РЕБЕНОК И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ




Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и "вызревании" интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса.

Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы "заглатывает" те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда.

В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным. Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже). Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

 

Дошкольник

Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны, дошкольник не уверен в достаточности собственного опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых «взрослым миром», ребенок стремится быть жестко и некритично нормативным.

С другой стороны, произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках «правильного» поведения. Еще одна возрастная черточка дошкольника. Да, ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и "всеяден". С одинаковым упоением он воспроизводит как «хорошие», так и «плохие» социальные образцы.

Как распутать этот узел? У родителей и педагогов есть большой соблазн вести социальное развитие ребенка по линии "урезанного" подражания (подкрепляя только социально положительные образцы). Но это тупиковая дорога. Другая, но более реальная перспектива выглядит менее привлекательной с педагогической точки зрения, так как таит в себе множество конфликтов и острых углов, но именно она выводит ребенка на новый личностный уровень. Это линия формирования социальной независимости поведения. Смысл независимости - в умении замечать ситуации, когда поступки сверстников или взрослых расходятся с твоим опытом, и противостоять их авторитету, поступая так, как считаешь нужным. Первые проявления независимости - в осознании ошибок других людей. Во что обратятся первые ростки такой социальной самостоятельности, во многом зависит от реакции взрослого. Неприятно, когда маленький ребенок указывает на непоследовательность или явную ошибочность ваших действий. Но что делать?

 

Младший школьник

7-10 лет - блаженный для воспитателей этап социально-психологического развития ребенка, получивший устойчивое название "правильный возраст". Учить иных - тяжелый крест, но в целом педагогам начальной школы грех жаловаться. Вот только ответственность на них лежит колоссальная, а последствия неправильной социально-психологической "политики" по отношению к детям могут наблюдаться многие и многие годы. "Долгое время, - констатирует Х. Лейтес, - школьная жизнь и состоит в том, чтобы слушаться учительницу, выполнять то, что она скажет".

Важнейшая социально-психологическая задача "правильного возраста" - усвоение типического опыта. Часто не критическое. Главное - накопить, научиться выполнять, впереди еще много времени для того, чтобы все осмыслить. Не надо ребенку в этом мешать. Не надо пытаться сделать его личностно-независимым в 9 лет. Он может с этим не справиться. Важно только не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство и огромный личностный потенциал. Но настанет время, и...

"Правильный" возраст с различными индивидуальными вариациями продолжается до 10-11-ти лет.

 

Младший подросток

К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Я бы сравнила этот этап возрастного развития с историческим периодом крестовых походов. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Соедините все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичный внутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Вы найдете также источники жизненных сценариев типа "Павлик Морозов", молодежных фашистских организаций, экстремистских религиозных организаций. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернуть доверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотя бы одной ногой на черную его сторону.

 

Старший подросток

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах.

Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, у которой были бы четко очерчены, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Есть путь "вечного подростка", находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности.

По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость - это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества.

 


Возрастная психология.

 

Календарный возраст не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания.

 

Дети младшего возраста.

От 6 до 9 лет - отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Им свойственно конкретное мышление, подражательность и высокая эмоциональность. Не могут долго концентрировать внимание, основной вид деятельности игровая деятельность.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. Вместе с тем у детей данного возраста появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, что наносит отпечаток на отношения к поступкам товарищей. Именно это новообразование -критическое отношение к действиям других детей, является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста. Вожатому необходимо понимать данную особенность, не позволять втягивать себя в конфликты. Самой эффективной мерой в таких случаях может стать метод «тайм - аута». Вместо вовлечения в спор о том кто прав, а кто виноват, просто признайте, что существуют различия во мнениях, но разрешать эти различия должны сами ребята. Только большая эмоциональная возбужденность мешает это сделать рационально. Попросите детей побыть в разных палатах в одиночестве, но особенно отметьте, что это не наказание, это всего лишь тайм-аут, то есть перерыв, и, как только они почувствуют себя лучше, они сами могут выйти из комнат, и, если захотят, самостоятельно обсудят данный вопрос, а может быть уже никогда к нему не вернутся. Метод тайм аута лучше всего объяснить в тот момент, когда никакого конфликта еще нет, тогда дети отнесутся к нему более спокойно в случае, когда вы к нему прибегните.

 

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.

Очень податливы к различным влияниям внешней среды, быстро утомляются, это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстают в развитии, прочность опорного аппарата также пока не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена. В связи с тем, что ведущая деятельность игровая - именно игра может прийти на помощь вожатому. Все мероприятия необходимо проводить в виде игр

Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Дети этого возраста нередко впервые отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Им особенно необходима доброжелательная обстановка., им трудно справиться со многими обязанностями: успеть убрать в палате, собраться определенному часу в определенном месте, съесть свою порцию.

На помощь должны приходить ребята - шефы из других отрядов. Прежде всего необходимо помнить, что перед тем как дать любое поручение нужно провести разъяснительную работу. Если идет уборка помещений, то вожатый должен лично показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

 

 

Десять лет.

 

10 лет - это «золотой возраст», когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Свободно идет на контакт, весьма восприимчив к воспитательным воздействиям. Очень открыт ко всему хорошему и светлому, он романтик и энтузиаст, уверен в себе и любит окружающую природу, готов к взаимопониманию и взаимовыручке. К десяти годам накапливается некоторый опыт взаимоотношений в коллективе сверстников,

 

десятилетний ребенок стремится поддерживать товарищеские отношения, помогает другим в выполнении поручений, ценит верность в дружбе.

Бывает, что в организационный период дети будут проситься перейти из одной палаты в другую, это очень хорошо. Выяснив причину обращения, вы сможете увидеть, что в отряде идет формирование группировок по различным интересам: палата футболистов, палата девочек увлеченных сериалами, палата «домашних» детей и т.д. Удовлетворяйте просьбы ребенка, это пойдет на пользу, прежде всего вам, не придется разбирать конфликты.

Однако если ребенок просит перевести его в другую палату из-за насмешек и террора со стороны детей, следует провести со всеми беседу и принять соответствующие меры.

Беседа в данном возрасте является одним из самых благотворных методов воздействия. Для этого можно использовать рассказы из собственного опыта, отрывки из художественных произведений, просить детей поделиться своим опытом по разрешению сложных ситуаций. Привлекайте детей к поиску решений. Не стремитесь к тому, чтобы заставить ребенка нести наказание за проступок, напротив сосредоточьтесь на том, какой опыт все ребята, и вы приобрели для будущего.

Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае вы задаете вопрос затем, чтобы уличить ребенка в чем-то. «Ты убрался в комнате?» - вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14-15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». «Я заметил, что ты не убрался в комнате, может быть позвонить в службу уборки и потратить твои деньги на уборщицу?» Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, я ошибся или «Отлично, я хотел бы это видеть».

Альтернативы. Где возможно, давайте детям возможность выбора, по крайней мере между двумя приемлемыми вариантами. Маленьким детям необходимо увеличивать количество альтернатив, по мере того как старше становятся дети, их выбор должен увеличиться. Например у подростков вы можете спросить: «Вы хотите, чтобы я сам установил для вас комендантский час, или как говорится, мы обсудим этот вопрос?»

 

 

Переходный возраст.

Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет от 11 до 16.

Поведение подростка определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью его положения). Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит в полной мере полностью ни к тому, ни к другому.

 

Одиннадцать лет.

 

11 лет - начинается перестройка организма, большое количество гормонов

нарушает психологическое равновесие, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. У ребят этого возраста активно формируется самосознание, интеллект, усиливается любознательность. Круг интересов становится более широким и избирательным. Часто младшие подростки не могут сразу определить свои наклонности, поэтому часто меняют увлечения, занятия.

В это время дети ищут для подражания смелую личность, сами мечтают о подвигах.

В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, общественного мнения, оценки товарищами его поступков и действий. Он стремится завоевать у них авторитет, занять в коллективе достойное место. Дети хотят быть самостоятельными, они просто нуждаются в этом. Давайте возможность ребятам проявить эту самостоятельность. Распределите среди детей свои обязанности с первых дней смены. Поручайте им такие дела как: получить у завхоза бумагу и краски с карандашами, у физрука спортинвентарь, девочки могут выяснить, когда отряд идет на медосмотр, узнать расписание кружков в доме творчества и т.д.

Младшие подростки часто конфликтуют не только со сверстниками, но и со взрослыми. На это имеются естественные причины - начинается процесс полового созревания. Проявляется он раньше у девочек (10 - 11 лет), у мальчиков (12-13 лет).

В организм ребенка выбрасывается огромная доза гормонов, которые дестабилизируют и физиологическое и психологическое развитие.

 

Возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Непропорциональное физическое развитие приводит к возникновению огромного количества комплексов, понижение самооценки. По результатам исследований становится ясно, что подростки склонны отрицательно оценивать свои способности.

Невероятно трудно соответствовать тому идеальному «Я» которое формируется в самосознании склонном к максимализму. Подсчеты специалистов говорят, например, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3 — 4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

 

Даже совершенно здоровых подростков характеризует:

· предельная неустойчивость настроений.

· постоянные колебания самооценки.

· резкая смена физического состояния и самочувствия. (Частое кровотечение из носа, резкое снижение слуха и зрения)

· ранимость.

· неадекватность реакции.

Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что психологи называют его «нормальной патологией».

Основные проблемы этого возраста рассматривают обычно по трем факторам:

· общение со сверстниками

· общение со взрослыми

· личностные проблемы, связанные с самопознанием, самореализацией и психосексуальной идентичностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: