Американская социология.




16/12/2010

Фердинанд Теннис (1855 – 1936)

Немецкий социолог, основатель и президент немецкого социологического общества и гоббсовского общества, профессор кельнского университета. Предстает как представитель формальной социологической теории.

Основные работы:

· Введение в социологию

· Общество и сообщество

Общество – совокупность социальных связей. Основу социальной связи составляет воля. Выделяет два типа воли:

· Сущностная воля – психический эквивалент тела. Эмоциональные полуинстинктивные влечения;

· Избирательная воля – содержит представления о деятельности, иерархию целей, средств.

Классифицирует типы обществ, создает теорию социального развития (движение от сообщества к обществу, движение от одного типа воли к другому). Каждый тип воли проявляется в соответствующих типах социальной организации, типах деятельности, социальных институтах.

Для первого типа воли характерно основа на любви, наслаждениях, внутренние чувства, отождествление с действующими людьми, создание норм действительности. Главная контролирующая инстанция – религия.

Для второго типа характерны другие типы экономики (торговля, основанная на интересе, порождающая бизнес-отношения, основа ее – контракт, а не обычай), появляется наука, основанная на ясных понятиях.

Для общества (социальная воля как договор, законодательство) контролирующая инстанция – общественное мнение. Основа законодательства – коммерческое право. Космополитизм. Современная жизнь порождает конфликты, которых не было на предыдущих ступенях развития. Конфликты классового порядка ведут к революции.

 

Габриель Тард (1843-1904)

Представитель истории социально-психологической мысли.

Общество – продукт взаимодействия людей, основой общества и всех обществ процессов составляют межиндивидуальные отношения. Поэтому индивидуальны только процессы сознания. Социология – межпсихологическая дисциплина. Психология должна быть базисом социологии. Любые социальные факты относятся в сфере взаимодействий сознаний. Группировки этих социальных фактов образуют социальные явления, основу всех социальных отношений.

3 основных социальных процесса:

· Подражание;

· Оппозиция;

· Адаптация.

Из них и оформляются все социальные отношения.

Законы социологии вообще едины для всех состояний общества. Для исторического прошлого, настоящего и будущего. Такими универсальными законами являются законы подражания (главный процесс) – неодолимое стремление, предшествующее любым социальным процессам. Всегда основано на примере. Законоподражание – основной механизм и основная предпосылка социальной жизни. Вопрос: каким образом вообще возможно изменение? Это нововведение, открытия и т.д. Это обрыв подражания. Творческие личности вырабатывают новое знание. Любая инновация – рекомбинация существующего старого. Модели подражания:

· Взаимное подражание;

· ….

· Обдуманное подражание;

· Подражание низших слоев высшим.

Тард считает, что общество детерминируется не экономическими законами, а основа общества – право и правовые нормы (легитимный обычай), т.к. право основывается на распределении прав и обязанностей.

Закон адаптации - закон борьбы конкурирующих моделей, когда их борьба не может привести к забвению одной из них.

Классовая борьбы, социальные конфликты - аномия. Если основа жизни – подражание, то жизнь и выстраивается как сплошной взаимный конформизм. Тард отказывается от теории классов и классовой борьбы. Норма – сотрудничество. Подражание – основной способ сотрудничества. Он предлагает создавать видение общества через концепцию толпы. Толпа для него – это собрание разнородных, незнакомых друг другу элементов, но готовых подражать друг другу. Являются копиями одного и того же образца. Для любой толпы характерны вера, страсть, цель, коллективность, иррациональное подражательство. 4 типа толпы:

· Толпа выжидающая;

· Толпа внимающая;

· Толпа заявляющая о себе;

· Толпа действующая.

Кроме толпы Тард выделяет еще тип социального образования – семья. Она основывается на том де самом принципе подражания. На стадии зрелого общества толпа превращается в публику. Толпа не есть группа, рассеянна в пространстве, заражает без соприкосновения. В публике не происходит нивелировки человека, там не утрачивается индивидуальность.

 

Расово-антропологическая школа (чимберлин) – история мира – европейская история и не более, все остальные нетевтонские народы – неполноценны. Расы неравны между собой расовые смешения вредны. Соц поведение детерминированно расово-антропологическим фактором.

Разновидности – антропо-социологическая школа. Здесь попытка соединения теории выше с классовыми теориями.

 

Американская социология.

Лестер Франк Уорд.

Геолог, палеонтолог. Первая работа – динамическая социология. Работа «очерки социологии». Канон учебной литературы.

Психологические закономерности. Главная задача – изучение психологических механизмов общественной жизни. Специфика социальной жизни предстает через телеологический характер. По мнению Уоррена – появление общества означает конец генетического диктата в рамках чел эволюции. Это новый мех=м адаптации чела к окружающей среде. Общество есть средство, через которое чел оптимально адаптируется к окружающей среде. Основу социальной жизни и социального взаимодействия составляют человеческие интересы, мотивы. Их 6:

· Голод;

· Жажда;

· Половая потребность;

· Интеллектуальные потребности;

· Моральные потребности;

· Эстетические потребности.

Через их удовлетворение происходит развитие общества. Но есть и коллективизм, который организуется через государство, объединение в классы и в рамках или посредством права. Движение общества – это прогрессивное развитие, при этом оно развивается через образование, через социальные реформы, кот ведут к равенству классов, рас, сознательной кооперации. Основу этих реформ д составить социологическое знание. В этом роль социологии. Основа – способность к творчеству. Она позволяет преодолеть борьбу с природой, создать институты, создать гражданское общество.

 

Альбион Смолл (1854-1926)

Создатель первого в мире социологического факультета в Чикагском университете. Основатель американского журнала по социологии, председатель американского социологического общества. Последователь Уорда представитель социального дарвинизма и психологизма. Смолл был теологом.

Социология – наука не об обществе, а о процессе чел организации, о том. Что составляет основу чел объединений. Источник объединения – в неудовлетворенной способности, соот-ей неудовлетворенным интересам. Чел стремится к удовлетворению потребностей посредством др людей. Такиз интересов, кот чел организует посредством других людей есть 6 классов:

· Биологическое качество чела (интересы к пище, сексу, физической деятельности);

· Интересы благосостояния;

· Общения;

· Познания;

· Красота или эстетика;

· Интересы справедливости.

Реализация этих интересов создает общество. Противоречия в обществе – как столкновение индивидов, стремящихся удовлетворить свои потребности через институты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: