Дидактическая единица «Культурология в системе научных знаний»




СТРУКТУРА ВАРИАНТА ТЕСТА

Дидактическая единица «Культурология в системе научных знаний».

1. Культура как наука и учебная дисциплина.

2. Культура в системе наук о человеке, природе, обществе.

3. Структура культурологии.

4. культура как объект исследования в культурологии.

Дидактическая единица «Основные понятия культурологии».

5. Ценности и нормы культуры.

6. Культура как система знаков.

7. Динамика культуры.

8. Природа, общество, человек, культура как формы бытия.

Дидактическая единица «Типология культуры».

9. Основание типологии культуры.

10. Восточный и западный типы культуры.

11. Исторические типы культуры.

12. Место и роль России в мировой культуре.

Дидактическая единица «Культурология в системе научных знаний»

1. Культурология как наука и учебная дисциплина

 

1.1. К предметному полю культурологи не относится:

· Культуроведение

· Психология культуры

· Богословие культуры

· Социология.

1.2. Использование исторического метода исследования культуры предполагает особое внимание к изучению…:

· Возможностей реставрации памятников культуры

· Генезиса, развития и угасания культурных явлений во времени

· Античной культуры

· Роли выдающихся личностей в истории культуры.

1.3. Предметом изучения культурологии являются:

· Взаимосвязи между различными историческими периодами

· Модели культуры, ценности, нормы человеческого поведения

· Мировая художественная культура, манеры поведения человека в обществе

· Теории развития общества, культурные эпохи.

1.4. В зависимости от целей культурологического познания в предметной области культурологи выделяют теоретический, фундаментальный и ______________ уровни.

· Эмпирический

· Прикладной

· Диахронный

· Компаративный.

1.5. Культуру общества и его субъектов специально изучает наука:

· Культурология

· Философия культуры

· Культурная антропология

· Социология.

1.6. Культурология опирается на достижения _____________ наук:

· Математических

· Политических

· Биологических

· Исторических.

1.7. Метод исследования, принятый функциональной школой, – это:

· Проведение эксперимента над исследуемыми группами

· Анализ продуктов жизнедеятельности

· Ведение наблюдения за образом жизни сообщества

· Размышления над объектами мира природы и мира человека.

1.8. К собственно культурологическим методам не относится __________ метод:

· Аксиологический

· Генетический

· Эмпирический

· Деятельностный.

1.9. Получение ценностных суждений является главной целью _________ метода исследования культуры:

· Компаративного

· Философского

· Исторического

· Структурно-функционального.

1.10. При семиотическом подходе к изучению культуры особое внимание обращается на:

· Символы, знаки культуры

· Нормы, санкции культуры

· Движущие силы культуры

· Функции культуры в обществе.

 

2. Культура в системе наук о человеке, природе, обществе

2.1. Статус культурологии в современной системе наук определяется:

· Ее продолжительной историей

· Использованием ее методов и выводов в других отраслях гуманитарного знания

· Включением курса «Культурология» в образовательный процесс

· Нравственным и эстетическим содержанием культурологии.

2.2. Главное отличие культурной антропологии от культурологии заключается в том, что культурная антропология носит по преимуществу ____________ характер:

· Практический

· Понимающий

· Обобщающий

· Ретроспективный.

2.3. К наукам об общих аспектах человеческой деятельности, безотносительно к ее предмету, относятся _____________ науки:

· Экономические

· Искусствоведческие

· Технические

· Культурологические.

2.4. В любой области знаний о человеке и его деятельности существует ___________ аспект исследования:

· Культурологический

· Герменевтический

· Диффузионистский

· Креационистский.

2.5. Культурологические знание имеет ___________ характер:

· Сакральный

· Трансцедентный

· Утилитарный

· Интегративный.

2.6. Культурологические знание востребовано:

· Экологией

· Географией

· Политологией

· Теорией систем.

2.7. Взаимосвязь культурологии и социологии проявляется в…:

· Тождестве научных выводов

· Единой терминологии

· Сходных методах исследования

· Общей генеалогии.

2.8. Изучение нравов и обычаев народов необходимо для:

· Освоения новых территорий

· Обеспечения межкультурной коммуникации

· Повышения собственного культурного уровня

· Просвещения отсталых народов.

2.9. К наукам, с которыми контактирует культурология, углубляя свои представления о культуре, не относится:

· Этнография

· Философия

· Социология

· Логика.

 

3. Структура культурологии

3.1. Знаковую и коммуникативную функции культуры изучает:

· Социология культуры

· Психология культуры

· Философия культуры

· Культурная семантика.

3.2. В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на 2 вида – фундаментальные и ____________ знания:

· Прикладные

· Технические

· Педагогические

· Юридические.

3.3. В фундаментальную культурологию не включается:

· Психология культуры

· Культурная семантика

· Социальная культурология

· Культурная политика.

3.4. Теории и методики воспитания личности в культурном пространстве изучает:

· Культурная семантика

· Психология культуры

· Прикладная культурология

· Социальная культурология.

3.5. Прикладная культурология изучает:

· Закономерности культурного процесса

· Эволюцию теоретических концепций

· Повседневные практики людей

· Народное творчество.

3.6. Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания:

· Истории культуры

· Духовной культуры

· Морфологии культуры

· Культурной антропологии.

3.7. Возникновение культурологи как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой трети XX века объясняется:

· Появлением новых направлений в искусстве (футуризм, дадаизм)

· Конфликтом культур в европейском обществе

· Открытием древних цивилизаций

· Интересом к культурному наследию.

3.8. Культурология выделяется в научную дисциплину:

· XX век

· Период Античности

· Эпоха Возрождения

· IV век до н.э.

3.9. Одной из причин возникновения отечественной культурологи в начале 90-х годов XX века является:

· Общественный интерес к проблемам культуры

· Отмена советской цензуры

· Появление новых университетов, факультетов, кафедр

· Либерализация цен и начало приватизации.

3.10. Предмет исторической культурологии:

· Перспективы культурного развития

· Эволюция культурных форм

· Структура современной культуры

· Происхождение человеческого разума.

 

4. Культура как объект исследования культурологи

4.1. Разновидностью духовной культуры выступает ____________ культура:

· Политическая

· Этническая

· Художественная

· Экономическая.

4.2. Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений, артефактов является:

· Обязанностью государства

· Предназначением каждого человека

· Естественным процессом развития общества

· Функцией культуры.

4.3. Часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни является:

· Специализированной культурой

· Обыденной культурой

· Контркультурой

· Субкультурой.

4.4. Культура определяет:

· Модели поведения человека в обществе

· Степень развитости общества

· Ответственность общества перед будущими поколениями

· Уровень жизни людей.

4.5. Культура представляет собой:

· Проявление творческих сил человека

· Правила приличия

· Эталон поведения

· Эстетический канон.

4.6. К основным формам культуры не относится культура:

· Элитарная

· Охотников и собирателей

· Массовая

· Народная.

4.7. Функцией культуры является:

· Управление законами природы

· Создание смыслов человеческой деятельности

· Руководство политическими институтами

· Развитие производительных сил.

4.8. Культура складывается из:

· Культурных традиций и новаций

· Творцов и потребителей культуры

· Ценностей, норм, средств деятельности, моделей поведения

· Музыкального, изобразительного и театрального искусства.

4.9. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, называется культурным (-ми):

· Комплексом

· Универсалиями

· Ареалом

· Наследием.

4.10. Нормы, правила, образцы, эталоны, модели, нормы поведения, законы, ценности, церемонии, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык образуют:

· Культурные универсалии

· Духовную культуру

· Культурный комплекс

· Диаспору.

 

Дидактическая единица «Основные понятия культурологии»

 

5. Ценности и нормы культуры

5.1. Культурная норма представляет собой:

· Правило, обязательное для исполнения социальных ролей

· Кодекс строителя капитализма

· Норму права, закрепленную законодательством

· Рефлекс, выработанный обществом.

5.2. Характер ожидаемого поведения человека, находящегося в заданной социальной позиции (руководитель, покупатель, отец и пр.), определяют _____________ нормы:

· Индивидуальные

· Ролевые

· Общекультурные

· Групповые.

5.3. Под ценностями понимается…:

· Предмет конкурентной борьбы в обществе, обладание которым позволяет человеку изменить свой социальный статус

· Все, что дорого стоит, привлекает внимание и является модным

· Жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода

· Артефакт, демонстрирующий высшие достижения человеческой практики в области искусства.

5.4. Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является:

· К. Ясперс

· З. Фрейд

· Э. Кассирер

· Г. Риккерт.

5.5. Система норм представляет собой:

· Поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона

· Кодекс социального поведения, установленный обществом

· Набор запретов, подавляющих волю человека

· Типичное поведение в разных жизненных ситуациях.

5.6. Средствами организации человеческой деятельности, определяющими, как она должна строиться, являются:

· Правила

· Регулятивы

· Ценности

· Идеалы.

5.7. К числу финальных ценностей не относятся (-ится):

· Любовь

· Счастье

· Свобода

· Деньги.

5.8. С точки зрения культурологии, ценностью является:

· Предмет

· Польза

· Дорогая вещь

· Добро.

5.9. Знания индивида о мире, в первую очередь, определяются:

· Социальным положением индивида

· Природными способностями индивида

· Средствами массовой информации

· Актуальной культурой общества.

5.10. Ценности человека формируются:

· Благодаря научным знаниям

· Вместе с молоком матери

· В процессе социализации

· На основе законов добра и справедливости.

 

6. Культура как система знаков. Языки культуры

6.1. Язык мифологии можно отнести к _______________ знаковым системам:

· Функциональным

· Письменным

· Вторичным моделирующим

· Конвенциональным.

6.2. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматриваются в рамках ___________ подхода:

· Функционального

· Информационно-семиотического

· Историко-типологического

· Психоаналитического.

6.3. Культурный код представляет собой:

· Тайный язык творческой элиты

· Набор символов, передающих информацию внутри группы

· Каллиграфическое письмо

· Систему специальных шифров.

6.4. Картографические знаки можно отнести к:

· Знакам-индексам

· Функциональным знакам

· Естественным знакам

· Иконическим знакам.

6.5. По мнению Э. Кассирера, второй символической сферой культуры является _________, упрощающий (-ее, -ая) человеческую ориентацию в мире:

· Миф

· Язык

· Искусство

· Наука.

6.6. Языком культуры называется (-ются):

· Система художественных стилей

· Представление культуры в словах, образах, жестах

· Язык классической литературы

· Принятые в обществе вежливые слова и выражения.

6.7. Текстом культуры является:

· Картина мира, свойственная данной культуре

· Любой опубликованный в печати текст

· Выступление оратора на тему культуры

· Интернет-форум.

6.8. Язык мифологии можно отнести к ____________ знаковым системам:

· Функциональным

· Письменным

· Конвенциональным

· Вторичным моделирующим.

6.9. Для охотника след медведя является ___________ знаком:

· Вербальным

· Функциональным

· Естественным

· Иконическим.

6.10. Символ позволяет:

· Повысить эффективность учебы

· Отличить своих от чужих

· Понять достоинства своей культуры

· Получить общественное признание.

6.11. Знак, замещающий какой-либо объект, позволяющий человеку сориентироваться в конкретной ситуации, называется:

· Артефактом

· Образом

· Намеком

· Символом.

6.12. Культура как коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений и выработки новых, элементами которого являются знаки и знаковые системы, рассматриваются в рамках ___________ подхода:

· Функционального

· Информационно-семиотического

· Историко-типологического

· Психоаналитического.

 

7. Динамика культуры

7.1. Изменения в культуре происходят:

· По приказу

· Вместе с поколениями

· После экономических кризисов

· Ежегодно.

7.2. Механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом, называется:

· Традицией

· Мифом

· Инкультурацией

· Инновацией.

7.3. К числу отличительных особенностей человека не относится:

· Речь

· Способность приспосабливаться к окружающей среде

· Понятийное мышление

· Способность к труду.

7.4. Изменения в культуре связаны с появлением в ней:

· Инноваций

· Культурного шока

· Социализации

· Стратификации.

7.5. С точки зрения эволюционной теории, основной причиной культурогенеза является:

· Необходимость выживания человека, являющегося слабым животным

· Необходимость контролировать агрессивные и сексуальные влечения человека

· Стремление человека к игре, в которой общество выражало свое понимание жизни и мира

· Необходимость в адаптации человеческих сообществ к особым условиям существования.

7.6. Одним из основных факторов культурогенеза является (-ются):

· Морфологические изменения

· Социокультурная адаптация

· Социализация

· Инкультурация.

7.7. Культурные традиции представляют собой:

· Объекты культурного наследия, которые охраняются государством

· Актуальные ценности и нормы, унаследованные от предыдущих поколений

· Не изменившиеся на протяжении тысячелетий элементы культуры

· Основания для продолжения культурной динамики.

7.8. Процесс развития человеческого общества сопровождается:

· Исчезновением традиций

· Ослаблением индивидуальной активности

· Усилением роли традиций

· Освобождением человека от диктата традиций.

7.9. Конфликт между культурной и другими подсистема общества приводит к появлению…:

· Однообразия

· Новшеств

· Кризиса

· Традиций.

7.10. Культурный процесс предполагает:

· Адаптацию человека к нововведениям

· Творческую активность человека

· Освоение новых компьютерных технологий

· Перемены в общепринятых нормах поведения.

 

8. Природа, общество, человек, культура как формы бытия

8.1. Социокультурный институт представляет собой:

· Пространство, на котором люди могут свободно общаться друг с другом

· Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

· Объединение людей с общим социальным статусом

· Устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами.

8.2. Инкультурация – это:

· Отчуждение индивида от культурных ценностей и норм

· Переживание культурного шока

· Усвоение индивидом текстов «культурного архива»

· Усвоение индивидом системы определенных представлений.

8.3. Вторая стадия инкультурации характеризуется:

· Принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда

· Освоением основных элементов культуры в процессе воспитания

· Широким использованием игровой формы

· Воспроизведением уже существующих образцов.

8.4. Культурный ландшафт включает в себя:

· Техносферу

· Стратосферу

· Атмосферу

· Биосферу.

8.5. Экологическая культура представляет собой:

· Модели поведения, характеризующие позитивное отношение человека к природной среде

· Правила поведения человека в природной среде

· Соблюдение правил гигиены и стремление к здоровому образу жизни

· Убеждение человека в необходимости жить в гармонии с окружающим миром.

8.6. Одной из важнейших особенностей современной культуры является:

· Рост информации и информационных потоков

· Ограничение коммуникации

· Отказ от унификации

· Стремление к изоляции.

8.7. Культура в обществе проявляется в:

· Росте благосостояния людей

· Социальных технологиях

· Уровне воспитанности людей

· Динамике развития производительных сил.

8.8. Отношение человека и природы в современном обществе можно охарактеризовать следующим высказыванием:

· Люди зависимы от природы и то, что ими создано, лишь иллюзия свободы от среды, в которой человек появился на свет

· Люди всегда организуют свою жизнь в гармонии с природой

· Техническая цивилизация обеспечит человечество новыми планетами, когда это потребуется

· Люди покорили природу и могут жить, как им заблагорассудится.

8.9. Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется:

· Этнизацией

· Социализацией

· Инкультурацией

· Национализацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: