ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ




Работа с разновозрастным отрядом (РВО)

Причины:

1. Наличие дружеских и семейных отношений. Образуются «Могучие кучки» внутри коллектива, которые чрезвычайно сложно разбить

2. Нехватка мест.

3. Отношения ответственности (просьба присмотреть). У «ответственных» возникает напряжение, ведь они приехали отдыхать, а не приглядывать за кем-то. Выходом является помощь вожатого: погуляй, я сам за ним присмотрю

4. Выезд сложившимся коллективом. Это могут быть спортивные или творческие коллективы – объединяет общее дело; может быть детский дом – привозят все негативные отношения с собой. Их лучше рассортировать, дать таким образом возможность увидеть другие способы поведения и отношений, или пересекать деятельность с другими отрядами в несоревновательном режиме.

5. Больные дети. Чувствуют дискомфорт особенно при социально неодобряемых заболеваниях (энурез и пр.)

6. Традиция лагеря или эксперимент

Формирование разновозрастных отрядов почти всегда вынужденная мера. Такие отряды надо включать в организационную структуру лагеря, поскольку отряды в лагере обычно делятся на старшие и младшие, то РВО надо по возможности встраивать в категорию старших отрядов, т.к. старшие дети не будут чувствовать себя наказанными, оказавшись с малышами, а те, в свою очередь, будут тянутся за более взрослыми ребятами.

 

Совместимость по возрасту

7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается снижение интереса к учебе, ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых и семьи. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.

Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО – 1-2 подростка.

Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач.

Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

ВЫВОД:

§ Глаз, но не надзирательство

§ В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькие дети все делают лучше при помощи и присмотре более старших детей)

§ Более младшие дети тянуться к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие)

§ Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение.

§ Демонстрировать нужно: младшим – заботу, старшим – уважение.

 


 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если

затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

 

ЗАБОТА О ДЕТЯХ

На время смены вожатый для детей - и папа, и мама, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их время, вы стараетесь не упускать из виду их внутреннее состояние: настроение и самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни. Ненавязчиво, но насточиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами:

Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги

  • Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).
  • Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое.
  • Грязные вещи следует стирать, не дожидаясь их накопления и родительского дня. Родители будут приятно удивлены.
  • Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля.
  • Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.
  • Банный день должен быть не реже раза в неделю.
  • Влажную уборку в палатах необходимо производить дважды в день, даже если в вашем лагере не приняты санитарные обходы.
  • Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт.
  • Если дети на месяц оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

 


 

ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: