Из определения деятельности следует, что деятельность это творческий процесс преобразования действительности. Творческий характер состоит в том, что:
- в нем продуктивное (созидательское) начало преобладает над потребительским (человек нацелен на создание, а не на потребление);
- она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).
В деятельности различают:
- объект деятельности – то, на что она направлена;
- субъект деятельности – человек, который её выполняет.
Любая деятельность осуществляется в определенных условиях, которые сказываются на ее эффективности.
Виды деятельности:
- общение (направлено на обмен информацией межличностного и делового плана при взаимодействии людей);
- игра (направлена не на производство продукта, а на решение некоторой задачи в искусственно создаваемой ситуации);
- учение (направлено на приобретение ЗУН);
- труд (направлен на производство общественно полезного продукта для удовлетворения потребностей людей).
Различают уровни деятельности:
а) Деятельность.
б) Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, которая имеет цель и осознана субъектом (например, включение телевизора). Различают сенсорные, волевые, моторные, мыслительные действия.
в) Операция – конкретный способ выполнения действия. Каждое действие может быть выполнено несколькими операциями.
Структура деятельности:
1. Цель – значимый для человека продукт его деятельности, к обладанию которым он стремится.
2. Мотив – это внутренние побудительные силы человека, которые заставляют его реализовывать эту деятельность.
3. Результат – то, что достигается человекам при реализации деятельности.
Процесс деятельности сопровождается возникновением у человека «образа-цели». «Образ–цель» - это состояние желаемого будущего результата действия (или деятельности). С этим понятием связаны ряд психических процессов. В частности:
- Идеомоторные процессы – феномен, проявляющийся в том, что сама мысль о предстоящем движении сопровождается едва заметными движениями частей тела. Эти движения могут быть непроизвольными.
- Интериоризация деятельности – способность психики оперировать предметами не находящимися в поле нашего зрения (благодаря опыту).
- экстеоризация деятельности – способность человека осуществлять внешние действия на основе преобразования сложившихся за счёт интериоризации внутренних закономерностей (структур).
Следует различать деятельность, поступок и поведение.
Поступок – это действие с явным социальным смыслом.
Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.
Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.
Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.
Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.