5%, а пенсионерами 1% (рис. 14).

Рис. 14. Диаграмма «Основной род занятий респондентов» (2016-17 г.)

(в процентном отношении респондентов)

Ваш основной род занятий

 

Полученные данные показывают, что большая часть людей, состоящих в фан-движении имеет основную занятость и опровергает мнение о том, что фанаты посвящают свое время футбольному фанатизму исключительно из-за отсутствия работы или обучения в образовательных учреждениях.

Следовательно, большая часть фанатов имеет высшее (30,8%) или среднее специальное (28,1%) образование, что демонстрирует не соответствие сложившегося стереотипа о низком уровне образования среди футбольных фанатов. У большей части фанатов (57,6%) основным родом занятий является работа.

О склонности футбольных фанатов к агрессивному поведению говорят 55% опрошенных. Самой популярной причиной недружелюбного поведения стало «желание отстоять свои взгляды и/или «фирмы»» – 66,3%, затем следуют желания продемонстрировать свое превосходство (44%), провокации по отношению к фанатам из вне (26,5%), выплеснуть агрессию на других (23,5%) и остаться замеченным и/или услышанным (22,9%). Затруднились назвать повод только 7,2% (рис. 15).

Рис. 15. Диаграмма «Причины недружелюбного поведения фанатов» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

На Ваш взгляд, каковы причины недружелюбного поведения футбольных фанатов? (выбор вариантов ответа не ограничен)

 

Таким образом, основной причиной агрессивного поведения футбольных фанатов является желание отстоять свои права и ценности, которые являются для них основополагающими.

Также было выяснено на кого чаще всего футбольные фанаты направляют свое агрессивное поведение. Самый высокий показатель направленности (90,4%) относится к другим фанатам и болельщикам. Затем расположились представители правоохранительных органов – 43,4%, на третьем месте оказались судьи – 32,5%, агрессия по отношению к представителям Российского футбольного союза и Российской футбольной премьер-лиги составила 30,7%, а 26,5% опрошенных посчитали, что недружелюбное поведение обращено на представителей органов власти. Футболисты сталкиваются с агрессией меньше – 19,3%, так же как и руководство футбольных клубов – 15,1%. Тренерский штаб и футболисты-легионеры имеют наименьшую вероятность стать жертвами девиантного поведения – 8,4% и 7,2% соответственно (табл. 1).

Таблица 1

Лица, на которые чаще всего направлено агрессивное поведение фанатов (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

На Ваш взгляд, на кого чаще всего направлено агрессивное поведение футбольных фанатов? (выбор вариантов ответа не ограничен)

Индикаторы %
Другие фанаты и болельщики 90,4
Футболисты 19,3
Легионеры 7,2
Тренерский штаб 8,4
Судьи 32,5
Руководство ФК 15,1
Представители РФС/РФПЛ 30,7
Представители органов власти 26,5
Представители правоохранительных органов 43,4
Затруднились ответить 1,2

 

Исходя из полученных данных можно сказать о том, что наиболее подвержены стать объектами агрессии сами фанаты. Агрессивное поведение на болельщиков (кузьмичей) направлено в гораздо меньшей степени, чем на фанатов и футбольных хулиганов, т.к. недружелюбность по отношению к кузьмичам является зазорной и не престижной, поскольку неорганизованные фанаты являются безобидными представителями фан-движения. Зачастую «фирмы» сами являются инициаторами различных стычек и драк между их оппонентами, имеющими отношение к другому клубу. Подобные столкновения являются нормальным и обыденным явлением среди фанатов, в ходе которых они доказывают превосходство одного движения над другим.

Следовательно, по мнению самих же футбольных фанатов, участники фан-движения склонны к агрессивному поведению. Основной причиной является желание отстоять свои взгляды или «фирмы», а чаще всего подвергаются агрессии сами фанаты в ходе выяснения отношений между другими футбольными фанатами-оппонентами.

Были определены ситуации, способные спровоцировать футбольных фанатов на негативные действия. Наиболее вероятным толчком к деструктивным действиям могут быть решения судьи (55,3%), проигрыш команды (41,7%), а также покупка футбольным клубом игрока из числа принципиальных оппонентов (38,1%). Решения руководства футбольных команд сказывается на нежелательном поведении фанатов менее – 32,5%, а решения тренерского штаба и наличие легионеров в клубе в качестве раздражителя проявились еще ниже – 14,9% и 6% соответственно. Стоит отметить, что 17,9% респондентов подтвердили вероятность всех выше перечисленных факторов, которые могут послужить поводом для негативных действий со стороны футбольных фанатов (рис. 16).

Рис. 16. Диаграмма «Ситуации, способные спровоцировать фанатов на деструктивные действия» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

Как Вы считаете, какие ситуации способны спровоцировать фанатов на негативные действия? (выбор вариантов ответа не ограничен)

 

Футбольным фанатам России предлагалось выбрать из списка действия, на которые они готовы были совершить ради футбольного клуба, за который они болеют. Данный список включал в себя как положительные, так и отрицательные действия. Осуществлять выезды за своей командой готовы 84,1% респондентов, участвовать в проведении перфомансов, в том числе и материально готовы 69,5%, участвовать в мероприятиях, проводимых самими фанатами согласились 67,5% опрошенных. Участвовать в благотворительных и гуманитарных акциях согласны 58,6% людей, а 44% хотят предложить и реализовать творческие идеи для проведения перфомансов, зарядов и др. Быть организаторами фанатских мероприятий желают 38,1%, такое же количество и фанатов, готовых использовать пиротехнику на стадионах. Оскорблять другие лица с помощью зарядов, баннеров и плакатов способны 35,4% любителей футбола, а участвовать в противостояниях с другими фанатами готовы 34,4%. Создать общественную организацию, которая имела бы отношение к футболу и футбольному клубу, который поддерживает респондент, не прочь 29,5% фанатов. Деструктивные действия готовы совершить меньшее число фанатов, а именно: вступить в конфликт с правоохранительными органами могут 17,9%, совершать погромы до, во время и после матчей способны 11,9% футбольных фанатов, а участвовать в экстремистских мероприятиях готовы 9,3% опрошенных. Не готовых участвовать в выше перечисленных мероприятиях оказалось 3,6% представителей фан-движения (табл. 2).

Таблица 2

Действия, на которые готовы пойти фанаты ради своего ФК (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

На какие действия Вы готовы пойти ради своего ФК? (выбор вариантов ответа не ограничен)

Индикаторы %
Осуществлять выезды за своей командой 84,1
Быть организатором фанатских мероприятий (спортивные и т.д.) 38,1
Быть участником мероприятий, осуществляемых фанатами 67,5
Использовать пиротехнику на стадионе 38,1
Участвовать в проведении перфомансов, в т.ч. и материально 69,5
Оскорблять другие лица (заряды, баннеры, плакаты) 35,4
Участвовать в благотворительных и гуманитарных акциях 58,6
Участвовать в противостояниях с другими фанатами 34,4
Предложить и реализовать творческие идеи для проведения перфомансов, зарядов и др.  
Совершать погромы до, во время и после матча 11,9
Вступить в конфликт с правоохранительными органами 17,9
Создать общественную организацию, которая имела бы отношение к ФК, за который Вы болеете и футболу 29,5
Участвовать в экстримистских мероприятиях 9,3
Не готов(-а) участвовать в выше перечисленном 3,6

 

Из этого следует, что фанатам склонны к положительным действиям: поддерживать команды на выездных матчах, проводить перфомансы, участвовать в благотворительных акциях и быть организаторами фанатских мероприятий и т.д. Из действий, которые можно отнести к деструктивным, наибольшую вероятность воплощения имеют: использование пиротехнических средств на стадионе (но она часто используется при проведении перфомансов), противостояния с фанатами-оппонентами, а также конфликты с правоохранительными органами. Исходя из результатов опроса можно сказать, футбольные фанаты менее настроены к совершению деструктивных действий – они более склонны к мероприятиям позитивного характера, направленных не только на поддержку клуба, но и в мероприятиях, приносящих пользу обществу.

Респондентам предлагалось определить из того же самого списка какие их действия и деятельность имеют наибольшую ценность. Наибольшую пользу, по мнению самих же фанатов, несут поездки на гостевые матчи команды (89,4%), участие в проведении перфомансов, в том числе и материально (53,3%), быть участником в мероприятиях, проводимых фанатами (48,3%), а также участвовать в благотворительных акциях и мероприятиях (48%). Достаточно высоко фанаты оценивают проведение фанатских мероприятий – 45%. Фанаты, предлагающие свои творческие идеи для проведения перфомансов, воспринимаются весьма позитивно – 39,1%. Использование пиротехники и создание общественных организаций, относящихся к футболу, имеет ценность ниже – 26,5% и 26,2% соответственно. Затем расположились действия, принадлежащие к разряду деструктивных, которые фанаты сами же и ставят ниже с точки зрения пользы и ценности: участие в противостояниях с другими фанатами – 22,5%, оскорбление других лиц с помощью баннеров, зарядов и плакатов – 13,2%, вступление в конфликт с правоохранительными органами – 9,9%, совершение погромов до, во время и после матчей – 9,3%, участие в экстремистских мероприятиях – 7% (табл. 3).

Таблица 3

Действия и деятельность фанатов имеющие наибольшую ценность (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

На Ваш взгляд, какие действия и деятельность футбольных фанатов имеют наибольшую ценность? (выбор вариантов ответа не ограничен)

Индикаторы %
Осуществлять выезды за своей командой 89,4
Быть организатором фанатских мероприятий (спортивные и т.д.)  
Быть участником мероприятий, осуществляемых фанатами 48,3
Использовать пиротехнику на стадионе 26,5
Участвовать в проведении перфомансов, в т.ч. и материально 53,3
Оскорблять другие лица (заряды, баннеры, плакаты) 13,2
Участвовать в благотворительных и гуманитарных акциях  
Участвовать в противостояниях с другими фанатами 22,5
Предложить и реализовать творческие идеи для проведения перфомансов, зарядов и др. 39,1
Совершать погромы до, во время и после матча 9,3
Вступить в конфликт с правоохранительными органами 9,9
Создать общественную организацию, которая имела бы отношение к ФК, за который Вы болеете и футболу 26,2
Участвовать в экстримистских мероприятиях  

 

Следовательно, мы видим, что фанаты оценивают свои позитивные действия и деятельности гораздо выше, чем действия, несущие деструктивные, а порой и противоправные свойства. Использование пиротехники оценивается наиболее полезно, поскольку она используется в перфомансах и во время празднования забитых мячей командами. К тому же, фанаты не считают, что использование пиротехники не должно относиться к противоправным действиям.

Фанатам-респондентам была предложена ситуация, способная привлечь их к позитивным действиям: если руководство футбольного клуба, за который они болеют, предложит провести акцию по облагораживанию территории вокруг стадиона и пригласит принять участие футбольных фанатов, то как они поступят? С радостью поучаствовали бы 57,9% фанатов, 34,4% возможно приняли бы участие в таком мероприятии. Скорее всего бы не пошли 4%, а отказались бы от участия всего 3,6% респондентов (рис. 17).

 

Рис. 17. Диаграмма «Готовность фанатов к участию в мероприятиях, проводимых ФК» (2016-17 гг.)

(в процентном отношении респондентов)

Представьте ситуацию: руководство ФК, за который Вы болеете, собирается провести акцию по облагораживанию территории вокруг стадиона и приглашает принять участие футбольных фанатов. Ваши действия?

 

Это говорит о том, что если руководство футбольных клубов и организаций будет направлять деятельность фанатов в положительное русло и поощрять такую активность – получится не только выстроить конструктивный диалог между фанатами и футбольными организациями, но и создать доверительные отношения между футбольными клубами и болельщиками.

 

 

Обобщая итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Основной причиной для вступления в фан-движение является желание поддержать футбольный клуб, а главным объектом для идентификации людей в футбольном фанатском движении является само фан-движение.

2. Большая часть футбольных фанатов имеет дружеские связи как среди болельщиков своего футбольного клуба, так и приятелей среди фанатов, болеющих за другие клубы.

3. Вступают в организованные группы фанаты самостоятельно, благодаря собственным усилиям. Ведущая причина, по которой люди не вступают в «фирмы» – отсутствие необходимости состоять в данной группе.

4. Преимущественно фирмы имеют связь с представителями других организаций. Чаще всего ими выступают руководство футбольного клуба, который они поддерживают, а также иные организации.

5. Значительная часть «фирм» проводит общественные акции и мероприятия. Большей популярностью пользуются благотворительные и спортивные мероприятия. Проводимые мероприятия имеют положительное влияние на жизнь общества, по мнению респондентов.

6. Большая часть фанатов России поддерживает клубы-гранды: «Зенит» (Санкт-Петербург), ЦСКА (Москва), «Спартак» (Москва). Весомая часть футбольных фанатов вовлечена в фан-движение в промежутке от 7 до 9 лет и теми, кто состоят в фан-движении более 15 лет.

7. Значительную часть футбольных фанатов составляют представители молодого поколения от 19-30 лет (преимущественно мужского пола, не состоящие в браке и не имеющие детей), которые более склонны к социальной мобильности и желанию противопоставлять себя от основной части общества.

8. Фанаты в большей мере имеют высшее и среднее специальное образование, что оспаривает стереотип о низком уровне их образования. Больше половины футбольных фанатов имеют постоянную работу. Также значительная часть футбольных фанатов является студентами.

9. Главной причиной агрессивного поведения фанатов является желание отстоять свои взгляды или «фирмы», а чаще всего подвергаются агрессии сами фанаты в ходе выяснения отношений между другими футбольными фанатами-оппонентами.

10. Футбольные фанаты менее настроены к совершению деструктивных действий – они более склонны к мероприятиям позитивного характера, направленных не только на поддержку клуба, но и к мероприятиям, несущих пользу обществу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: