Материалы самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия»




 

 


Краткое теоретическое содержание заданий СРС

Тема 1. Казахский ренессанс

Начало ХХ века ознаменовалось ростом самосознания казахов и прежде всего казахской интеллигенции, обосновавшей необходимость обретения независимости Казахстана.

Ахмет Байтурсынов – ученый, филолог, философ языка. Он обосновал газету «Казах», в 1917 г. Обосновал партию «Алаш», которая должна была защищать интересы казахов. Его вклад с казахскую философию – это развитие философии языка. Слово, понятие – основная форма нации, которая несет эстетическую нагрузку. Сло не только оформляет нашу мысль, но и представляет набор гармоничных звуков, особое сочетание гласных и согласных, которые услаждают наш слух. Поэтому необходимо усовершенствовать казахский алфавит.

Мыржагип Дулатов (1885-1935) – поэт, его первая поэма «Оян, казак!» - Проснись, казах, которая имела антиколониальную направленность, за что на автора начались гонения. Его вклад в философию – это философия истории тюркских народов – казахов, киргизов, узбеков и т.д. Он указывает на ошибочность представлений российских историков, идентифицирующих казахов и киргизов, называя и казахов- киргиз-кайсаками, а киргизов – таза киргизами. При внешнем сходстве этих народов они имеют различную историческую судьбу, хотя произошли от тюрков. Он оспаривает представление о делении казахов на три жуза социально-экономическими причинами. Сам он объясняет этот факт историческими реалиями - хан Ахмет при нанесении удара джунгарам для удобства разделил войска на три жуза (сотен) – старший, средний, младший.

В статье «Международный язык эсперанто» (Эсперанто тiлi) он доказывал, что все языки имеют единые корни, т.к. когда-то все народы произошли от одного прародителя, но поскольку они расселились по земле и приобрели различия, в результате чего они враждуют и стреляют друг в друга. Известные представление, что казахи образовались в 15 веке в результате случайного этнического смешения монгольских и тюркских родов. Он доказывает, что казахи как этнос сформировались еще раньше из тюркских родов (хотя Л.Гумилев доказывал, что все тюрки погибли, но остались тюркоязычные народы).

Он доказывал необходимость единого международного языка «эсперанто» и способствовать их взаимопониманию.

С.М. Торайгыров – известный казахский поэт, в поэте «Заблудившаяся жизнь» рассуждает о том, что делает человека счастливым. Богатство не дает счастья, ибо богатый человек становится за счет ограбления других, власть тоже не делает человека счастливым, т.к. власть должна утвердить справедливость. По справедливости нет на земле, но нет ее и выше. Поэтому власть утверждает несправедливость счастья нет и у полководца, т.к. полководец проливает реки чужой крови и его жизнь также находится в постоянной опасности.

Но может быть ученый счастлив? Но и его глубокие познания используют богачи для собственного обогащения. Таким образом, тайны мироздания не дают людям счастья и не уменьшают их бедности.

В мире нет справедливости, ибо люди неравны. Но социального равенства можно достичь трудом на благо всех и каждого. Однако нет такого идеального общества, где люди бы трудились на благо всех и каждого. Значит, люди обречены блуждать в поисках справедливости и только разум человека в состоянии отыскать законы справедливости.

Шакарим Кудайбердиев, племянник великого Абая, человек трагической судьбы. В книге «Три истины» он обосновал бессмертие души и будучи представление. Душа человека находится в головном и спинном мозге. Она стремится к совершенству, а основой этого прогресса является Совесть.

Но совесть – это не застенчивость, не стыдливость, а субстанциальное начало, благодаря чему существует душа. И все это наталкивает на мысль о создателе. Таким образом три истины – это доказательство бессмертия души, признание совести, субстанциальной основой души и признание первотворца всего сущего – это три истины, которые могут человека сделать счастливым.

 

Практические советы для написания рецензии на книгу Ш.Кудайбердиева «Три истины»:

1) внимательно прочитать и выделить главное содержание книги, ответив на вопрос о каких трех истинах говорит Ш.Кудайбердиев;

2) ответить на вопрос, насколько актуальны эти три истины;

3) выразить свое мнение по данной проблеме;

4) показать насколько автор сумел раскрыть поставленную проблему, а если не сумел, то почему.

 

Литература:

1. Ш.Кудайбердиев «Три истины»

2. О.Сегизбаев «История казахской философии»

 

Тема 2. Русский космизм

В конце 19- начале 20 вв в России оформляется совершенно оригинальная и новаторская философская школа космистов, которая рассматривала человека закономерным результатом эволюции космоса. В.Соловьев разработал теорию всеединства, где доказывал, что человечество должно объединиться ради гармонизации взаимоотношений с природной средой и богом. Н.Федоров создал «философию общего дела». Он развивал дальше мысль В.Соловьева о необходимости объединения всего человечества ради выполнения вселенских задач: 1) метеорегуляция; 2) астрорегляции; 3) косморегуляция, но главное – это воскрешение всех умерших и достижения бессмертия. Безусловно, что идеи ВСОловьева и Н.Федорова носили религиозно-фантастический характер.

Естественно-научный идеи высказали Л.Чижевский, В.Вернадский, К.Циолковский, А.Умов. Чижевский говорил о влиянии космических процессов на психику и на здоровье человека, Вернадский будучи гео-биохимиком, рассматривал закономерность развития биосферы и обосновал переход биосферы в ноосферу.

К.Циолковский развивал идеи панпсихизма, утверждая, что атомы одухотворены и после смерти человека она продолжают свое существование в космосе, образуя существа другого порядка. Поэтому космос заселен живыми существами разного уровня развития и первейшая задача человечества – осваивать космос.

А.Умов обосновал энтропный принцип, согласно которому Вселения создает человека, чтобы он спас Вселенную от энтропии.

 

Практические задания СРС – прочитать учебно-методическое пособие «Истоки и специфика русской философии» и ответить на вопросы к параграфу 4 главы 2.

 

Литература:

1. Гизатуллина Г.А. «Истоки и специфика русской философии»

 

Тема 3. Законы и категории диалектики

Гениальная диалектика Гегеля содержит 2 принципа – развития и связь, которые реализуются в законах и категориях. Законы диалектики показывают источник, причину развития и отвечает на вопросы «почему все развивается?». Смысл этого закона заключается в том, что все развивается благодаря наличию противоположностей, которые воздействуют, взаимовлияют и взаимопроникают друг в друга, но борьба противоположностей абсолютна, а единство противоположностей относительно. Закон количественных и качественных изменений показывают механизм развития и отвечает на вопрос «как происходит развитие?». Смысл закона сформулировал Энгельс в «Диалектике природы». Качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления массы или энергии». Закон отрицания отрицания показывает направленность развития и общую технологичного формирования нового, отвечая на вопрос, куда все развивается. Смысл закона заключается в следующем постулате «Развитие происходит трехступенчато через два отрицания, когда на третьей ступени происходит как бы возврат, якобы повторение исходит ступени, но на более высоком уровне развития». Формой проявления закона отрицания отрицания является спираль, выражающая поступательность, цикличность, нелинейность, восходящий характер развития.

Категории диалектики конкретизируют принцип связи, но связь может быть функциональной, каузальной, объективной. Объективную связь можно увидеть в взаимодействии категории единожное, особенное общее, сущность и явление форма и содержание. Каузальная связь, выражающая принцип детерминизма, реализуется в категориях причины и следствия, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Функциональная связь реализуется в категориях система, структура, элемент, целое и часть.

Важно помнить, что категории парные легко переходят, перековаются друг в друга. Раскрытая сущность становится явлением, необходимость прокладывает форму через массу случайностей, реализованная возможность становится действительностью.

Практическое задание: Открыть «Сборник задач по философии» Согатовсеого и решить задачи г.3 №12-69.

Литература:

1. Согатовский «Сборник задач по философии»

2. Фролов И.Т. «Введение в философию»

3. Суринников «Категории диалектики»

 

 

Тема 4. Общество: основы философского анализа

Сегодня можно сколько угодно критиковать марксизм, но одно остается незыбленным – марксистская методология исследования истории. Маркс рассматривал общество как систему, состоящую из четырех подсистем: экономическая, социальная, политическая, духовная, Маркс полагал, что все подсистемы взаимосвязаны, но одна подсистема является определяющей, детерминирующей все остальные. Поэтому все модели общества строятся по этому принципу – выделение подсистем и определение главной подсистемы. Если мы рассматриваем идеалистическую модель общества Гегеля, то здесь главной и определяющей является духовная подсистема общества, а точнее общественное сознание, мировой дух, которые в историческом процессе самопознает себя.

В материалистической модели общества Маркса главной и определяющей подсистемой является экономическая, которая определяет социально-классовую структура общества, политическую подсистемы общества и общественное сознание общества.

В натуралистической модели общества необходимо учитывать роль природной среды, которая влияет на характер, энергию народов, определяющих их развитие. Для осмысления этой модели общества целесообразно обратиться к работе «Этногенез и биосфера Земли» Л.Гумилева.

В плюралистической модели общества американского социолога Т.Парсонса рассматривается взаимосвязь всех подсистем и их значение. В развитии общества в важны все подсистемы и ни одну из низ нельзя выделить как главную и оределяющую. Если начинает доминировать какая-то одна подсистем, то система все формируется.

 

Практическое задание: составить блок-схему одной из моделей общества, причем требуется более детальная проработка взаимосвязи подсистем и указание на основные источники развития подсистем, их закономерность или спонтанность.

Литература:

1. Гумилев «Этногеноз и биосфера Земли»

 

 

Тема 5. Субъекты и движущие силы истории

Рассматривая исторический процесс философии выделяет движущие силы истории, а именно, каждый человек, живущий на земле и создающий материальные ценности, является движущими силами истории, это его характеристика. Но субъекты истории может быть не каждый человек, а только тот или те группы, классы, слои, нации, которые определяют ход истории. Механизм вовлечения человека в исторический процесс очень прост. Это потребности, которые трансформируются в цели, желания, стимулы, причем на формирование целей и желаний существенное влияние оказывает социальная среда, общественный настрой и ситуации. Да и потребности также формируются во многом под влиянием социальной среды. Включаясь в исторический процесс, человек может ясно осознать веление времени и будет знать как добиться того, чего желают все. При благоприятных условиях такой человек становится лидером, субъектом истории. Субъекты истории становятся исторические личностями, это означает, что они могут оказывать противоречивое воздействие на ход истории. Только выдающиеся личности оказывают благотворное влияние на ход истории и способствуют историческую прогрессу.

 

Практическое задание: дать визуально-психологическое описание портрета исторических личностей, раскрывая их характер и описывая эпоху возвышения. Презентация портрета будет осуществляться на семинаре.

 

Литература:

1. Спиркин А.Г. «Философия». М., 2002

2. Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности»

3. Радзинский Э. «Портреты»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: