Вопрос: издержки производства и обращения.
Коммерческие расходы – это затраты, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг.
К коммерческим расходам относятся издержки:
• на затаривание и упаковку;
• по доставке на станцию (пристань) отправления, погрузке в транспортные средства;
• на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые посредническим организациям;
• по аренде и содержанию помещений для хранения и продажи продукции (товаров);
• на хранение товаров;
• по оплате труда продавцов;
• на рекламу;
• на представительские расходы;
• на иные аналогичные по назначению расходы.
ИЗДЕРЖКИ – это выраженные в денежной форме затраты, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Общие издержки обычно делят на издержки производства и издержки обращения.
Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости.
Изде́ржкиобраще́ния — затраты в сфере обращения, связанные со сбытом и приобретением товаров. Различают:
· дополнительные издержки обращения;
· издержки обращения производителя;
· издержки обращения потребителя.
Если издержки связаны с продолжением производственного процесса в сфере обращения (например, расходы связанные с доставкой, хранением, реализацией товара, его возможной доработкой, фасовкой), они называются дополнительные издержки обращения.
Если издержки обращения несёт производитель товара (например, затраты на содержание подразделения, занимающегося сбытом товаров, транспортно-экспедиторские расходы, затраты на исследование рынков, маркетинг, рекламу, связь, оплата стоимости финансовых услуг, связанных с обращением), то они получают название издержки обращения производителя.
Потребитель также может нести расходы, связанные с обращением (например, оплата финансовых услуг, транспортно-экспедиторские расходы, уплата таможенных пошлин и сборов, издержки на привлечение товарных экспертов, представительские и другие расходы). Такие издержки в сфере обращения имеют название издержки обращения потребителя.
ВОПРОС:Факторы и пути снижения себестоимости продукции
Источниками снижения себестоимости продукции являются резервы, формирующие эффект (положительный результат) за счет экономии (снижения) затрат производства.
Резервы - неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции, которые выражаются в факторах.
Факторы- причины, под влиянием которых изменяется себестоимость продукции.
Основные источники снижения себестоимости продукции:
ü увеличение объема производства продукции;
ü сокращение затрат на ее производство за счет повышения производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
В практике применяется группировка факторов на зависящие от деятельности предприятия (внутрипроизводственные) и не зависящие от нее (внепроизводственные).
1. К ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ФАКТОРАМ снижения себестоимости относятся:
А) технические и технологические факторы, а именно:
■ механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовой технологии и автоматизированных систем управления;
■ модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и технологии;
■ изменение конструкций и технических характеристик изделий;
■ повышение качества продукции;
■ внедрение новых видов потребляемого сырья, материалов, топлива, энергии.
Б) Организационные факторы включают углубление специализации производства, улучшение организации производства и труда, рациональное использование рабочего времени работников и оборудования, совершенствование управления и обслуживания производства, материально-технического обеспечения, экономии всех видов затрат и в первую очередь управленческих, уменьшают непроизводительные и излишние затраты и потери.
В) изменение объема и структуры выпускаемой продукции:
■ относительное сокращение условно-постоянных затрат (кроме амортизации), обусловленное ростом объема производимой продукции;
■ улучшение использования производственных фондов и связанное с этим относительное уменьшение амортизационных отчислений;
■ изменение структуры производимой продукции.
Г) ввод и освоение новых предприятий, как правило, повышает затраты на изготовление продукции, особенно в начальный период, и фактором снижения себестоимости в данном случае является сокращение срока освоения проектных показателей — досрочный выход предприятия на проектные показатели: производственную мощность, производительность труда.
2. ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (ВНЕШНИЕ) ФАКТОРЫснижения себестоимости не зависят от деятельности предприятий и обусловлены внешней средой и механизмом государственного регулирования экономики. Они включают изменение норм амортизации, ставок платы за ресурсы, нормативов отчислений на социальную защиту населения, тарифов на грузоперевозки и электроэнергию, цен на сырье и материалы, состава и ставок налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции.
Экономия себестоимости за счет повышения технического уровня производства и улучшения организации производства и труда достигается в результате изменения норм расхода материальных и трудовых ресурсов, сокращения непроизводственных расходов:
где Эмз - относительное снижение себестоимости продукции за счет изменения норм расхода материальных ресурсов; Iмз - индекс изменения норм расхода материалов; Iц - индекс цен на сырье и материалы; dмз - удельный вес материальных затрат в издержках предприятия, %.
В отдельных отраслях значительное влияние на снижение себестоимости оказывает рост производительности труда, но только если темп роста производительности труда опережают темпы роста заработной платы.
где Эз/п - относительное снижение себестоимости продукции за счет изменения ЗП; Iзп - индекс изменения ЗП; Iпт - индекс ПТ; dзп - удельный вес з/п в издержках предприятия, %.
Экономия себестоимости за счет изменения структуры произведенной продукции:
где ЭПостЗ - относительное снижение себестоимости продукции за счет изменения ПостЗ; IПостЗ - индекс изменения ПостЗ; Iвп - индекс изменения выпуска продукции; dПостЗ - удельный вес ПостЗ в издержках предприятия, %.
Общая экономия рассчитывается путем суммирования отдельных экономий:
Для управления себестоимостью продукции особое значение имеет поиск источников (резервов) ее снижения.
Главными источниками (резервами) снижения себестоимости продукции являются внутрипроизводственные в области использования средств труда, предметов труда и в области совершенствования организации труда, производства и управления. К ним относятся:
■ снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации на единицу продукции;
■ рост производительности труда;
■ уменьшение расхода заработной платы на единицу продукции;
■ сокращение расходов по управлению и обслуживанию производства;
■ ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Знание факторов формирования себестоимости, а также анализ затрат на производство и реализацию продукции позволяют определить основные пути (способы) снижения себестоимости, среди которых выделяют следующие:
■ технические — реализуются в более совершенных и производительных средствах труда, которые позволяют снизить материалоемкость и трудоемкость продукции, улучшить использование других ресурсов;
■ организационные — предполагают наиболее оптимальное сочетание во времени и в пространстве соединения средств труда, предметов труда и рабочей силы;
■ экономические — воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач.