Основы эмбриологического рисунка




Современные способы получения изображений биологических объектов становятся все более привычными для специалистов-биологов. Так, классический фотопроцесс вытесняется методами видеомикроскопии, объект исследования все чаще фотографиру­ют с помощью цифровых фотокамер высокого разрешения; ком­пьютерные методы обработки цифровых изображений не только облегчают работу исследователя, но и дают много новых возмож­ностей для анализа результатов эксперимента. Однако, несмотря на все технические достижения, ценность биологического рисун­ка не пропадает, так как он является не просто упрощенным изоб­ражением объекта, а результатом анализа, выполненного самым сложным на сегодняшний день анализатором изображений — че­ловеческим мозгом. Студентам важно заниматься именно зарисов­кой биологических объектов: выполняя эту работу, они внима­тельно всматриваются в препарат и замечают такие детали строе­ния, на которые не всегда обратили бы внимание при беглом просмотре препарата.

Рисунок в течение нескольких столетий был одним из основных инструментов в руках исследователей и фактически единственным способом регистрации собственных наблюдений. В результате на грани науки и изобразительного искусства сформировалась тра­диция научного рисунка, частью которой является биологический рисунок. В настоящее время большинство художников — создателей современного био­логического рисунка — являются по образованию биологами. Сту­дент, имеющий художественные способности, может стать масте­ром биологического рисунка и даже профессиональным иллюст­ратором научных и научно-популярных работ. Но даже те, кто не находит у себя такого таланта, могут научиться рисовальной тех­нике, с самого начала следуя достаточно простым рекомендаци­ям.

Основные требования к научному рисунку — информативность, четкость, лаконичность и, что самое главное, научная достовер­ность. В биологическом рисунке важна также четкая прорисовка всех деталей, а хорошее художественное оформление служит до­полнением к тщательно выполненной работе и делает рисунок более наглядным.

Прежде чем приступать к рисунку, надо понять общее строе­ние эмбриологического объекта, расположение клеточных плас­тов и зачатков органов. В классическом эмбриологическом рисун­ке принято изображать ооциты и эмбрионы на стадиях дробления анимальным полюсом вверх — для видов, имеющих телолецитальное расположение желтка в ооците (рис. 1, А). На последующих стадиях развития (начиная

 

 

Вегетативный полюс

А

 

Рис. 1. Примеры эмбриологического рисунка:

I — рекомендуемое положение анимального и вегетативного полюсов на рисунке; > — поперечная (/) и фронтальная (2) плоскости прохождения гистологических резов эмбриональных объектов; сагиттальный срез проходит в плоскости листа

 

с ранней гаструлы) принято ука­зывать расположение дорсальной и вентральной сторон зароды­ша, а на более поздних стадиях развития (начиная с нейрулы) рисовать эмбриологические объекты дорсальной стороной вверх (рис. 1, Б).

Бумагу для рисунка лучше всего выбирать максимально белую, плотную, гладкую и не мелованную. Начинать рисунок нужно с прорисовки общих контуров объекта, при этом линии замкнутых контуров должны быть сплошными и не обрываться. Следует из­бегать повторного обведения контура. Так называемая «опушенность», или «волосатость», линий не только делает рисунок неак­куратным и менее точным, но и иногда как бы создает дополни­тельные несуществующие структуры.

При зарисовке объекта на ранних стадиях развития (стадии дробления и до ранней гаструлы включительно), когда эмбрион состоит из небольшого числа крупных клеток, принято прорисо­вывать каждую клетку, обращая внимание на ее форму, размер и детали внутриклеточного строения: расположение ядер, вакуоли­зацию, распределение гранул пигмента. Для более поздних стадий развития следует прорисовывать расположение клеточных пластов и зачатков, а не отдельные клетки. При более детальной прорисовке объекта следует сразу же дифференцировать линии по толщине (основные контуры рисуются более толстыми, а структурные детали — более тонкими линия­ми). Для этого следует либо изменять силу нажима на карандаш, либо применять для тонких линий карандаш с более тонким и твердым грифелем.

На рисунках гистологических срезов эмбриологических объек­тов возможно применение разных типов штриховок для выделения различных деталей строения зародыша. Такая техника не позволяет показать детали строения зачатков и клеточных пластов, но дает возможность четко и быстро выделить значимые области.

При изображении тотальных препаратов форму и объем эмб­риологического объекта часто передают с помощью особой техники рисунка, при которой контур изображения заполняется точками. На те участки, где рисунок должен быть темнее, ставится много точек как можно ближе друг к другу, а там, где объект имеет более светлые области, точек ставится мало. На са­мые светлые области рисунка точки вообще не наносятся. Наибо­лее темные внутренние контуры рисунка можно выделить точка­ми более крупного размера. Такая техника трудоемка, занимает много времени и на студенческом практикуме, как правило, не применяется, однако ее элементы могут быть использованы в рам­ках предлагаемого практикума при зарисовке тотальных препара­тов куриных зародышей.

 

Рекомендаций для студентов, которые помогут выполнить все рисунки за время занятия.

1. Выполнять рисунок на белой бумаге тонко отточенным простым карандашом. Для передачи цвета препаратов использовать цветные карандаши.

2. Объект, имеющий асимметричное строение (например, са­гиттальный срез эмбриона), должен быть прорисован полностью.

3. Часто срезы эмбриологических объектов имеют большое ко­личество различных деталей строения. В этом случае можно снача­ла сделать схематическую прорисовку объекта при малом увели­чении микроскопа, а затем при большем увеличении прорисовать
наиболее значимые области.

4. При рисовании билатерально-симметричного объекта (на­пример, поперечного среза эмбриона) можно заполнить деталя­ми строения только половину рисунка, а вторую половину оста­вить в виде контурных линий.

5. На препаратах эмбриологических объектов есть области (на­пример, желток), где клеточные границы практически не видны или отсутствуют. Такие области лучше обозначить точками по полю, а не заштриховывать.

6. Кроме клеточных структур на препаратах встречаются и вне­клеточные образования (например, оболочка оплодотворения) и полости (например, целом). В этом случае на рисунке лучше выде­лять штриховкой толщину клеточных и внеклеточных слоев, а
полости оставлять незакрашенными.

7. Подписи к рисункам выполнять печатными буквами. Перед выполнением подписей к рисункам, необходимо внимательно изучить неизвестные термины.

8. Концы указательных стрелок должны указывать объект с максимальной точностью.

9. Располагать рисунки свободно, с учетом возможности размещения дополнительных подписей, комментариев, указаний и т. д.

10.Завершенный рисунок необходимо предъявить для контроля преподавателю. Студенты, не получившие зачёт по всем лабораторным работам, к сдаче зачёта по дисциплине «Биология размножения и развития» не допускаются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: