Сущность и характеристика зрительной памяти в психологических исследованиях.




Значимость зрительной памяти в жизни человека, её определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и на учении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования её феноменов. Изучением памяти занимались многие учёные. Никакой другой психический процесс не упоминается так часто и вместе с тем с таким трудом не находит себе места в научных концепциях, как память. В житейской психологии зрительной памятью часто объясняются успехи в учёбе и работе. А при плохой памяти – ошибки, промахи и неудачи. Однако в психологической науке проблема зрительной памяти стоит несколько особняком и у исследователей возникают значительные трудности в трактовке этого понятия и тех феноменов, которые за ней стоят.

А.И. Мещеряков пишет, что память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта [8].

Р.С. Немов считал, что память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти не возможно функционирование ни личности, ни общества. Также он считает, что память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта[21].

В.М. Блейхер, И.В. Крук предлагают такое определение, как: «память - способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [10].

По мнению И.М. Сеченова память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его информации [28].

М. Кордуэлл предлагает следующие значения: Память - термин по-разному используется в психологии, но чаще всего он имеет одну из трех следующих трактовок:

1. Функция сознания, позволяющая нам сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях. Когда мы упорядочиваем что-то для запоминания и последующего воспоминания, то пользуемся своей памятью.

2. Система хранения, с помощью которой воспоминания удерживаются в головном мозге. Такие термины, как долговременная и краткосрочная память, используются для обозначения временного интервала хранения.

3. Информация, которую мы фактически запоминаем, т. е. мы обладаем памятью о неких событиях [12].

Л.Д. Столяренко считал, что память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, возращения в сферу сознания [30].

По определению В.Я. Ляудис «память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал» [16].

По определению С.Ю. Головина, память - процессы когнитивные, процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания[30].

По определению А.В. Петровского, «память-запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [24].

Л.С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова» [4].

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. По мнению Р.С. Немова разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:

1) По времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Р. Шифрин выделяют: мгновенную (иконическая); кратковременную; оперативную; долговременную; генетическую (наследственная, видовая) память [21].

2) П.П. Блонский выделяет память по преобладающему анализатору: зрительная; слуховая; двигательная (моторная); осязательная; обонятельная; вкусовая.

3) А.А. Смирнов представляет память по характеру целей деятельности (Э.А. Голубева, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Н. Шлычкова): непроизвольная; произвольная [29].

4) Л.М. Житникова выделяет по способу запоминания (Л.М. Житникова, А.А. Люблинская): механическая; смысловая [7].

5) С.Л. Рубинштейн считает, по характеру запоминаемого материала (А.М. Вейн, С.Л. Рубинштейн): цветовая; числовая; на наглядно-образное содержание; на абстрактное содержание; на математические формулы; на лица [26].

6) По уровням запоминания (А.Р. Лурия): сенсорная, кратковременная и долговременная [14].

7) А.В Петровский выдвигает по характеру психической активности, преобладающей в деятельности (А. Бергсон, П.П. Блонский, Е.П. Ильин, А.А. Люблинская, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн): двигательная (моторная); эмоциональная (аффективная); образная (наглядно-образная); словесно-логическая (смысловая, вербальная) [24].

Двигательная память. По мнению П.А. Рудика, содержанием этого вида памяти является мышечно-двигательные образы заученных движений - мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. [27].

А.Г Маклаков считал, что образная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности [17].

А.Н. Леонтьев характеризует образную память как когнитивный процесс состоящий в запоминании, сохранении, восприятии, забывании приобретенного опыта через систему образов.

Образная память, в свою очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:

- зрительную,

- слуховую,

- осязательную,

- обонятельную,

- вкусовую.

Зрительная память - один из видов образной. Зрительная память связана с сохранением и восприятием зрительных образов. Хорошей зрительной памятью не редко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В 1911 году изучением этого явления занялся немецкий профессор Эрик Йенш. Им и его сотрудниками была разработана классификация степени выраженности эйдетизма.

Нулевая степень (0): образуется только после образа с нормальными признаками, как правило, непродолжительный, другого.

Первая ступень (1): для появления образа необходимо закрепление; после образ проявляет признаки зрительного образа.

Вторая ступень (2): фиксация необходима; слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).

Третья ступень (З): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.

Четвертая ступень (4): ясные и полные зрительные образы образуются от сложных объектов.

Пятая ступень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями [18].

Л.С. Выготский высоко ценил Э. Йенша как исследователя экспериментатора. По его мнению, «изучение Э.Йеншем памяти может служить образцом…» В специально посвященной эйдетизму главе в работе «Основные течения современной психологии» Л. С. Выготский так определяет сущность этого явления: «это способность видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет...». Выготский считает, что: «...эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста, в частности есть основания полагать, что они наиболее свойственны самому раннему детству» [5].

В.П. Зинченко считал, что эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий [19].

Содержаниями словесно-логической памяти по В.П. Зинченко выступают мысли, идеи, понятия, знания, концепты, т.е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме. Этот вид памяти, по мере интеллектуального развития субъекта, постепенно начинает преобладать и становится ведущим (определяющим) для других видов, обеспечивая их развитие и вербально опосредованное функционирование. Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная) [3].

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

1. Запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точнее сохранение подлинных выражений не требуется;

2. Запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

По продолжительности закрепления и сохранения материала А.Г. Маклаков (или по установке на длительность сохранения) различает:

1. Кратковременную,

2. Долговременную,

3. Оперативную.

По А.В. Петровскому, кратковременная память - это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание и оперативное преобразование сенсорной информации, поступающей от органов чувств или из долговременной памяти [25]. Ее процессы неустойчивы и обратимы. Они осуществляются за счет поддержания функциональных связей между нейронами, посредством реверберации (т.е. кратного прохождения) возбуждения по кольцевым нейронным цепочкам. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида такого повторения:

- механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне кратковременной памяти, но недостаточен для ее перевода в долговременную память;

- повторение ассоциативного характера, т.е. сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации).

В отличие от кратковременного, долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения. В кратковременной памяти может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 ± 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

От кратковременной следует отличать оперативную память.

По В.П. Зинченко, оперативная память - это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления [19]. Отличается от памяти краткосрочной тем, что непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом «свежие» данные памяти, соответственно решаемой задаче, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский считают, что долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное - от часов до десятилетий - удержание знаний, сохранение умений и навыков [24]. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Имеет условно-рефлекторную природу. Она связана со структурно-химическими изменениями в нейронах: с изменениями структуры белковых молекул, накоплением рибонуклеиновых кислот. Основным механизмом перехода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, осуществляемое на уровне кратковременной памяти. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и приобретенным ранее опытом. При этом в памяти может не сохраниться внешняя, поверхностная форма запоминаемого материала или сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

Поскольку объем хранящихся в долговременной памяти сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь благодаря высокому уровню ее организованности. В данном виде памяти одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них - организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, - это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории - прототипов. Семантическая информация в долговременной памяти включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные элементы, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям. Иногда как самостоятельный вид рассматривается сенсорная память (иконическая, эхоическая и др.) - гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов переработки сенсорной информации, поступающей в органы чувств. Предполагается, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от кратковременной и долговременной памяти, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки сенсорного материала. Необходимое условие перевода материала из сенсорной в кратковременную память - обращение на него внимания.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную.

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

Произвольная память - это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механическая и смысловая.

Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.

Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.

Память, как и любой другой познавательный психологический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти является: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Б.А. Душков считает, что объем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможность запоминания и сохранения информации [6].

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удержать определенное время необходимую информацию.

А.С. Никифоров считает, что запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации [23]. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Основные процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее воспринятого материала.

Сохранение - это процесс удержания заученного материала в памяти. С точки зрения физиологии, это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкрепления.

Забывание - это процесс полной или частичной утери материала, хранящегося в памяти. Физиологической основой забывания является торможение временных связей.

Эти процессы в структуре памяти необходимо, как утверждает Р.С. Немов, рассматривать в единстве. Таким образом можно сказать, что память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс [21].

Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

 

 

1.2 Особенности развития зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Изучением зрительной памяти у детей занимались учёные: Р.С.Немов, Я.Л.Коломенский, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская и др. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности её формирования.

У детей среднего дошкольного возраста значительного уровня развития достигает зрительная память, которая является одним из видов образной памяти. По определению Р.С.Немова задачей зрительной памяти является сохранение и воспроизведение зрительных образов. Человек легче запоминает и воспроизводит то, что зрительно может себе представить. [20].

По мнению Зинченко: «Если традиционно под зрительной памятью понималась образная память, то в настоящее время так, прежде всего, называют быстрозатухающий след сенсорной стимуляции» [9].

Таким образом, «функциям кратковременной зрительной памяти заключается в перцептивной организации и сохранении воспринятых символов в визуальной форме на время, достаточное для решения задачи»[9].

Я.Л. Коломенский считал, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память. Запоминаемость информации зависит от ее особенностей, таких как эмоциональная привлекательность, яркость, прерывистость действия, движение, контраст. С возрастанием регулирующей роли речи и возникновением мотивации, возникает произвольная память [12]. В период среднего дошкольного возраста ребенок учится осуществлять самоконтроль в процессе запоминания материала, то есть соотносить то, что он запомнил, с исходным материалом. Память, у ребенка среднего дошкольного возраста, поэтапно становится особой деятельностью, у которой есть специальная цель - запоминание. В развитии памяти ребенка важным фактором является появление личных воспоминаний.

А.Н. Леонтьев отмечает, что «качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно дети действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие и обдумывание в процессе действия. Например, при простом рассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора) [13]. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным.

В исследованиях А.А. Люблинской показано, что на протяжении дошкольного возраста в образной памяти наблюдается переход:

· от единичных представлений, полученных в процессе одного конкретного предмета, к оперированию обобщёнными образами;

· от «нелогичного», часто смутного, расплывчатого образа, в котором нет основных частей (есть только случайные, несущественные детали в неправильной взаимосвязи) к чётко дифференцированному, логически осмысленному образу;

· от нерасчленённого, слитного статического образа - к динамическому отображению, используемому в разной деятельности.

· от оперирования отдельными, оторванными друг от друга представлениями - к воспроизведению целостных ситуаций, включающих выразительные, динамические образы, отражающие предметы в многообразии связей [15].

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в пятилетнем возрасте. Зрительная память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: играл и запомнил игрушку, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Первоначально цель запомнить формулируется взрослым словесно. Постепенно под влиянием воспитателей и родителей у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, приходит к мысли, что в прошлом плохо запомнил.

В среднем дошкольном возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомнить. Произвольное, преднамеренное запоминание по своей продуктивности начинает приближаться к непроизвольному запоминанию. Ребенок научается управлять своей памятью, используя различные мнемические приемы и средства, среди которых ведущее место занимает речевое опосредствование.

В среднем дошкольном возрасте значительного развития достигает зрительная память. Увеличивается объем запоминаемого материала. Ребенок старшего дошкольного возраста в среднем запоминает 7 предметов или их изображений из 10 - 15, после их однократного предъявления.

Развивать зрительную память ребенка дошкольного возраста необходимо. В этом возрасте ребенок еще не может удержать что-то в памяти вне конкретной деятельности. Поэтому лучше всего развивать память в игровой деятельности. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.

Таким образом, на протяжении всего детства, память ребенка, претерпевает существенные изменения. Память приобретает черты произвольности, становится опосредованной и сознательно регулируемой.


Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста

 

2.1 Цель, задачи и методика исследования

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление степени сформированности восприятия у детей дошкольного возраста.

В процессе проведения констатирующего этапа перед нами стояли следующие задачи:

1. Определить методики, направленные на выявления восприятия зрительной памятью у детей среднего дошкольного возраста.

2.Выявить уровень и особенности зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проведена на базе БУ «Республиканский детский санаторий «Лесная сказка» Минздрава Чувашии.

Оценка результатов эксперимента осуществлялась по трём основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:

- Выполнение задания самостоятельно и правильно

- Достижение результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и т.д.)

- Количество времени для выполнения задания.

За основу были взяты методики: «Запомни рисунок» (Р.С. Немов) [15]; «Изучение уровня развития произвольной образной памяти» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [21].

Прежде, чем приступить к констатирующему эксперименту, мы познакомились с детьми и постарались наладить с ними эмоциональный контакт. Отметим, что дети вели себя спокойно, были доброжелательны и с удовольствием вступали в контакт, улыбались эксперементатору и всем видом старались показать, что готовы выполнять с нами совместную работу. Они были организованны: быстро усаживались за стол, знали, как следует себя вести. Таким образом были получены первые представления о детях данного санатория.

 

Методика 1: «Запомни рисунок» (Немов Р. С.)

Цель: данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: методический материал с картинками.

Процедура проведения: Ребенок в качестве стимулов получает картинки, (см. Приложение А). Ему дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (см. Приложение А), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок»

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 секунд. После этого данную картинку убирают с поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок узнал на второй картинке все девять изображений, показанных ему на первой картинке, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -ребенок узнал на второй картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений, за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения, за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения, за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на второй картинке, ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

 

Методика 2: Изучение зрительной памяти дошкольников по методике Векслера.

Цель: исследование зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

Оборудование: методический материал с картинками.

Процедура проведения: ребенку предлагается 4 рисунка (рисунок 1, приложение В). На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Оценка результатов:

1. Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл;

правильно расположенные флажки — 1 балл;

правильный угол пересечения линий — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями — 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом.— 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата — 1 балл;

четыре точки в квадратах — 1 балл;

точность в пропорциях — 1 балл;

максимальная оценка этого задания — 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.) Максимальная оценка — 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно — 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла — 1 балл.

Максимальная оценка — 3 балла.

Максимальный результат всего теста — 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат — 10 и выше баллов, о средней – 9 – 6 баллов и о низкой – 5 – 0 баллов.


 

 

2.2 Результаты и выводы экспериментальной работы

Результаты, полученные в ходе исследования по методике «Запомни рисунки», представлены на рисунке 1,индивидуальные показатели в приложении Б, который отображает уровень развития зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста.

уровень

Рисунок 1 – Распределение испытуемых по уровню формирования зрительной памяти.

В целом, наиболее характерным уровнем развития зрительной памяти является высокий. К нему отнесено подавляющее большинство детей 4-5 лет -85% (17 детей). К обладанию средним уровнем зрительной памяти результат проведения данной методики относит 10% всей группы (2 ребёнка). Один ребёнок относится к очень высокому уровню владения зрительной памятью.

Полученный результат свидетельствует о том, что у детей среднего дошкольного высокий объем кратковременной зрительной памяти.

Ребенок с очень высоким уровнем зрительной памяти не испытывал никаких затруднений при выполнения данного задания. Он запоминал, затем быстро и безошибочно находил данные ему изображения на другой карте.

Дети с высоким уровнем зрительной памяти приняли цель задания и удерживали ее до конца. В ходе проведения методики дети без труда находили картинки на другой карте.

Ребенок со средним уровнем зрительной памяти принял цель задания, запомнил его, но во время проведения методики он называл некоторые картинки неуверенно, временами повторялся в назывании картинок, но за помощью к взрослому не обращался

Результаты, полученные в ходе исследования по методике Векслера «Изучение зрительной памяти дошкольников », представлены на рисунке 2, индивидуальные показатели в приложении Г, который отображает уровень развития зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста.

Зрительная память

Рисунок 2 – Распределение испытуемых по уровню формирования зрительной памяти.

В целом, наиболее характерным уровнем развития зрительной памяти является высокий. К нему отнесено подавляющее большинство детей 4-5 лет -90% (18 детей). К обладанию средним уровнем зрительной памяти результат проведения данной методики относит 10% всей группы (2 ребёнка).

Полученный результат свидетельствует о том, что у детей среднего дошкольного высокий объем кратковременной зрительной памяти.

Дети с высоким уровнем зрительной памяти не испытывали никаких затруднений при выполнения данного задания. Они запоминали, затем быстро и почти безошибочно воспроизводили данные изображения.

Дети со средним уровнем зрительной памяти приняли цель задания, запомнили его, но во время проведения методики воспроизводили некоторые картинки неуверенно, но за помощью к взрослому не обращались.

 

Заключение

Память играет важную роль в жизни человека, является важнейшей познавательной функцией. Она лежит в основе всей жизни человека, является условием развития и сохранения способностей человека, является условием для научения и приобретения умений, навыков и знаний. Память в целом можно охарактеризовать как способность к получению, сохранению и воспроизведению материала, полезного для жизненного опыта человека.

Характеристика зрительной памяти у детей дошкольников значительно зависит от индивидуальных особенностей, которые выражаются в прочности, точности, скорости запоминания и готовности к воспроизведению.

Немаловажную роль в жизни детей среднего дошкольного возраста играет один из видов образной памяти - зрительная память, задачей которой, является сохранение и воспроизведение зрительных образов. У детей среднего дошкольного возраста зрительное восприятие является ведущим при ознакомлении с окружающим миром, а так же при обучении.

Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность дальнейшего обучения дошкольников в школе. В процессе обучения ребенку необходимо запоминать много определений, правил, выполнять различные задания, для чего хорошо развитая зрительная память просто необходима. Важно уделять особое внимание развитию зрительной памяти ребенка, так как именно она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Процесс обучения и воспитания детей будет эффективным в том случае, если педагоги будут иметь хорошие знания об особенностях детей, и будут учитывать данные знания в своей работе.

Данная работа посвящена изучению особенностей зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста. Цель данной работы - выявить особенности зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста. Для ее достижения была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, определены особенности зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста, подобраны диагностические методы и методики, направленные на определение уровня зрительной памяти детей среднего дошкольного возраста; проведено диагностическое исследование.

В эксперименте приняло участие 20 нормально развивающихся детей в возрасте 5-6 лет. Методом исследования явилась психодиагностическая методика, направленная на выявление уровня зрительной памяти.

В исследовании результатами подтверждена актуальность проблемы психологических особенностей развития памяти средних дошкольников.

Выявлены особенности зрительной памяти у детей среднего дошкольного возраста.

В целом поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза доказана.


 

Список литературы

 

1. Блонский, П.П. Память и мышление. Психологический анализ припоминания / П. П. Блонский - М.: Просвещение, 1964.

2. Векслер Д. Психология психология-психодиагностика-психотерапия [Электронный ресурс] // https://psixologiya.org/: информ.-справочный портал. М., 2005–2007. URL: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/poznavatelnye-processy/1652-izuchenie-zritelnoj-pamyati-doshkolnikov-po-metodike-d-vekslera.html (дата обращения: 12.12.2016).

3. Венгер Л.А. Мухина В.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина / / учеб. пособие для учащ-ся. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

4. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. -М., 2002. - 617 с.

5. Выготский, Л.С. Эйдетика. Психология памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова: Хрестоматия по психологии. - М., ЧеРо, 2002. -179 с.

6. Душкова Б.А. Психология / Б.А. Душкова, Б.А. Смирнов, А.В. Королев - Екатеринбург., Деловая книга, 2000.

7. Житникова, Л. М. Улучшаем память в любом возрасте / Л. М. Житникова -М.: Просвещение, 1972.

8. Зинченко, П.И. Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии / П.И. Зинченко - М., 1961.

9. Зинченко, В. П. Функциональная структура зрительной памяти / В.П. Зинченко, Б.М. Велич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: