МОДУЛЬ 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Раздел 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет, задачи возрастной психологии и психологии развития человека. Место и значение возрастной психологии и психологии развития в педагогической деятельности. Структура возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Социально-историческая природа детства. История и современное состояние отечественной и зарубежной возрастной психологии.

 

Раздел 2. Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Категория «развития» в психологии. Процесс психического развития. Два пути развития: филогенетический и онтогенетический. Условия, источники и движущие силы развития. Проблема роли наследственности и среды в развитии ребенка. Деятельность как основа психического развития и формирования личности. Сензитивные и критические периоды развития личности.

Причины и сущность психического развития ребенка в зарубежной психологии: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк), концепция рекапитуляции (Ст. Холл), теория трех ступеней детского развития (К. Бюллер), концепция конвергенции двух факторов детского развития (В. Штерн), нормативный подход (А.Гезелл), психоаналитическая теория (З.Фрейд), теория когнитивного развития (Ж.Пиаже), гуманистическая теория (А. Маслоу), эпигенетическая теория личности (Э.Эриксон), теория социального научения (А. Бандура).

Отечественные теории развития: культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский), теория деятельности (А.Н. Леонтьев), концепция персонализации (А.В. Петровский), теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), концепция учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Законы психического развития (Л.С. Выготский).

 

Раздел 3. Проблема периодизации психического развития

Категория возраста в психологии. Учение Л.С. Выготского о структуре и динамике возраста. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования возраста, возрастной кризис.

Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация развития личности по З.Фрейду. Периодизация развития личности по Э. Эриксону. Развитие морального (нравственного) сознания личности по Л. Колбергу. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже. Периодизация развития по Д.Б. Эльконину.

 

Раздел 4. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве

Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Врожденные особенности и тенденции развития. Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка. Особенности развития органов чувств у новорожденного. Значение упражнения органов чувств. Развитие эмоциональной сферы. Комплекс оживления.

Особенности развития в младенчестве. Общение в младенчестве. Развитие движений и действий. Развитие ориентировки в окружающем мире. Предпосылки овладения речью. Вхождение младенца в мир взрослых людей и чувство доверия к ним. Индивидуальные различия младенцев.

Факторы психического развития в раннем возрасте. Овладение прямой походкой. Предметно-манипулятивная и предметно-игровая деятельность. Развитие речи. Развитие познавательных процессов в раннем возрасте. Начальный этап формирования личности ребенка.

 

Раздел 5. Психологическая характеристика дошкольного возраста

Социальная ситуация развития дошкольника. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности игровой деятельности. Игрушка как средство развития. Изобразительная деятельность дошкольника. Конструктивная деятельность. Обучение в дошкольном возрасте.

Развитие словаря и грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Развитие ориентировки в пространстве и времени. Развитие мышления. Особенности развития памяти, внимания, воображения. Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Общение со сверстниками и взрослыми. Развитие личности дошкольника.

Психологическая готовность к школьному обучению, условия ее формирования.

 

Раздел 6. Психологическая характеристика младшего школьника

Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу. Обучение и воспитание в школе как основные условия психического развития младшего школьника. Шестилетние дети в школе. Общение со взрослыми. Особенности общения младшего школьника со сверстниками. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Особенности формирования интеллектуальных процессов. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития личности в условиях психической депривации.

Общая характеристика учебной деятельности. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника.

 

Раздел 7. Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста

Возрастные периоды отрочества. Социальная ситуация развития подростка. Морфологическая и физиологическая перестройка организма. Чувство взрослости, направления развития чувства взрослости. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Причины конфликтов подростка и взрослого. Развитие личности подростка. Развитие самосознания, самооценки. Самовоспитание. Интеллектуальное развитие подростка. Стимулы и мотивы учения. Формирование отношения к будущей профессии.

 

Раздел 8. Психология юношеского возраста. Взрослость

Возрастные периоды юности. Социальная ситуация в юности. Профессиональная ориентация. Роль учителя в формировании личности. Познавательная сфера и творчество в юности. Проблема отцов и детей. Общение со сверстниками. Дружба в юности. Идентификация. Кризис личности в юности.

Социальная ситуация в период взрослости. Периоды взрослости. Закономерности развития. Кризисы на этапе взрослости. Профессиональная и общественная деятельность. Деловое и непосредственное общение. Профессиональные и творческие достижения в различных сферах деятельности. Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью. Создание семьи. Особенности самоидентификации. Проблемы самореализации личности взрослого. Проблемы смысла жизни. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: