ПЕРИОДЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ




ЭТАПЫМНОГОЛЕТНЕЙ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ

ПЕРИОДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ И ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ.

Составитель: зав.кафедрой л/а и л/с

Доцент, к.п.н. Гулидин П.К.

Витебск 2016

ЭТАПЫМНОГОЛЕТНЕЙ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В многолетней спортивно-туристской подготовке можно выделить несколько этапов:

> ознакомительный этап подготовки,

> начальный этап подготовки,

> базовый этап подготовки,

> специализированный этап подготовки,

> этап спортивного совершенствования,

> этап спортивного мастерства.

Ознакомительный этап

Ознакомительный этап подготовки целесообразно планировать в рамках школьного туризма с широким охватом видов спортивного туризма, с нефорси­рованными нагрузками по объему и интенсивности, с воспитательно-оздорови­тельными целями для расширения кругозора занимающихся и привития им опре­деленного интереса к занятиям туризмом.

Ознакомительный и начальный этапы подготовки образуют начальный уровень спортивно-туристской подготовки, где спортивные достижения находят­ся на уровне участия в походах I и II к.с. Этот уровень доступен школьникам. На этом уровне можно планировать 3-4-летнюю подготовку школьников по соответ­ствующим программам или форсированную годичную подготовку совершенно­летних участников туристских походов. В результате обеспечивается выполне­ние III спортивного разряда по туризму.

Базовый этап

Базовый этап подготовки предусматривает участие в спортивных походах III к.с. и руководство походами I и II к.с. В результате обеспечивается выполне­ние второго разряда по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Базо­вый этап подготовки может соответствовать базовому уровню подготовки обще­ственных туристских кадров (инструкторов туризма, гидов-проводников) при ис­пользовании программ Туристско-спортивного союза России. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года.

 

Специализированный этап

Специализированный этап подготовки предусматривает руководство и участие в двух спортивных туристских походах: III (руководство) и IV (участие) к.с. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение первого спортив­ного разряда в соревнованиях по спортивным походам. Специализированный этап подготовки может соответствовать специализированному уровню подготов­ки общественных туристских кадров (старших инструкторов, старших гидов-проводников) при использовании программ ТССР. Форсированный срок этой подготовки - не менее одного года.

Спортивное совершенствование

Этап спортивного совершенствования предусматривает руководство и участие в походах IV и V к.с, соответственно. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение спортивных нормативов кандидата в мастера спорта по туризму в соревнованиях по спортивным походам. Форсированный срок этой подготовки не менее одного года.

Спортивное мастерство

Этап спортивного мастерства целесообразно планировать не менее чем на два года. В результате этой подготовки обеспечивается выполнение нормати­ва мастера спорта, создаются предпосылки высших спортивных достижений в соревнованиях на «маршрутах» и «дистанциях». Этап спортивного мастерства может соответствовать высшему уровню подготовки общественных туристских кадров (инструктор туризма международного класса, гид-проводник междуна­родного класса) при использовании программ ТССР на этом этапе подготовки.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ

Тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективно­го) и годичного (оперативного) планирования. Документами планирования яв­ляются: программа, учебный план, годовой учебный график, план тренировки, конспект занятий, расписание занятий и журнал учета.

Подготовка туристских кадров в настоящее время проводится по пример­ным программам, которые утверждены Туристско-спортивным союзом России. Общая и специальная физическая подготовки в этих программах нормами нагру­зок не регламентируются. Однако тренировочный процесс не может быть по­строен без учета физической подготовленности, поэтому, исходя из местных условий, необходимо дополнить примерные программы соответствующими раз­делами и принять скорректированные программы за основу при разработке необ­ходимых документов.

Учебный план многолетней подготовки является элементом перспективно­го планирования. Он составляется по годам учебно-тренировочного процесса и определяет распределение количества часов по основным разделам. Учебный план можно составлять в следующем виде:

 

Разделы подготовки Годы учебно-тренировочного про­цесса (нагрузка в часах)
  1-й 2-й 3-й 4-й всего
Теоретический курс:          
           
           
Практические занятия:          
           
           
Соревнования (походы):          
           
           
           
Итого          

На основании перспективного плана разрабатывается годовой календарный план тренировок, в котором на текущий год более подробно раскрывается содер­жание тренировочного процесса по видам подготовки, объемам, интенсивности, средствам.

Можно использовать следующую форму годового календарного плана тре­нировок:

 

 

Содержание трени­ровки по видам под­готовки Переходный период Подготовительный период   Основной период Всего
        I этап II этап III этап (соревновательный)    
    X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX  
                           
                             

 

Данный годовой план приемлем для спортсменов участвующих в соревно­ваниях на «маршрутах» и «дистанциях» по пешеходному туризму. Каждый год его нужно корректировать в зависимости от времени проведения основных спор­тивных мероприятий. В зависимости от вида туризма периоды подготовки могут быть запланированы на другие месяцы. Надо учесть, что у занимающиеся лыж­ным туризмом, основной период подготовки будет приходиться на зиму.

Кроме рекомендуемых планов, могут составляться более детальные планы тренировок по этапам, месяцам, неделям тренировочного цикла. Для сборных ко­манд (мастеров спорта и кандидатов) рекомендуется недельный цикл из 5 - 6 тренировочных дней. Для спортсменов 1-го разряда рекомендуется в недельном цикле 4 занятия, для младших разрядов 2-3 раза в неделю. Планы детализации тренировок могут служить хорошей основой для составления конспекта занятий. В нем указываются задачи занятия, место проведения, содержание, объем и интенсивность, организационно - методические указания. Рекомендуемая форма конспекта:

1.Задачи..............................................................................................

2. Место занятий................................................................................

3. Материально-техническое обеспечение

а) личное....................................................................................

б)групповое............................................................................

 

№ занятия Содержание тренировки Объем нагрузки Интенсивность Методические указания
         

 

 

Расписание занятий рекомендуется составлять на годичный тренировоч­ный цикл по следующей форме:

 

День недели Время занятия Место занятия Группа Тренер
         

Учет занятий, как текущий, так и итоговый, нужно проводить по каждому тренирующемуся туристу, не исключая самостоятельные тренировочные занятия по индивидуальному плану, по журналу следующей формы:

 

№ п/п Ф. И. О. Дата Результат со­ревнования (по­хода) Примечания
         

Круглогодичный цикл тренировок должен обеспечивать общее повышение работоспособности и высокую спортивную форму туристов перед стартами от­ветственных соревнований: чемпионатами по туризму, первенствами по турист­ской технике.

ПЕРИОДЫТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

В соответствии с календарным планом весь тренировочный цикл делится на три периода: подготовительный, основной, переходный. Продолжительность и количество таких периодов в годовом цикле тренировок зависят от календаря соревнований и спортивной квалификации туристов. Применительно для спорт­сменов участвующих в соревнованиях на «маршрутах» и «дистанциях» по пеше­ходному туризму можно рекомендовать планирование основного периода с мая по сентябрь. В это время проводятся соревнования по технике пешеходного ту­ризма (обычно май - июнь и сентябрь) и совершаются пешеходные походы в рамках чемпионатов по туризму (июль-август).

Основной период

Основной период делится на этапы соревнований и предсоревновательных тренировок. Его задачи: совершенствование техники и тактики туризма, поддер­жание физической и морально-волевой подготовки на высоком уровне, приобре­тение необходимого опыта участия в различных соревнованиях, выполнение нормативных требований спортивной классификации по туризму.

Тренировочные и соревновательные нагрузки в основном периоде не долж­ны быть постоянными. Самые высокие соревновательные нагрузки в этом перио­де чередуются с днями относительного отдыха, особенно необходимого после многодневного туристского путешествия. Кроме того, нужно учесть заметный этап послепоходного восстановления (не меньше недели).

Подготовительный период

В подготовительном периоде туристы приобретают навыки общей физиче­ской подготовленности, получают дальнейшее развитие специальных физиче­ских качеств; укрепляют морально-волевые качества; овладевают техникой ту­ризма и совершенствуют ее; знакомятся с элементами тактики и совершенствуют ее; повышают уровень теоретических и практических знаний. Подготовительный период предшествует основному и практически равен ему по продолжительно­сти (декабрь-апрель). Он состоит из трех этапов:

На первом этапе повышается общий уровень функциональных возможно­стей организма средствами общефизической подготовки. Продолжительность этапа зависит от квалификации туристов, но не превышает двух месяцев. На этом этапе туристы развивают свои физические качества и повышают уровень теоретической подготовки.

На втором этапе (два месяца) осваиваются технические приемы и совер­шенствуется спортивная форма туристов путем специальной физической подго­товки.

На третьем этапе (два месяц) завершается становление спортивной формы, с учетом развития морально-волевых качеств и тактических знаний. После тре­тьего этапа подготовительного периода турист должен быть подготовлен к пер­вым стартам соревнований основного периода.

Во все этапы подготовительного периода могут включаться различные со­ревнования, но их роль должна быть контрольной или учебной в отличие от спортивных состязаний основного периода (чемпионаты, первенства).

Переходный период

В переходном периоде (ноябрь) отрабатывается постепенный переход от предельных нагрузок последнего этапа соревнований к умеренным нагрузкам первого этапа подготовительного периода. Переходный период характеризуется снятием утомления от целого ряда соревнований и восстановлением нормально­го функционирования организма. К началу спортивных тренировок следующего круглогодичного цикла турист должен отдохнуть, но не потерять при этом пол­ностью спортивную форму. Поэтому отдых в этот период должен быть актив­ным. Утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения, туристские походы с облегченным рюкзаком - эти элементы тренировочного процесса переходного периода являются обязательными. В переходном периоде нужно исключить все виды соревнований и широко использовать все средства восстановления: педаго­гические, гигиенические, физиотерапевтические и фармакологические.

Средства восстановления

Педагогические средства заключаются в правильном построении трениро­вочных занятий, в анализе данных контроля и самоконтроля, в учете требований врача и др.

Гигиенические средства состоят из определенного режима питания, труда, отдыха, закаливания, чередования тренировок и др.

Физиотерапевтические средства включают различные виды массажа; воз­действие солнца, воздуха, воды; использование бани и др.

Фармакологические средства представляют собой различные медицинские препараты, напитки, таблетки и продукты питания, рекомендованные врачом и предназначенные для восстановления сил.

При планировании тренировочных нагрузок надо учитывать их характер: восстанавливающий, развивающий, поддерживающий, соревновательный.

Восстанавливающие нагрузки характерны для активного отдыха, который рассматривается как один из режимов тренировки, где интенсивность нагрузки снижается до 50% от соревновательной.

Развивающие нагрузки характерны для подготовительного периода и тре­нировочных этапов основного периода. Интенсивность нагрузки в этом случае изменяется от 80 до 105% в целях достижения высшей спортивной формы и преодоления соревновательной нагрузки.

Соревновательная нагрузка в горном туризме максимальна по интенсивно­сти в период соревнований по технике горного туризма, где ЧСС туристов в среднем находится на уровне 170-180 уд/мин. Эту нагрузку рекомендуется при­нять за 100%. В горном походе интенсивность нагрузки переменная - от низкого до высокого уровня. При правильном построении маршрута нагрузка постепенно повышается в средней части пути и снижается к концу похода. Уровень интен­сивности нагрузки в горном походе планируется из расчета готовности пре­одоления соревновательной нагрузки.

После периода первых стартов майских соревнований рекомендуется (до начала туристского похода) поддерживающий характер тренировочных нагру­зок в пределах 80% от соревновательной.

Разрабатывая индивидуальные тренировочные нагрузки, следует учиты­вать: уровень тренированности туриста, его общефизическую подготовку и адап­тацию организма к определенным видам нагрузок; количество тренировок, их со­держание и продолжительность; общий объем нагрузок; интенсивность нагрузок; функциональное состояние организма во время тренировки; сложность упражне­ний и степень психологической напряженности при их выполнении.

Планируя общие объемы нагрузок, следует исходить из опыта подготовки спортсменов-туристов в современных условиях, ориентируясь на лучшие ко­манды по видам туризма и нагрузки в смежных видах спорта. Для горного туриз­ма такими видами спорта являются альпинизм и скалолазание.

Интегрированной оценкой уровня подготовленности туриста является его спортивная квалификация и его спортивные достижения, которые должны иметь определенную динамику в процессе подготовки.

Одной из особенностей туризма как вида спорта является достаточно жестко регламентированная последовательность в совершении спортивных похо­дов определенной сложности и вида туризма. Эта последовательность «от про­стого к сложному» определяется правилами и связана с необходимостью обеспе­чить определенную безопасность спортивных туристских походов. Кроме того, регламентируется возраст участников и руководителей спортивных походов.

Например, руководство спортивными походами любой категории сложно­сти ограничено возрастом не менее 18 лет. К участию в походах шестой катего­рии сложности допускаются лица не моложе 18 лет, а к руководству такими по­ходами - не моложе 20 лет. Ясно, что достижение высоких спортивных результа­тов в соревнованиях по спортивным походам до совершеннолетия практически невозможно. К особенностям спортивного туризма относятся также определен­ные ограничения на зачет походов для присвоения спортивных разрядов и зва­ний. Например, в календарном году засчитывается не более четырех походов, в том числе не более трех походов IV—V к. с, из которых не более двух походов VI к. с. Другое направление спортивного туризма - соревнования на «дистанци­ях» - не имеет подобных ограничений.

Эти особенности спортивного туризма необходимо учитывать в спортивно-туристской подготовке спортсменов, особенно молодых.

Теоретически, в соответствии с действующей нормативной документацией, для выполнения норматива мастера спорта по туризму в соревнованиях по спор­тивным походам необходимо минимум 3 года. Спортивное совершенствование в таком варианте должно иметь следующий вид по набору походов:

первый год - четыре спортивных похода I и II к.с. в качестве участника и руководителя, что составит минимум 28 походных дней;

второй год - четыре спортивных похода III и IV к.с. в качестве участника и руководителя, что составит минимум 46 походных дней;

третий год - три спортивных похода V к.с, в том числе один в качестве участника и два в качестве руководителя, что составит минимум 48 походных дней.

Такой вариант спортивного совершенствования в туризме практически ма­ловероятен как по объему нагрузки, так и по организационным трудностям (под­готовка к походу, комплектование группы, обеспечение безопасности и т.п.).

Реальный вариант спортивного совершенствования в соревнованиях по спортивным походам можно рассчитывать для лиц совершеннолетнего возраста на 6 лет, хотя средний период занятий туризмом от новичка до мастера спорта значительно больше. В круглогодичном цикле в данном случае -два подготови­тельных периода, каждый из которых имеет продолжительность четыре месяца. Эти периоды могут иметь примерно равные структуры по общему объему часов общетуристской, специальной и физической подготовки. Однако структура этих подготовок по содержанию отличается значительно за счет специфики подготов­ки к зимним и летним походам. Ясно, что действительная динамика спортивной формы имеет сглаженный волнообразный характер, зависящий от структуры ми­кроциклов и мезоциклов в каждом периоде подготовки туристов.

Спортивная форма туриста - это состояние высокого уровня готовно­сти к совершению спортивного похода. Уровни готовности могут быть оценены комплексными критериями результатов всех видов подготовки туристов. В прак­тике тренерской работы можно использовать экспертный метод оценки уровня готовности туристов на контрольном тренировочном маршруте (не менее двух дней), включающем препятствия, моделирующие походные. Экспертная оценка О - неудовлетворительный уровень готовности, 1 - уровень ниже среднего, 2 -средний уровень, 3 - выше среднего, 4 - высокий уровень готовности.

Простейшая шкала экспертных оценок представляет собой оценку состоя­ния туриста на маршруте и биваке:

0 - не справляется с заданной нагрузкой, физически, технически или психо­логически не подготовлен к преодолению препятствий в походе;

1 - справляется с заданной нагрузкой на пределе своих физических, техни­ческих или психических возможностей с помощью товарищей и руководителя, мотивация к участию в походе низкая;

2 - справляется с заданной нагрузкой удовлетворительно, усталости и ошибки в преодолении препятствий появляются в конце запланированных участков пути, активность на биваках пониженная, мотивация к участию в похо­де невысокая;

3 - справляется с заданной нагрузкой хорошо, средний темп передвижения и преодоления препятствий выдерживает легко, правильно решает задачи преодоления препятствий с помощью руководителя, высокий темп вызывает трудности, достаточная активность на биваках, достаточная мотивация к уча­стию в походе с некоторым чувством тревоги;

4 - справляется с заданной нагрузкой отлично, имеет резерв физических сил для помощи товарищам, выдерживает высокий темп движения, при преодо­лении препятствий не нуждается в помощи руководителя - может взять инициа­тиву на себя, мотивация участия в походе высокая со стремлением к лидерству.

Обычно экспертом является тренер команды, и он имеет свое представле­ние о возможностях туриста, что учитывается в экспертной оценке. В некоторых случаях экспертом выступает один из членов маршрутно-квалификационной комиссии, выпускающей группу на маршрут.

В любом случае экспертная оценка является по определению субъектив­ной. Объективные критерии комплексной оценки уровня готовности туристов к походам различной категории сложности и в разных видах туризма в настоящее время не разработаны.

Попытки использовать в этих целях тесты физической подготовленности представляются недостаточно корректными по причине их узкоспециализиро­ванной направленности, а в некоторых случаях в связи с противоречивостью по­казателей. По одним тестам подготовленность может быть определена как удовлетворительная, а по другим - неудовлетворительная. Поэтому экспертная оценка в спортивно-оздоровительном туризме применяется во многих случаях, включая оценки соревнований спортивных походов, оценки учебных планов, программ, тренировочного процесса в целом и отдельных его составляющих.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ПОДГОТОВКИ В МНОГОЛЕТНЕМ И ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ.

Содержание и объемы спортивной подготовки в многолетнем цикле совер­шенствования туристов в соревнованиях по спортивным походам представлены в таблице 1 как вариант подготовки туристов-спортсменов, ориентированных на максимизацию тренировочных нагрузок и минимизацию сроков спортивного со­вершенствования. Реализация такого варианта спортивного совершенствования дает возможность на четвертом - пятом годах занятий спортивным туризмом участвовать в соревнованиях высшего уровня, республиканских и международных.

 

 

Таблица 1

Содержание и объемы спортивной подготовки в многолетнем цикле совершенствования туристов

 

 

Содержание спортивной подготовки туристов Объем подготовки в часах
НП БП СП СС   см
Общетуристская подготовка          
Специальная туристская подготовка: организационная подготовка техническая подготовка топографическая подготовка тактическая подготовка психологическая подготовка подготовка по безопасности 10 50 5 5 5 5 20 80 5 5 5 5 ПО 10 5 10   30 220 10 20 20 20
Физическая подготовка: общефизическая подготовка (ОФП) специальная физическая подготовка (СФП) 120 40 НО 120 120 130 190 120 260
Интегральная подготовка: поход I к.с. (участник) поход I к.с. (руководитель) поход II к.с. (участник) поход II к.с. (руководитель) поход III к.с. (участник) поход III к.с. (руководитель) поход IV к.с. (участник) поход IV к.с. (руководитель) поход V к.с. (участник) поход V к.с. (руководитель) поход VI к.с. (участник) соревнования на «дистанциях»   64 80 80 104 104 128 128 160
Итого          

 

Содержание и объемы спортивно-туристской подготовки в многолетнем цикле совершенствования туристов в соревнованиях по спортивным походам даны в учебных целях.

Общетуристская подготовка составляет в НП 10% общего объема подго­товки на этом этапе, в БП - 10%, в СП - 9%, в СС - 9%, в СМ - 7%. Такое распре­деление в основном отражает существующую практику снижения удельного веса общетуристской подготовки с ростом спортивной квалификации! Отметим при этом, что снижается только удельный вес этой подготовки, а не абсолютные зна­чения в объемах, так как на этапах СС и СМ необходимо более углубленное изу­чение теории и практики спортивно туризма, повышение инструкторской и судейской квалификации, что невозможно без достаточного объема общетуристской подготовки.

Специальная подготовка в общем объеме распределяется следующим об­разом (в % от общей): в НП - 20%, в БП - 20%, в СП - 24%, в СС - 27%, в СМ -29%, что отражает существующую практику возрастания удельного веса специальной подготовки и абсолютных величин этой подготовки практически во всех видах спорта.

Физическая подготовка распределяется в общем объеме следующим об­разом (в % от общей): в НП - 40%, в БП -30%, в СП - 36%, в СС - 36%, в СМ -35%. Соотношение физической подготовки по удельному весу к общей подготов­ке туристов в пределах 30-40% отражает представления большинства тренеров туризма о том, что физическая подготовка в туризме существенно дополняется как специальной так и, в основном, интегральной подготовкой. Поэтому по срав­нению с другими «родственными» видами спорта физическая подготовка значи­тельно меньше по объему. Например, в спортивном ориентировании на этапе спортивного совершенствования объем физической подготовки достигает 1000 часов (ОФП - 250, СФП - 754), что составляет 69% от общего объема подготовки высококвалифицированных ориентировщиков.

Соотношение ОФП и СФП в спортивном туризме не противоречит общим закономерностям многих видов спорта. В частности, в рассматриваемом плане удельный вес ОФП снижается по мере роста спортивной квалификации с 75% до 30% (НП - 75%, БП - 60%, СП - 50%, СС - 40%, СМ - 30%), а удельный вес СФП, соответственно, повышается с 25% до 70%.

Интегральная подготовка в отличие от многих видов спорта в туризме иг­рает решающую роль и значительна по объемам, возрастая с 120 часов на на­чальном этапе подготовки до 320 часов на этапе спортивного мастерства. По удельному весу распределение интегральной подготовки (в % от общей) в диапа­зоне от 30%) до 35%).

В спортивном туризме реализуются различные варианты периодизации го­дичного цикла подготовки туристов. Эти варианты связаны, во-первых, с видами туризма, во-вторых, с календарными сроками спортивных походов и их количе­ством в годичном цикле.

Наиболее высокую спортивную форму туристу необходимо иметь в период соревнований на «маршрутах» и «дистанциях». Основные периоды включают в себя интегральную подготовку, а следующие за ними переходные периоды неиз­бежно связаны с утратой спортивной формы. В эти периоды входит активный восстановительный отдых после тяжелых нагрузок основных периодов.

Контрольные вопросы:

1. Какой вид имеет учебный план многолетней подготовки туристов?

2. Какой вид имеет календарный план тренировок?

3. Какие особенности имеет основной период годового тренировочного цикла в спортивном туризме?

4. Какое содержание имеет подготовительный период годового трениро­вочного цикла в спортивном туризме?

5. Какое содержание имеет переходный период годового тренировочного цикла в спортивном туризме?

6. Какие нагрузки и средства восстановления используются в спортивном туризме?

7. Какие этапы многолетней спортивной подготовки туристов можно вы­делить по содержанию?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: