ЭТАПЫМНОГОЛЕТНЕЙ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ
ПЕРИОДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ И ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ.
Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с
Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.
Витебск 2016
ЭТАПЫМНОГОЛЕТНЕЙ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В многолетней спортивно-туристской подготовке можно выделить несколько этапов:
> ознакомительный этап подготовки,
> начальный этап подготовки,
> базовый этап подготовки,
> специализированный этап подготовки,
> этап спортивного совершенствования,
> этап спортивного мастерства.
Ознакомительный этап
Ознакомительный этап подготовки целесообразно планировать в рамках школьного туризма с широким охватом видов спортивного туризма, с нефорсированными нагрузками по объему и интенсивности, с воспитательно-оздоровительными целями для расширения кругозора занимающихся и привития им определенного интереса к занятиям туризмом.
Ознакомительный и начальный этапы подготовки образуют начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где спортивные достижения находятся на уровне участия в походах I и II к.с. Этот уровень доступен школьникам. На этом уровне можно планировать 3-4-летнюю подготовку школьников по соответствующим программам или форсированную годичную подготовку совершеннолетних участников туристских походов. В результате обеспечивается выполнение III спортивного разряда по туризму.
Базовый этап
Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах III к.с. и руководство походами I и II к.с. В результате обеспечивается выполнение второго разряда по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Базовый этап подготовки может соответствовать базовому уровню подготовки общественных туристских кадров (инструкторов туризма, гидов-проводников) при использовании программ Туристско-спортивного союза России. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года.
Специализированный этап
Специализированный этап подготовки предусматривает руководство и участие в двух спортивных туристских походах: III (руководство) и IV (участие) к.с. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение первого спортивного разряда в соревнованиях по спортивным походам. Специализированный этап подготовки может соответствовать специализированному уровню подготовки общественных туристских кадров (старших инструкторов, старших гидов-проводников) при использовании программ ТССР. Форсированный срок этой подготовки - не менее одного года.
Спортивное совершенствование
Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах IV и V к.с, соответственно. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение спортивных нормативов кандидата в мастера спорта по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года.
Спортивное мастерство
Этап спортивного мастерства целесообразно планировать не менее чем на два года. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение норматива мастера спорта, создаются предпосылки высших спортивных достижений в соревнованиях на «маршрутах» и «дистанциях». Этап спортивного мастерства может соответствовать высшему уровню подготовки общественных туристских кадров (инструктор туризма международного класса, гид-проводник международного класса) при использовании программ ТССР на этом этапе подготовки.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ
Тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективного) и годичного (оперативного) планирования. Документами планирования являются: программа, учебный план, годовой учебный график, план тренировки, конспект занятий, расписание занятий и журнал учета.
Подготовка туристских кадров в настоящее время проводится по примерным программам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. Общая и специальная физическая подготовки в этих программах нормами нагрузок не регламентируются. Однако тренировочный процесс не может быть построен без учета физической подготовленности, поэтому, исходя из местных условий, необходимо дополнить примерные программы соответствующими разделами и принять скорректированные программы за основу при разработке необходимых документов.
Учебный план многолетней подготовки является элементом перспективного планирования. Он составляется по годам учебно-тренировочного процесса и определяет распределение количества часов по основным разделам. Учебный план можно составлять в следующем виде:
Разделы подготовки | Годы учебно-тренировочного процесса (нагрузка в часах) | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | всего | |
Теоретический курс: | |||||
Практические занятия: | |||||
Соревнования (походы): | |||||
Итого |
На основании перспективного плана разрабатывается годовой календарный план тренировок, в котором на текущий год более подробно раскрывается содержание тренировочного процесса по видам подготовки, объемам, интенсивности, средствам.
Можно использовать следующую форму годового календарного плана тренировок:
Содержание тренировки по видам подготовки | Переходный период | Подготовительный период | Основной | период | Всего | |||||||||
I этап | II этап | III этап | (соревновательный) | |||||||||||
X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |||
Данный годовой план приемлем для спортсменов участвующих в соревнованиях на «маршрутах» и «дистанциях» по пешеходному туризму. Каждый год его нужно корректировать в зависимости от времени проведения основных спортивных мероприятий. В зависимости от вида туризма периоды подготовки могут быть запланированы на другие месяцы. Надо учесть, что у занимающиеся лыжным туризмом, основной период подготовки будет приходиться на зиму.
Кроме рекомендуемых планов, могут составляться более детальные планы тренировок по этапам, месяцам, неделям тренировочного цикла. Для сборных команд (мастеров спорта и кандидатов) рекомендуется недельный цикл из 5 - 6 тренировочных дней. Для спортсменов 1-го разряда рекомендуется в недельном цикле 4 занятия, для младших разрядов 2-3 раза в неделю. Планы детализации тренировок могут служить хорошей основой для составления конспекта занятий. В нем указываются задачи занятия, место проведения, содержание, объем и интенсивность, организационно - методические указания. Рекомендуемая форма конспекта:
1.Задачи..............................................................................................
2. Место занятий................................................................................
3. Материально-техническое обеспечение
а) личное....................................................................................
б)групповое............................................................................
№ занятия | Содержание тренировки | Объем нагрузки | Интенсивность | Методические указания |
Расписание занятий рекомендуется составлять на годичный тренировочный цикл по следующей форме:
День недели | Время занятия | Место занятия | Группа | Тренер |
Учет занятий, как текущий, так и итоговый, нужно проводить по каждому тренирующемуся туристу, не исключая самостоятельные тренировочные занятия по индивидуальному плану, по журналу следующей формы:
№ п/п | Ф. И. О. | Дата | Результат соревнования (похода) | Примечания |
Круглогодичный цикл тренировок должен обеспечивать общее повышение работоспособности и высокую спортивную форму туристов перед стартами ответственных соревнований: чемпионатами по туризму, первенствами по туристской технике.
ПЕРИОДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
В соответствии с календарным планом весь тренировочный цикл делится на три периода: подготовительный, основной, переходный. Продолжительность и количество таких периодов в годовом цикле тренировок зависят от календаря соревнований и спортивной квалификации туристов. Применительно для спортсменов участвующих в соревнованиях на «маршрутах» и «дистанциях» по пешеходному туризму можно рекомендовать планирование основного периода с мая по сентябрь. В это время проводятся соревнования по технике пешеходного туризма (обычно май - июнь и сентябрь) и совершаются пешеходные походы в рамках чемпионатов по туризму (июль-август).
Основной период
Основной период делится на этапы соревнований и предсоревновательных тренировок. Его задачи: совершенствование техники и тактики туризма, поддержание физической и морально-волевой подготовки на высоком уровне, приобретение необходимого опыта участия в различных соревнованиях, выполнение нормативных требований спортивной классификации по туризму.
Тренировочные и соревновательные нагрузки в основном периоде не должны быть постоянными. Самые высокие соревновательные нагрузки в этом периоде чередуются с днями относительного отдыха, особенно необходимого после многодневного туристского путешествия. Кроме того, нужно учесть заметный этап послепоходного восстановления (не меньше недели).
Подготовительный период
В подготовительном периоде туристы приобретают навыки общей физической подготовленности, получают дальнейшее развитие специальных физических качеств; укрепляют морально-волевые качества; овладевают техникой туризма и совершенствуют ее; знакомятся с элементами тактики и совершенствуют ее; повышают уровень теоретических и практических знаний. Подготовительный период предшествует основному и практически равен ему по продолжительности (декабрь-апрель). Он состоит из трех этапов:
На первом этапе повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. Продолжительность этапа зависит от квалификации туристов, но не превышает двух месяцев. На этом этапе туристы развивают свои физические качества и повышают уровень теоретической подготовки.
На втором этапе (два месяца) осваиваются технические приемы и совершенствуется спортивная форма туристов путем специальной физической подготовки.
На третьем этапе (два месяц) завершается становление спортивной формы, с учетом развития морально-волевых качеств и тактических знаний. После третьего этапа подготовительного периода турист должен быть подготовлен к первым стартам соревнований основного периода.
Во все этапы подготовительного периода могут включаться различные соревнования, но их роль должна быть контрольной или учебной в отличие от спортивных состязаний основного периода (чемпионаты, первенства).
Переходный период
В переходном периоде (ноябрь) отрабатывается постепенный переход от предельных нагрузок последнего этапа соревнований к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Переходный период характеризуется снятием утомления от целого ряда соревнований и восстановлением нормального функционирования организма. К началу спортивных тренировок следующего круглогодичного цикла турист должен отдохнуть, но не потерять при этом полностью спортивную форму. Поэтому отдых в этот период должен быть активным. Утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения, туристские походы с облегченным рюкзаком - эти элементы тренировочного процесса переходного периода являются обязательными. В переходном периоде нужно исключить все виды соревнований и широко использовать все средства восстановления: педагогические, гигиенические, физиотерапевтические и фармакологические.
Средства восстановления
Педагогические средства заключаются в правильном построении тренировочных занятий, в анализе данных контроля и самоконтроля, в учете требований врача и др.
Гигиенические средства состоят из определенного режима питания, труда, отдыха, закаливания, чередования тренировок и др.
Физиотерапевтические средства включают различные виды массажа; воздействие солнца, воздуха, воды; использование бани и др.
Фармакологические средства представляют собой различные медицинские препараты, напитки, таблетки и продукты питания, рекомендованные врачом и предназначенные для восстановления сил.
При планировании тренировочных нагрузок надо учитывать их характер: восстанавливающий, развивающий, поддерживающий, соревновательный.
Восстанавливающие нагрузки характерны для активного отдыха, который рассматривается как один из режимов тренировки, где интенсивность нагрузки снижается до 50% от соревновательной.
Развивающие нагрузки характерны для подготовительного периода и тренировочных этапов основного периода. Интенсивность нагрузки в этом случае изменяется от 80 до 105% в целях достижения высшей спортивной формы и преодоления соревновательной нагрузки.
Соревновательная нагрузка в горном туризме максимальна по интенсивности в период соревнований по технике горного туризма, где ЧСС туристов в среднем находится на уровне 170-180 уд/мин. Эту нагрузку рекомендуется принять за 100%. В горном походе интенсивность нагрузки переменная - от низкого до высокого уровня. При правильном построении маршрута нагрузка постепенно повышается в средней части пути и снижается к концу похода. Уровень интенсивности нагрузки в горном походе планируется из расчета готовности преодоления соревновательной нагрузки.
После периода первых стартов майских соревнований рекомендуется (до начала туристского похода) поддерживающий характер тренировочных нагрузок в пределах 80% от соревновательной.
Разрабатывая индивидуальные тренировочные нагрузки, следует учитывать: уровень тренированности туриста, его общефизическую подготовку и адаптацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их содержание и продолжительность; общий объем нагрузок; интенсивность нагрузок; функциональное состояние организма во время тренировки; сложность упражнений и степень психологической напряженности при их выполнении.
Планируя общие объемы нагрузок, следует исходить из опыта подготовки спортсменов-туристов в современных условиях, ориентируясь на лучшие команды по видам туризма и нагрузки в смежных видах спорта. Для горного туризма такими видами спорта являются альпинизм и скалолазание.
Интегрированной оценкой уровня подготовленности туриста является его спортивная квалификация и его спортивные достижения, которые должны иметь определенную динамику в процессе подготовки.
Одной из особенностей туризма как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных походов определенной сложности и вида туризма. Эта последовательность «от простого к сложному» определяется правилами и связана с необходимостью обеспечить определенную безопасность спортивных туристских походов. Кроме того, регламентируется возраст участников и руководителей спортивных походов.
Например, руководство спортивными походами любой категории сложности ограничено возрастом не менее 18 лет. К участию в походах шестой категории сложности допускаются лица не моложе 18 лет, а к руководству такими походами - не моложе 20 лет. Ясно, что достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях по спортивным походам до совершеннолетия практически невозможно. К особенностям спортивного туризма относятся также определенные ограничения на зачет походов для присвоения спортивных разрядов и званий. Например, в календарном году засчитывается не более четырех походов, в том числе не более трех походов IV—V к. с, из которых не более двух походов VI к. с. Другое направление спортивного туризма - соревнования на «дистанциях» - не имеет подобных ограничений.
Эти особенности спортивного туризма необходимо учитывать в спортивно-туристской подготовке спортсменов, особенно молодых.
Теоретически, в соответствии с действующей нормативной документацией, для выполнения норматива мастера спорта по туризму в соревнованиях по спортивным походам необходимо минимум 3 года. Спортивное совершенствование в таком варианте должно иметь следующий вид по набору походов:
первый год - четыре спортивных похода I и II к.с. в качестве участника и руководителя, что составит минимум 28 походных дней;
второй год - четыре спортивных похода III и IV к.с. в качестве участника и руководителя, что составит минимум 46 походных дней;
третий год - три спортивных похода V к.с, в том числе один в качестве участника и два в качестве руководителя, что составит минимум 48 походных дней.
Такой вариант спортивного совершенствования в туризме практически маловероятен как по объему нагрузки, так и по организационным трудностям (подготовка к походу, комплектование группы, обеспечение безопасности и т.п.).
Реальный вариант спортивного совершенствования в соревнованиях по спортивным походам можно рассчитывать для лиц совершеннолетнего возраста на 6 лет, хотя средний период занятий туризмом от новичка до мастера спорта значительно больше. В круглогодичном цикле в данном случае -два подготовительных периода, каждый из которых имеет продолжительность четыре месяца. Эти периоды могут иметь примерно равные структуры по общему объему часов общетуристской, специальной и физической подготовки. Однако структура этих подготовок по содержанию отличается значительно за счет специфики подготовки к зимним и летним походам. Ясно, что действительная динамика спортивной формы имеет сглаженный волнообразный характер, зависящий от структуры микроциклов и мезоциклов в каждом периоде подготовки туристов.
Спортивная форма туриста - это состояние высокого уровня готовности к совершению спортивного похода. Уровни готовности могут быть оценены комплексными критериями результатов всех видов подготовки туристов. В практике тренерской работы можно использовать экспертный метод оценки уровня готовности туристов на контрольном тренировочном маршруте (не менее двух дней), включающем препятствия, моделирующие походные. Экспертная оценка О - неудовлетворительный уровень готовности, 1 - уровень ниже среднего, 2 -средний уровень, 3 - выше среднего, 4 - высокий уровень готовности.
Простейшая шкала экспертных оценок представляет собой оценку состояния туриста на маршруте и биваке:
0 - не справляется с заданной нагрузкой, физически, технически или психологически не подготовлен к преодолению препятствий в походе;
1 - справляется с заданной нагрузкой на пределе своих физических, технических или психических возможностей с помощью товарищей и руководителя, мотивация к участию в походе низкая;
2 - справляется с заданной нагрузкой удовлетворительно, усталости и ошибки в преодолении препятствий появляются в конце запланированных участков пути, активность на биваках пониженная, мотивация к участию в походе невысокая;
3 - справляется с заданной нагрузкой хорошо, средний темп передвижения и преодоления препятствий выдерживает легко, правильно решает задачи преодоления препятствий с помощью руководителя, высокий темп вызывает трудности, достаточная активность на биваках, достаточная мотивация к участию в походе с некоторым чувством тревоги;
4 - справляется с заданной нагрузкой отлично, имеет резерв физических сил для помощи товарищам, выдерживает высокий темп движения, при преодолении препятствий не нуждается в помощи руководителя - может взять инициативу на себя, мотивация участия в походе высокая со стремлением к лидерству.
Обычно экспертом является тренер команды, и он имеет свое представление о возможностях туриста, что учитывается в экспертной оценке. В некоторых случаях экспертом выступает один из членов маршрутно-квалификационной комиссии, выпускающей группу на маршрут.
В любом случае экспертная оценка является по определению субъективной. Объективные критерии комплексной оценки уровня готовности туристов к походам различной категории сложности и в разных видах туризма в настоящее время не разработаны.
Попытки использовать в этих целях тесты физической подготовленности представляются недостаточно корректными по причине их узкоспециализированной направленности, а в некоторых случаях в связи с противоречивостью показателей. По одним тестам подготовленность может быть определена как удовлетворительная, а по другим - неудовлетворительная. Поэтому экспертная оценка в спортивно-оздоровительном туризме применяется во многих случаях, включая оценки соревнований спортивных походов, оценки учебных планов, программ, тренировочного процесса в целом и отдельных его составляющих.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ И ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ.
Содержание и объемы спортивной подготовки в многолетнем цикле совершенствования туристов в соревнованиях по спортивным походам представлены в таблице 1 как вариант подготовки туристов-спортсменов, ориентированных на максимизацию тренировочных нагрузок и минимизацию сроков спортивного совершенствования. Реализация такого варианта спортивного совершенствования дает возможность на четвертом - пятом годах занятий спортивным туризмом участвовать в соревнованиях высшего уровня, республиканских и международных.
Таблица 1
Содержание и объемы спортивной подготовки в многолетнем цикле совершенствования туристов
Содержание спортивной подготовки туристов | Объем подготовки в часах | ||||
НП | БП | СП | СС | см | |
Общетуристская подготовка | |||||
Специальная туристская подготовка: организационная подготовка техническая подготовка топографическая подготовка тактическая подготовка психологическая подготовка подготовка по безопасности | 10 50 5 5 5 5 | 20 80 5 5 5 5 | ПО 10 5 10 | 30 220 10 20 20 20 | |
Физическая подготовка: общефизическая подготовка (ОФП) специальная физическая подготовка (СФП) | 120 40 | НО | 120 120 | 130 190 | 120 260 |
Интегральная подготовка: поход I к.с. (участник) поход I к.с. (руководитель) поход II к.с. (участник) поход II к.с. (руководитель) поход III к.с. (участник) поход III к.с. (руководитель) поход IV к.с. (участник) поход IV к.с. (руководитель) поход V к.с. (участник) поход V к.с. (руководитель) поход VI к.с. (участник) соревнования на «дистанциях» | 64 80 | 80 104 | 104 128 | 128 160 | |
Итого |
Содержание и объемы спортивно-туристской подготовки в многолетнем цикле совершенствования туристов в соревнованиях по спортивным походам даны в учебных целях.
Общетуристская подготовка составляет в НП 10% общего объема подготовки на этом этапе, в БП - 10%, в СП - 9%, в СС - 9%, в СМ - 7%. Такое распределение в основном отражает существующую практику снижения удельного веса общетуристской подготовки с ростом спортивной квалификации! Отметим при этом, что снижается только удельный вес этой подготовки, а не абсолютные значения в объемах, так как на этапах СС и СМ необходимо более углубленное изучение теории и практики спортивно туризма, повышение инструкторской и судейской квалификации, что невозможно без достаточного объема общетуристской подготовки.
Специальная подготовка в общем объеме распределяется следующим образом (в % от общей): в НП - 20%, в БП - 20%, в СП - 24%, в СС - 27%, в СМ -29%, что отражает существующую практику возрастания удельного веса специальной подготовки и абсолютных величин этой подготовки практически во всех видах спорта.
Физическая подготовка распределяется в общем объеме следующим образом (в % от общей): в НП - 40%, в БП -30%, в СП - 36%, в СС - 36%, в СМ -35%. Соотношение физической подготовки по удельному весу к общей подготовке туристов в пределах 30-40% отражает представления большинства тренеров туризма о том, что физическая подготовка в туризме существенно дополняется как специальной так и, в основном, интегральной подготовкой. Поэтому по сравнению с другими «родственными» видами спорта физическая подготовка значительно меньше по объему. Например, в спортивном ориентировании на этапе спортивного совершенствования объем физической подготовки достигает 1000 часов (ОФП - 250, СФП - 754), что составляет 69% от общего объема подготовки высококвалифицированных ориентировщиков.
Соотношение ОФП и СФП в спортивном туризме не противоречит общим закономерностям многих видов спорта. В частности, в рассматриваемом плане удельный вес ОФП снижается по мере роста спортивной квалификации с 75% до 30% (НП - 75%, БП - 60%, СП - 50%, СС - 40%, СМ - 30%), а удельный вес СФП, соответственно, повышается с 25% до 70%.
Интегральная подготовка в отличие от многих видов спорта в туризме играет решающую роль и значительна по объемам, возрастая с 120 часов на начальном этапе подготовки до 320 часов на этапе спортивного мастерства. По удельному весу распределение интегральной подготовки (в % от общей) в диапазоне от 30%) до 35%).
В спортивном туризме реализуются различные варианты периодизации годичного цикла подготовки туристов. Эти варианты связаны, во-первых, с видами туризма, во-вторых, с календарными сроками спортивных походов и их количеством в годичном цикле.
Наиболее высокую спортивную форму туристу необходимо иметь в период соревнований на «маршрутах» и «дистанциях». Основные периоды включают в себя интегральную подготовку, а следующие за ними переходные периоды неизбежно связаны с утратой спортивной формы. В эти периоды входит активный восстановительный отдых после тяжелых нагрузок основных периодов.
Контрольные вопросы:
1. Какой вид имеет учебный план многолетней подготовки туристов?
2. Какой вид имеет календарный план тренировок?
3. Какие особенности имеет основной период годового тренировочного цикла в спортивном туризме?
4. Какое содержание имеет подготовительный период годового тренировочного цикла в спортивном туризме?
5. Какое содержание имеет переходный период годового тренировочного цикла в спортивном туризме?
6. Какие нагрузки и средства восстановления используются в спортивном туризме?
7. Какие этапы многолетней спортивной подготовки туристов можно выделить по содержанию?