Особенности драматургии А.П. Чехова




«На сцене все должно быть так, как в жизни: люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их жизни, разбиваются их сердца». Это высказывание Чехова о театральных постановках сало формулой чеховских пьес. Без преувеличения надо сказать, что Чехов совершил переворот в драматургии. До него драматургическое действие определялось интригой, конфликт был социальным, философским, политическим. Например, пьесы Островского – конфликт бедности и богатства, конфликт добродетели и порока, корысти и бескорыстности и т. д.

Чехов не сразу, но именно в своих знаменитых пьесах («Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад») создает конфликт совсем другой природы, это не конкретный конфликт, а конфликт человека с самим собой и в то же время со всем миром. На сцене в пьесах Чехова «обедают, только обедают», как в жизни, все заполнено мелочами, а за этими мелочами годе-то на личном уровне происходят трагедии – «разбиваются их сердца».

В свое время критика и театральные деятели обвиняли Чехова в том, что его пьесы несценичны. Слишком много разговоров и нет действия. Пьесы Чехова не имели успеха, потому что их играли по законам театра Островского, где конфликт был ярко выражен. В его пьесах все драматические события происходят за сценой, о них мы узнаем из диалогов и монологов действующих лиц. Но главное, чего добивался Чехов в театральных постановках по своим пьесам, - это психологизм. Герои ходят, разговаривают, но каждое движение, каждая интонация должны отражать внутренний мир, присущий только этому персонажу. Большое значение Чехов придавал ремаркам, пояснениям, звукам, музыкальному оформлению. Особую значимость имели паузы, создававшие психологическую атмосферу. Поэтому пьесы Чехова трудно было играть.

20.Почему последняя пьеса А.П. Чехова называется "Вишнёвый сад"?

В драматургических произведениях, написанных до Чехова, как правило, был центр – событие или персонаж, вокруг которого развивалось действие. В пьесе Чехова такого центра нет. На его месте оказывается центральный образ-символ – вишневый сад. В этом образе соединяются и конкретное и вечное, абсолютное – это сад, «прекрасней которого ничего нет на свете»; это красота, прошлая культура, вся Россия.

Во-первых, нужно отметить, что изначально Чехов хотел назвать свою пьесу не «Вишнёвый сад», а «Ви́шневый сад». «Ви́шневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов.

Этот сад символизирует уход из жизни дворянства как класса. Время первого действия – ранняя весна, цветут вишневые деревья, но холодно, в конце пьесы в тишине раздается звук топора, вырубающего сад. Но сад обречен не потому что сильны его враги – купцы, промышленники, дачники, а потому, что ему и в самом деле пора умирать. Не случайно постоянно в пьесе звучат воспоминания о нем – сад живет в памяти, в прошлом и никто не может воскресить его в настоящее (неспособность принятия решений мы видим из диалогов (смотрите второе действие когда Лопахин пытается убедить Раневскую и Гаева в принятии решения)

«Вишневый сад» - символ красоты, одухотворенной поэзией прошлого, помещичьих усадеб, которые гибнут и разоряются. Рубить деревья в прекрасном саду – уничтожать красоту, овеянную чувством прошлого. Но настоящее глухо к красоте. Стук топора возвещает приход нового хозяина, который знает цену богатству. Неужели за ним будущее, в котором нет места красоте? Но молодое поколение в лице Пети и Ани, которые мечтают насадить новый сад, еще прекраснее этого. Возможно, вишневый сад – это символ красоты, и символ созидания, и символ разрушения.

 

21.Показать особенности романов Ф.М. Достоевского на примере романа "Преступление и наказание"

Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с которыми они встречаются на своем пути. Каждый из действующих лиц романа «Преступление и наказание» переживает свою трагедию, каждый живет как бы на надрыве. Все оттенки чувств героев автор передает не через пафосные монологи, они были бы не характерны для униженных и слабых людей. Автор дает возможность читателю не только догадываться, но и следить за тем, как меняется поведение и настроение героя. Оно отражено в портретных характеристиках.

Для романов второй половины XIX века характерна чуткая реакция на изменения, которые происходили в тот период в обществе. Трагизм положения и внутреннее состояние людей, живших тогда, не остались в стороне от внимания писателя. Он показывал не столько социальные преобразования, а то как они воспринимались обыкновенными людьми. И главной ниточкой, связывающей разных по характеру и социальному положению людей, было именно ощущение обреченности, одиночества и страдания, поиска верного пути в жизни, которая неумолимо диктовала свои законы и нравственные устои.

Герои живут в маленьких помещениях. Они словно замкнуты в небольшие пространства и никак не могут вырваться наружу. В своем «мирке» они скрываются от жесткости окружающих и не впускают ни свой дом, ни во внутренний мир посторонних. Каморка Раскольникова «приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Напротив, душа Сони открыта для других. Поэтому мы часто видим в ее доме и Раскольникова, и посторонних людей. Так через пространство комнаты писатель отражает пространство души своего героя.

22.Андрей Болконский и Пьер Безухов на страницах романа Л. Толстого "Война и мир"

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает, как в условиях критической ситуации, которой в произведении является Отечественная война 1812 года, меняются характеры и образ мыслей людей. На примере Андрея Болконского и Пьера Безухова Л. Толстой демонстрирует, как в человеке из аристократической среды в эпоху войн пробуждается гражданская совесть и высокое понимание чести и долга.

И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени и класса. Им присущи постоянные духовные, нравственные искания, недовольство собственной жизнью, постоянная борьба с собой и поиски выхода из сложившейся ситуации.

Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если у Андрея рассудок преобладает над чувствами, то Безухов способен остро чувствовать и переживать.

У них разный жизненный опыт. Впервые мы встречаемся с этими героями в салоне А.П. Шерер. Князь Андрей предстает как человек, исполненный скуки и усталости от жизни. Андрею светские гостиные внушают отвращение. Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. А Пьер по наивности ещё благоговеет перед салонными гостями.

Андрей и Пьер постоянно ищут смысл жизни. Но пути их духовных исканий различны. Нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся.

В то время, как князь Андрей стремится к личной славе. Он твердо уверен, что исторические события могут подчиняться воле одного человека, и хочет стать таким человеком, но он все же стремится не только к собственному благу, но и к всеобщему благу для людей. Он только видит себя важной фигурой в достижении этих благ.

Будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

По мере развития событий, встреч Болконского с людьми из народа, постепенно меняются его взгляды, в его жизни наступают большие перемены. Мужество капитана Тушина и его солдат заставляет князя Андрея проникнуться искренним уважением к людям, которые, не думая о славе и подвигах, каждый день совершают героические поступки. Позже, лежа тяжелораненый на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным. Крушение надежд и планов приводит Болконского в состояние подавленности и пессимизма. Он возвращается в Лысые Горы. Там, узнав о смерти своей жены, князь Андрей впадает в меланхолию, чувствуя вину перед ней. И решает, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Тем временем положение Пьера в свете полностью меняется. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света — Элен Курагиной. Позже он понял свою ошибку. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Он так торопился на войну не только из-за опротивевшего света, но и из-за того, что был несчастлив в семейной жизни. “Редкое внешнее очарование” его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: “Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни”. Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. И когда Пьер высказывает данную точку зрения князю Андрею, приехав к нему в имение, Болконский скептически относится к ней. И сам отстаивает другое: жить так, чтобы не желать другим зла, жить для себя. Тем не менее, данная встреча стала очень важным моментом в душевном искании князя Андрея Болконского. И в новой жизни он перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Хотя он все еще был убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости и любви.

Именно в это время Болконский встречает Наташе Ростову. Любовь к Наташе перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. На фронте его вылечивает общение с простыми солдатами, с народом. Полностью постигнув дух русского народа, народную правду, народное понимание исторических событий, он уже говорит Безухову: «Успех никогда не зависел, и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа». И на вопрос Пьера — от чего же он будет зависеть, отвечает: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Теперь он сознает лишь частью той огромной силы, которой суждено победить врага. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию жить для людей, помогая и сочувствуя им, принося им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это роднит его с простыми людьми. На Бородинском сражении Безухов сближается с солдатами. Его поразило их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравственно выше и чище его. Пьер начал задумываться, как стать похожим на таких людей. Попав потом в плен, Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных. В этот момент он потерял веру в жизнь, в Бога, в человека. И только Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни – это и есть сама жизнь во всех своих проявлениях. Он научился видеть и понимать людей, и они тянулись к нему.

В Андрее Болконском и Пьере Безухове раскрыты типические черты той среды, из которой вышли деятели четырнадцатого декабря.

 

23.Женские персонажи роман Л. Толстого "Война и мир"

Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. В женских персонажах автор выделяет их особое предназначение – быть женой и матерью. Для Толстого мир семьи – основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема — противопоставления внутреннего и внешнего. Противопоставление показано в образах таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен – это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты. У нее «однообразная», «неизменяющаяся» улыбка и «античная красота тела». Она напоминает прекрасную бездушную статую. Она — душа общества, ею восхищаются, ее хвалят, в нее влюбляются, но только из-за влекущей внешней оболочки. Элен всегда уделяет большое внимание своей внешности. Писатель подчеркивает, что героиня желает как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу. Она бездетна. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни, еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Таким образом, Толстой воплотил в Элен Курагине худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Внешность Наташи Ростовой показана Толстым как отражение ее богатого внутреннего мира. Наташа очень эмоциональна и чутка, она интуитивно угадывает людей, иногда в проявлении своих чувств она эгоистична, но чаще способна на самопожертвование, как в случае с вывозом раненых из Москвы или выхаживанием матери после гибели Пети. Постоянно увлекаясь, Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемена в ее судьбе происходит после встречи с князем Андреем, ставшим ее женихом. Нетерпеливое чувство, переполняющее Наташу, оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Только многое пережив и перечувствовав, она осознает свою вину перед Болконским, примиряясь с ним и оставаясь возле умирающего князя Андрея вплоть до его кончины. Настоящую любовь Наташа испытывает только к Пьеру Безухову, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится.

Княжна Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет их обсуждение — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Она некрасивая, но у нее «прекрасные, лучистые глаза». Княжна Марья – образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души.

Оби эти женщины, Наташа Ростова и княжна Марья, становятся прекрасными женами. Наташа душой понимает поступки Пьера, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья очаровала Николая Ростова своим духовным богатством, которое не надо его натуре. Его необузданный нрав смягчается под влиянием жены. Гармония семейной жизни, по мнению Толстого, достигается там, где муж и жена дополняют и обогащают друг друга, составляют единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых царит любовь, неизбежные конфликты разрешаются примирением.

Марья и Наташа – замечательные матери. Однако Наташа больше заботится о здоровье детей, а Марья заботится о духовном и нравственном воспитании ребенка.

Очень важное качество Наташи и Марьи – естественность. Они не способны играть заранее придуманную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью проявления своих чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы.

Нельзя не сказать еще об одном женском персонаже – Соне. Ей не доступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, то это лишь мгновения. Соня несравнима с другими героинями романа. Она – «пустоцвет», но жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься ее душе.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества

24.Мысль семейная в романе "Война и мир"

Одной из главных мыслей в романе «Война и мир» является мысль семейная. Писатель считал, что семья – основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определённый путь идейно-духовного развития, путём проб и ошибок они стараются найти своё место в жизни, осознать своё предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских.

Толстой изобразил в своём романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, - предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.

Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодёжи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдёт через заблуждение, но его безошибочное нравственное чутьё поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдёт любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, является «эгоизм, тщеславие, ничтожество во всём». Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Её измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, сестры, ищущей какой-то особой истины у «божьих людей», и многих других людях, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живёт только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю её жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит её, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Её покорность – результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она Бурьен: «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтобы и другие это делали».

Другая семья, изображённая в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребёнка, что высоко ценится автором. Он много раз подчёркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.

В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».

В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль. Князь Василий – расчётливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия – Элен – типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится «мраморная», то есть холодная красота, лишённая чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, - это её салон и светские приёмы.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предаётся прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остаётся Николенька, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда.

Итак, показав в романе наиболее полно три семьи, писатель даёт понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

 

25.Какой предстаёт война на страницах "Война и мир"

В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей простых русских героев и великого полководца - Кутузова. В то же время великие исторические потрясения вскрыли истинную сущность каждого отдельного человека, показали его отношение к Отечеству. Толстой изображает войну как писатель-реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Также Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова… Да перечислишь ли всех? Другими словами говоря, автор-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего «дубину» освободительной войны против захватчиков.Интересно узнать, каково же отношение Толстого к войне? По мнению Льва Николаевича, «война – это забава праздных и легкомысленных людей», а сам роман «Война и мир» – это антивоенное произведение, в котором еще раз подчеркивается бессмысленность жестокости войны, несущий смерть и человеческие страдания. Свою точку зрения писатель раскрывает в романе разными приемами, например, через мысли любимых героев. Тот же князь Андрей, который, лежа под небом Аустерлица, разочаровывается в своих прежних мечтаниях о славе, власти, о «своем Тулоне» (даже Наполеон, его кумир, кажется князю Болконскому теперь маленьким и ничтожным). Немаловажную роль в понимании авторской позиции относительно войны играет сопоставления светлой лесной природы и безумия убивающих друг друга людей. Невольно перед нашими глазами предстает панорама Бородинского поля: «косые лучи яркого солнца … кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий розовым и золотым оттенком свои темные, длинные тени. Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески». Но вот это чудеснейшая картина природы сменяется страшным видом сражения, и все поля покрываются «мглой сырости и дыма», запахом «странной кислоты селитры и крови». В эпизоде драки французского и русского солдата из-за банника, в картинах военных госпиталей, в составлении диспозиций к сражениям мы еще раз убеждаемся в отрицательном отношении Л.Н. Толстого к войне .В своем романе писатель дает изображения двух войн: за границей в 1805-1807 годах и в России в 1812 году. Первая, ненужная и непонятная русскому человеку, война, которая велась на чужой стороне. Поэтому в этой войне все далеки от патриотизма: офицеры думают о наградах и славе, а солдаты мечтают о скорейшем возвращении домой. Вторая же носит совсем иной характер: это война народная, справедливая. В ней патриотические чувства охватили различные слои русского общества: ненависть к врагу испытывали и купец Ферапонтов, сжигающий свою лавку при занятии французами Смоленска, чтобы ничего не досталось неприятелю, и мужики Карн и Влас, отказывающиеся продавать «за хорошие деньги, которые им предлагали, сено», и Ростовы, отдавшие подводы для раненых в Москве, довершив этим свое разорение.Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Толстого, «уничтожали великую армию по частям». Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, «самом полезном и храбром человеке» в отряде Василия Дмитриевича, и о смелом, но безжалостном Долохове.Особое место в понимании «скрытой теплоты» русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником. Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско», «наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят». Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой «шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами». Французы же понимали, что сами они были нравственно истощены, опустошены, и именно это и определило в дальнейшем их полное поражение. Докатившись до Москвы, французская армия неминуемо должна была погибнуть от смертельной раны, полученной ею при Бородине. В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было «сознавать опасность» и то трудное положение, в котором находился русский народ. Толстой резко осуждает такой «патриотизм», показывает пустоту и никчемность этих людей. Бесспорно, Отечественная война 1812 года сыграла значительную роль в жизни князя Андрея и Пьера. Патриоты своей Родины, просто как порядочные люди, они приняли на себя частичку тех испытаний и трудностей, того горя, что выпало на долю русского народа. А во многом переломным моментом и в жизни князя Болконского и графа Безухова стало, конечно же, Бородинское сражение. Как опытный боевой человек Андрей был в этой битве на своем месте и мог еще принести много пользы. Но судьба, упорная в своем желании уничтожить Болконского, наконец, достигла его. Бессмысленная смерть от шальной гранаты оборвала такую многообещающую жизнь. Большим испытанием стало Бородинское сражение и для Пьера. Желая разделить судьбу народа, России, граф Безухов, не будучи военным, принял участие в этом бою. На глазах Пьера страдали и умирали люди, однако не только сама смерть поразила его, но и то, что солдаты уже не видели никакой дикости в уничтожении людей людьми. В день битвы графу Безухову много дал последний разговор с князем Андреем, понявшим, что истинный исход сражения зависит не от штабных офицеров, а от того чувства, которое сейчас жило в сердце каждого русского солдата. По мнению Толстого, не только яркий героизм и патриотизм русского народа внес значимый вклад в победу, но и, несомненно, главнокомандующий русской армии Кутузов, который был любимцем солдат и боевых офицеров. Внешне это был дряхлый, слабый старик, однако же сильный и красивый внутренне: полководец один принимал смелые, трезвые и правильные решения, не думал о себе, о почестях и славе, ставя перед собой лишь одну задачу, которая была его стремлением и желанием: победу над ненавистным врагом. В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, который участвовал в освободительной войне против французских захватчиков, и победил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: