Раздел 2. Морфемика и словообразование




 

Задание 1. Выделите основу и флексию в данных словах.

Аллея, белужий, вечно, волчий, воронье, второе, движение, домна и домен, дуб, жмурки, земля, край, кулачье, карета, легко­мыслие, летопись, малиновый, маловодье, приступ, пособие и посо­бий, пожарище, поручение, развитие, размах, семеро, столовая, уголь.

Арка и арок, армия, безмятежность, благополучие, вилки и вилок, ворота, воронка, восхищение, издавна, колено, край, лесни­чий, медвежий, млекопитающее, многоборье, обои, охотничий, па­хучий, певунья, побережье, просторечие, пятьсот, спальня, съел, трое, щупальца.

 

Задание 2. Одинаковые ли флексии в следующих парах словоформ?

Зодчий — разбойничий, случай — ходатай, злодей — чародей, бело — молоко, братья —поля, четверых — белых, репей — нево­лей, днем — конем, сторицей — казначей, поем — несем,свая — столовая, птичий — певучий, бельем — столом, воробей — морей, беру — кенгуру, лекций — занятий.

 

Задание 3. Распределите данные слова по группам в соответствии со значением суффикса - ок-.

Басок, волосок, волосок (в лампочке), глазок, глазок (в две­ри), грибок, движок, дружок, едок, ездок, желток, зевок, зятек, каток, кивок, кусок, ледок, мелок, мирок, мастерок, набросок, носок, Нинок, обрубок, петушок, пинок, пирожок (шляпа), пла­ток, поплавок, порошок, пузырек, пушок, пятачок, пяток, росток, садок, седок, Сашок, сгусток, скребок, слепок, табунок, толчок, ходок, шлепок.

 

Задание 4. В группе имен существительных с общим значением лицавыделите названия лиц: 1) по профессии; 2) по внутренним или внеш­ним признакам; 3) по месту жительства; 4) понациональности; 5) повременному состоянию или положению; 6) по принадлежности к определенной партии, идеологии, философскому направлению. Укажите суф­фиксы.

Австрияк, квартирант, ламаит, курсант, погорелец, латыш, австриец, конторщик, музыкант, лихач, силач, певец, ваятель, жнец, разведчик, толкач, губан, толстяк, чистильщик, портретист, губитель, гример, толстяк, лентяй, грамотей, сибиряк, храбрец, голландец, христианин, материалист, дуалист, ухажор, омич, холостяк, выдумщик, болельщик, соблазнитель, лгун, клеветник, весельчак, шалун, киевлянин, сумчанин, гусит, дебютант, тата­рин, конюх, передовик, осетин, украинец, здоровяк, ворчун, пензяк, суфлер, виноградарь, перуанец, вдовец, заочник, жадюга, чудак, лектор.

 

Задание 5. Распределите данные слова по группам в соответствии со значением приставки пере -.

Перебросить, пересуд, перевезти, переплыть, переучить, пере­садить, перекрасить, перебежать, перекатить, перезимовать, пере­резать, переубедить, перевесить, перескочить, переморить, пере­мыть, переделать, переночевать, перепилить, переклеить, перену­меровать, перепахать, перечитать, переболеть (всеми болезнями), пересмотреть (все фильмы), перегорчить, пересилить, перехитрить, переесть, переутомить, пережарить, перервать, пересу­шить, переставить, перепрыгнуть, перегнуть, перегреть, переупря­мить, перешарить, переломать, перегрызть.

 

Задание 6. Определите, в каких словах по-, под-, подо - являются пристав­ками.

Подоходный, подавить, подборка, подоблачный, подождать, подарить, подоснова, подоить, подорвать, подбородок, подорож­ные, подолбить, подозрение, подвергать, подошва, подвес, поднос, подовый, подобие, подогнуть, подол, подписка, подотчет, подпол, подпалина, подремать, подраться, подушка, подранок, подпушка, подонок, подсобка, подросток, подспудно, подспорье.

 

Задание 7. Найдите мотивирующее слово и выделите производящую основув следующих словах.

Альпинистский, аморальный, антивещество, бедняк, багаж­ник, безболезненный, безвинный, бережливый, библиотечный, безвоздушный, бомбежка, бульдожий, велосипедистка, венозный, величавый, внеатмосферный, воловий, вольница, дорожник, извеч­ный, моментальный, народнический, невольничий, овеществить, отважно, обогащение, по-барски, по-боевому, словесность.

 

Задание 8. Определите ступень словообразования в данных словах.

Авиаторский, аллегоричность, бесперебойно, бритвенный, ветрянка, внутриатомный, водянистость, гипотетичность, необо­зримость, обедненность, ослепительный, переносица, переподго­товка, привлекательно, примиренчески, приводнение, праправнуч­ка, пильщик, разахаться, разбинтоваться, разделочный, разглядывание, разграничительный, смазочный, сыгранность, увенчать­ся, увлажнитель.

 

Задание 9. Постройте словообразовательные гнезда в зависимости отмотивации и ступени образования.

Вкус, безвкусно, безвкусица, привкус, вкусный, вкусовой, вкусно, вкуснота, невкусно, превкусно, превкусный, безвкусный.

Облако, облачность, облачко, безоблачно, безоблачность, облачный, подоблачный, надоблачный, заоблачный.

 

Задание 10. Определите способ словообразования данных производных.

Безбородый, безвредный, бездорожье, безхвостый, валиться, взбушеваться, водопроводчик, воронье, где-то, гречанка, дикарка, дошкольник, дружески, заморский, зашторить, заповедник, звенье­вой, изловчиться, исстрадаться, изыск, кума, красноречие, лавоч­ка, ловля, навитаминиться, новосел, обезлесить, оборонительный, озаглавить, перегиб, переход, подоблачный, подоконник, подзер­кальник, призвук, проканителиться, распылить, роспись, торжест­вовать, устоять, учиться, хлебобулочный, ширь.

 

Задание 11. Определите способ словообразования данных прилагательных(префиксальный или префиксально-суффиксальный).

Безбилетный, безголовый, безлюдный, безрадостный, до­брачный, допетровский, заграничный, заоблачный, надводный, пригородный, приусадебный, приполярный, приуральский, подвод­ный, подкожный, послевоенный, профашистский.

 

Задание 12. Определите способ словообразования данных прилагательных(чистое сложение или сложение с суффиксацией).

Белолобый, бронебойный, бумагоделательный, водоносный, всеядный, дальновидный, дружелюбный, ежегодный, жаропони­жающий, коротковолновый, красногривый, криводушный, лесо­парковый, лиро-эпический, металлорежущий, многодетный, много­отраслевой, мясо-молочный, одноименный, односложный, пивова­ренный, самоуверенный, самонадеянный, средневозвратный, сер­добольный, самодельный, старомосковский, стеклодувный, траво­польный, узкополосный, цельнометаллический, чистошерстяной.

 

Задание 13. Отметьте производные одного и того же словообразовательного типа в предлагаемых группах слов.

Воспитатель, учитель, осветитель; маслозавод, водопровод, волнорез; моряк, рыбак, горняк; неженка, лакомка, выскочка; хитрец, удалец, ленивец;казенщина, гущина, толщина; темница, больница, лужица; электросушилка, сенокосилка, соковыжи­малка.

 

 

Задание 14. Найдите этимологический корень в словах, претерпевших опрощение (используйте «Краткий этимологический словарь русского языка»
Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской).

Блюдце, брусника, былина, ведьма, вкус, власть, внушить, впечатление, возраст, воспитать, господин, значить, зодчий, конура, конец, копейка, коньки, коричневый, крыльцо, крыша, мешок, наволочка, переполох, поезд, порошок, пуговица, платок, рубль, смородина, сутки, сутулый, сплетни, сумрак, чашка.

 

 


[1] Задания взяты из кн.: Сборник упражнений по русскому языку / М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткин, Н.В. Костромина и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М.: Просвещение: Владос, 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: