IV Работа с картами атласа.




Урок географии в 11 классе

Учитель: Ершова Т.В.

Тема: ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ

Учебно-воспитательные цели:

1.Сформировать знание о географическом положении и оценить при-
родно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

2.Отработать навыки анализа карт.

Оборудование: настенная карта Европы, атлас.

Методы и формы учебной деятельности: рассказ учителя; работа учащихся с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.

Структура урока:

План

1. Малая величина территории региона.

2.«Европейский полуостров» — Евразия.

3.Изрезанность береговой линии; теснейшая связь с морем.

4.Средиземноморская цивилизация - особый тип цивилизации (мор­
ской). Традиционные типы хозяйства.

5.Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала как истори­
ческая категория (на примере Зарубежной Европы).

6.Современная оценка природно-ресурсного потенциала региона:

 

1)положение в основном в умеренном поясе и хорошие возможности
для развития сельского хозяйства;

2)возможности для развития промышленности (особое значение запа­
сов бурого угля, нефти, природного газа, калийных солей, гидроэнергети­
ческих и лесных ресурсов);

3)природно-рекреационные ресурсы.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

Рассказ учителя об особенностях экономико-географического положе­ния (ЭГГТ).

1. Малая величина территории региона:

Территория Зарубежной Европы занимает около 5,4 млн км2 с населением - 500 млн человек. Здесь расположены около 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток - более чем 3 тыс. км.

• Самая «длинная» страна региона - Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании -около 1000 км; протяженность ФРГ - 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии - 500 км; протяженность Бельгии - 230 км.

Субрегионы Зарубежной Европы.

Задание: используя карты атласа и учебник, выделите государства Северной, Западной, Южной и Восточной Европы.

Северная Европа Средняя Европа Южная Европа Восточная Европа
       

 

3. Страны-малютки.

• Особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства:

княжество Андорра - площадь территории (8) = 467 км2;

княжество Лихтенштейн — 8 = 160 км;

республика Сан-Марино -8 = 61 км2;

княжество Монако - 8 = 1,9 км;

город-государство Ватикан - занимает западную часть г. Рима - 8 = = 0,44 км2.

• ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:

1) соседским положением: малой «глубиной» территорий стран Зару­
бежной Европы. В Чехии нет населенного пункта, который был бы удален
от государственной границы более чем на 105 км, в Болгарии - на 120 км,
Румынии - на 170 км, Польше - 230 км;

2)приморским положением - большинство стран расположены вблизи
от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет мес­
та, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км.

II. Практическая работа с картами атласа:

1) Дайте характеристику

ЭГП одной из стран Зарубежной Европы (по выбору).

План характеристики ЭГП страны

1) Положение по отношению к соседним странам.

2) Положение по отношению к главным сухопутным и морским
транспортным путям.

3)Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам.

4)Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5)Изменение ЭГП во времени.

6)Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства
страны.

2) Проведите классификацию городов региона по их ЭГП. Определите города, расположенные таким образом (см. табл.):

 

На морских побережьях В устьях рек Вдали от морей, но на сухопутных реках В местах добычи по­лезных ис­копаемых Вдали от морей
         

III Работа с текстом учебника

Задание: расскажите об изменении политической карты региона на протяжении XX в.

Практическая работа:

С помощью «визитной карточки» стран Зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя.

 

  Республика   Конституционная монархия   Абсолютная монархия

 

IV Работа с картами атласа.

· Природные предпосылки для промышленности сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.

В северной части (платформенной) – рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные – «привязаны» к осадчатому чехлу платформы; в южной части (складчатой) – рудные месторождения.

Пользуясь картой полезных ископаемых Зарубежной Европы в атласе, выполнить задание 3, с. 193.

Ответьте на вопросы:

Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с использованием природно-ресурсного потенциала?

V. Итог урока.

Задание на дом: с. 162-165.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: