Абсолютные, относительные и средние величины




Абсолютные показатели характеризуют итоговую численность единиц совокупности или ее частей, размеры (объемы, уровни) изучаемых явлений и процессов, выражают временные характеристики. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах. В зависимости от сущности исследуемого явления и поставленных задач единицы измерения могут быть натуральными, условно-натуральными, стоимостными и трудовыми.

Вся совокупность абсолютных величин включает как индивидуальные показатели (характеризуют значения отдельных единиц совокупности), так и суммарные показатели (характеризуют итоговое значение нескольких единиц совокупности или итоговое значение существенного признака по той или иной части совокупности).

Абсолютные показатели следует также подразделить на моментные и интервальные.

Моментные абсолютные показатели характеризуют факт наличия явления или процесса, его размер (объем) на определенную дату времени.

Интервальные абсолютные показатели характеризуют итоговый объем явления за тот или иной период времени (например, выпуск продукции за квартал или за год и т. д.), допуская при этом последующее суммирование.

Абсолютные показатели не могут дать исчерпывающего представления об изучаемой совокупности или явлении, поскольку не могут отразить структуру, взаимосвязи, динамику. Данные функции выполняют относительные показатели, которые определяются на основе абсолютных показателей.

В статистике относительные показатели используют в сравнительном анализе, в обобщении и синтезе. Относительные показатели - это цифровые обобщающие показатели, они есть результат сопоставления двух статистических величин. По своей природе относительные величины производны от деления текущего (сравниваемого) абсолютного показателя на базисный показатель.

 

Относительные показатели могут быть получены или как соотношения одноименных статистических показателей, или как соотношения разноименных статистических показателей. В первом случае получаемый относительный показатель рассчитывается или процентах, или в относительных единицах, или в промилле (в тысячных долях). Если соотносятся разноименные абсолютные показатели, то относительный показатель в большинстве случаев бывает именованным.

Относительные величины, используемые в статистической практике:

-относительная величина структуры;

-относительная величина координации;

-относительная величина планового задания;

-относительная величина выполнения плана;

-относительная величина динамики;

-относительная величина сравнения;

-относительная величина интенсивности.

 

Балансовый метод как элемент методики анализа

Балансовый метод – специальный прием сопоставления взаимосвязанных показателей с целью выявления и измерения их взаимного влияния. Связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов.

Этот метод широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами (баланс рабочего времени, платежный баланс и т.д.).

Например, баланс продукции:

Он + ТП = РП + Ок,

отсюда

РП = Он + ТП - Ок,

где ТП – товарная продукция;

РП – реализованная продукция;

Он, Ок – остатки нереализованной продукции на начало и на конец периода.

Пример:

Выявить причины отклонения от плана объема реализованной про-дукции.

Баланс продукции

тыс.руб.

Показатели План Факт Абсолютное отклонение Относи-тельное

отклонение, %

ОН 1300 1500 +200 +2.15

ТП 9100 9400 +300 +3.22

ОК 1100 1250 +150 +1.61

РП 9300 9650 +350 +3.76

Баланс отклонений: +350 = +200 +300 – 150

+3.76 = +2.15 + 3.22 – 1.61

Сверхплановый рост реализации (+350 т.р.) продукции является ре-зультатом увеличения выпуска продукции (+300 т.р.) и увеличения остат-ков продукции на начало периода (+200 т.р.). Сверхплановый рост остат-ков продукции на конец периода привел к снижению объема реализации на 150 т.р.

Индексный метод

Индекс может использоваться как относительный показатель для оценки динамики того или иного явления.

В анализе индексы могут использоваться для выявления влияния различных факторов на изменение уровня результативного показателя.

Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции:

Iтп = q1*p1.

q0*p0

Он отражает изменение объема продукции (q) и цен на продукцию (p) и равен произведению соответствующих индексов:

Iтп = I q * I p.

Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет изменения количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема продукции I q и индекс цен I p:

Iтп = q1*p1 = q1*p0 * q1*p1.

q0*p0 q0*p0 q1*p0

Если из числителя приведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты товарной продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: