МОДУЛЬ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПСИХОЛОГИЯ




 

Кол-во часов на модуль -84 часа (42 аудиторная, 42 самостоятельная работа).

 

Целью модуля «Педагогическая психология» является формирование знаний психологических особенностей, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка в различных образовательных систмах и умений психолого-педагогического сопровождения психического развития учеников в процессе учебно-воспитательной деятельности педагога.

Лекция 7.

Тема: Введение в педагогическую психологию.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

  1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Роль педагогической психологии в системе профессиональной подготовки учителей.
  2. История становления педагогической психологии. Этапы развития педагогической психологии.
  3. Современное состояние и проблемы педагогической психологии.

 

Список основной литературы:

1. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

5. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

Информационное сопровождение:

 

Лекция 8.

Тема: Психология обучения.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Понятие, виды, механизмы научения. Теории учения.

2. Понятие обучения. Соотношение обучения и развитие как проблема педагогической психологии.

3. Психологическое обоснование теорий обучения.

Список основной литературы:

1. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

4. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лекция 9.

Тема: Мотивация учения и поведение школьников.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Психологическая характеристика мотивации учения и поведение школьников. Понятие мотивации. Структура учебной мотивации.

2. Личностные предпосылки для развития познавательной потребности. Факторы, влияющие на развитие познавательной потребности.

3. Психологические особенности неуспеваемости школьников.

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

4. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

5. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лекция 10.

Тема: Психология учебной деятельности.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Общая характеристика учебной деятельности. Понятие учебной деятельности.

2. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающихся.

3. Учет психологических особенностей учащихся в процессе организации учебной деятельности.

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

4. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

5. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лекция 11.

Тема: Психология воспитания.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Понятие воспитания. Сущность, задачи, принципы воспитания.

2. Роль семьи в формировании личности ребенка.

3. Проблема дисциплинирования детей без потери контакта с ними. Психология педагогического воздействия.

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

3. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

4. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лекция 12.

Тема: Психология педагогической деятельности.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

  1. Понятие, предмет, средства педагогической деятельности. Характеристика педагогических способностей.
  2. Профессиональная Я-концепция учителя.

3. Психологические основы организации педагогической деятельности.

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

3. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

4. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 1.

Тема: Предмет, задачи, история педагогической психологии

Кол-во часов -2.

План

1. Проблемы педагогической психологии.

2. Структура педагогической психологии.

4. Различные подходы к определению предмета педагогической психологии.

5. Основные задачи педагогической психологии.

6. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

7. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии.

8. Этапы становления педагогической психологии.

9. Основные «точки» развития научно-теоретического знания по педагогической психологии.

10. Основные теоретические идеи работы П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология».

11. Основные теоретические идеи работы А.П. Нечаева «Курс педагогической психологии для народных учителей».

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 1.

Тема: Предмет, задачи психологии обучения

Кол-во часов -2

План

1. Соотношение понятий: «научение», «учение», «обучение».

2. Процесс обучения как целостная система.

3. Междисциплинарный подход к учению (по И. Лингарту).

4. Междисциплинарный подход к обучению.

5. Проблемы обучения и психического развития.

6. Движущие силы процесса обучения.

7. Основные линии психического развития в учебном процессе.

8. Движущие силы, факторы и условия психического развития.

9. Показатели уровня актуального развития.

10.Показатели зоны ближайшего развития.

12. Обучаемость. Факторы обучаемости.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 2.

Тема: Концепции педагогического процесса и их психологические основания.

Кол-во часов -2

План

План занятия:

1. Сравнительная характеристика когнитивно-ориентированной и личностно-ориентированной образовательной парадигм.

2. Проблема становления человека как целостной личности в различных концепциях образования

3. Основные направления развития и проблемы современного российского образования.

4. Традиционное обучение: суть, достоинства и недостатки.

5. Дайте психологическое обоснование традиционных, культурологических альтернативного процесса по плану: а) стратегические цели концепции; б) образовательная парадигма; в) ведущие образовательные принципы; г) содержание образования; д) личностные позиции учителя и учащихся; е) достоинства и ограничения педагогической концепции.

6. Какие педагогические концепции, на ваш взгляд, способствуют целям формирования целостной личности?

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 3.

Тема: Психологическое обоснование теорий обучения

Кол-во часов -2

План

1. Способы совершенствования методов обучения.

2. Способы совершенствования содержания учебного предмета.

3. Методы активного обучения.

4. Основные характеристики развивающего обучения.

5. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

6. Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.

7. Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения.

8. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки.

9. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации.

10. Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву).

11. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении.

12. Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина.

13. Психолого-педагогические принципы деловой игры.

14. Возможности метода групповой дискуссии.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 4.

Тема: Мотивация учебной деятельности

Кол-во часов -2

План

1. Характеристика мотивации учения.

2. Дайте характеристику структурных компонентов мотивации учения.

3. Особенности мотивации учебной деятельности у школьников в начальной школе, в средних классах, в старших классах.

4. Как изменяется мотивация учения в зависимости от возраста?

5. Условия, методы, приемы формирования оптимальной мотивации, оказывающие влияние на учебную деятельность.

6. Объясните как мотивация влияет на успешность учебной деятельности?

7. Как повысить мотивацию ребенка на учебу при условии его низкой самооценки?

8. Методы педагогического воздействия стимулируют развитие потребности достижения у школьников.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 5.

Тема: Психологическое обеспечение планирования и анализа урока

Кол-во часов - 2

План

1. Общая характеристика психологического анализа урока: задачи, принципы, форма, уровни.

2. Обсуждение типичных и нестандартных этапов и элементов урока, выявление их психологической сущности.

3. Просмотр видеозаписи урока и его сделать его психологический анализ.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 6.

Тема: Психологическое обеспечение воспитательного процесса

Кол-во часов- 2

План

1. Междисциплинарный подход к воспитанию. Педагогические закономерности и принципы воспитания.

2. Психологические механизмы формирования личности. Возрастные особенности подражания.

3. Классификация методов воспитания. Виды влияния в воспитании.

4. Условия социализации личности. Нарушения социализации.

5. Роль коллектива в воспитании личности.

6. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

Практическая работа 7.

Тема: Психологические особенности семейного воспитания.

Кол-во часов - 2

План

1. Влияние семьи на формирование личности ребенка.

2. Анализ затруднений, которые испытывают родители в воспитании детей.

3. Открытая трибуна «Родители и дети – противостояние или сотрудничество».

4. Вопросы для обсуждения:

· Когда ребенок маленький, он любит своих родителей, не хочет с ними расставаться. Почему же потом происходит отчуждение? Кто виноват в нем?

· Бывают ли идеальные родители (дети)? Если нет, то что же мы ценим друг в друге, какие качества?

· Могут ли взрослеющие дети и их родители быть откровенными до конца? Стоит ли вообще вмешиваться в дела друг друга? Возможно ли взаимное понимание?

· «Билль о правах» (Упражнение разработано Лебедевой Е.М. и Ежовым Д.И. для «Тренинга эффективного взаимодействия взрослого и ребенка»). Группа делится на две половины. Одна половина представляет детей, а другая родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа закончила подготовку такого списка «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Практическая работа 8.

Тема: Психология личности и профессиональной деятельности учителя.

Кол-во часов - 2

План

1. Общая характеристика педагогической деятельности.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Педагогические функции и умения.

5. Стиль педагогической деятельности.

6. Виды стилей деятельности учителя.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лабораторная работа 1.

Тема: Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека.

Кол-во часов - 2

План

1. Какие виды учебных действий выделяются в структуре учебной деятельности и на каком основании?

2. Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащегося?

3. Какие факторы влияют на процесс усвоения?

4. Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования и эффективности школьной отметки.

5. Назовите приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста.

6. Какие условия развития памяти необходимо создавать на уроке?

7. Как организовать развитие мышления на уроке?

8. Как обеспечить полноту и яркость восприятия учебного материала на уроке?

9. В чем специфические особенности школьников младших, средних и старших классов как субъектов учебной деятельности?

 

Практические задания

Разработайте комплекс заданий по формированию умений давать определения понятий у учащихся на уроках своего профиля. В качестве примера можно использовать коррекционную программу ШТУРа (психологическая коррекция умственного развития учащихся/ Под. ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. М., 1990.).

Составьте рекомендации по формированию навыков у учащихся.

 

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лабораторная работа 2.

Тема: Развитие мышления школьников в обучении

Кол-во часов -2

План

  1. Подходы и стратегии к развитию мышления учащихся в процессе обучения.
  2. Используя таксономию уровней развития познавательных способностей Б. Блума, проанализируйте вопросы школьного учебника. Какие уровни познавательных способностей учащихся актуализируют вопросы и задания, помещенные в данном учебнике.
  3. Разработать задания по развитию дивергентного мышления на основе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда (на материале профилирующего предмета).

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лабораторная работа 3.

Тема: Мотивация учебной деятельности и ее формирование

Кол-во часов - 2

План

1. Система мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности

2. Составить сравнительный анализ мотивации учебной деятельности учащихся средних и старших классов

3. Составить схему личных особенностей школьников с различными уровнями интеллекта и творческими способностями (по М. Воллаху и Н. Когану)

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

Лабораторная работа 4.

Тема: Психологические основы образовательных технологий

Кол-во часов - 2

План

1. Сравнение принципов дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и традиционного обучения

2. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки

3. Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации

4. Типы проблемных ситуаций (по Т.В. Кудрявцеву)

5. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении

6. Теория поэтапного формирования умственных операций П.Я. Гальперина

7. Психолого-педагогические принципы деловой игры

8. Возможности метода групповой дискуссии

9. Разработать урок с использованием методов активного обучения.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

Лабораторная работа 5.

Тема: Проблема дисциплинирования детей без потери контакта сними.

Кол-во часов - 2

План

1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч со словами «Мне кажется в детстве ты был(а) …»

2. Студентам предлагается вспомнить ситуацию дисциплинирования ребенка (детей) без потери контакта с ним (с ними). Затем группа разбивается на «тройки», рассказывают друг другу ситуации и формулируют правила дисциплинирования детей без потери контакта с ними. Дискуссия в большом круге по применению этих правил.

а) санкции соответствуют проступку по содержанию;

б) санкции соразмерны проступку;

в) санкции исключают обсуждение личности и оскорбление, обсуждается поведение и выводится созидательный путь.

Участники делятся на две команды. Первая команда играет коллективного ученика «хулигана, цель которого – сорвать урок (каждое действие ученика должно быть психологически обосновано, для этого вводится роль «второго Я, игрока, отражающего и называющего чувства, которые в данный момент испытает ученик). Вторая команда играет учителя, который умеет вести себя с властолюбцами и мстителями. Его цель – как можно быстрее (идет урок!) снять напряжение и уладить конфликт. Заканчивается занятие обменом чувств.

3. Преподаватель дает следующую инструкцию: «Закройте глаза и попробуйте представить ситуацию, которая связана с неприятным случаем манипулирования вами. Услышьте голос и слова этого человека. Попробуйте ощутить свою позу, полностью восстановите ситуацию. Что вы чувствуете? Затем предлагается высказаться всем желающим и вместе поискать нужные слова для сопротивления манипулированию.

Формула достойного ответа в ситуации манипулирования.

а) признайте силу ученика над вами, скажите ему о своем «слабом» месте и о том, что он может добиться своего, используя это слабое место.

б) Скажите ему о том, что бывает потом. Признайтесь, что вы чувствуете, осознав, что кто-то использовал вашу слабость.

в) Объясните, почему это происходит.

г) Предложите ученику выбирать.

4. Упражнение на рефлексию. Студенты говорят, что полезного они взяли с занятия.

5. Предложите успешные решения каждой ситуативной задачи.

а) Ученик постоянно отвлекается на уроке.

б) Ученик ошибся при ответе.

в) Ученик обманывает учителя и это обнаруживается на уроке.

г) Ученик задает каверзный вопрос, на который учитель не знает ответа.

д) Два ученика подрались на уроке.

е) В классе разбито стекло, никто не признается.

ж) Школьник набросал клочки бумаги под своей партой.

з) Ученик на уроке ест яблоко.

 

Список основной литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов* / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 383 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед.вузов/сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

3. Педагогическая психология: учеб.для вузов*/ [Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.]; ред. Н.В.Клюева. - М.: Владос-пресс, 2006. - 399 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия/ [сост.В.Н.Карандашев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина]. - СПб.и др.: Питер, 2006. - 411 с.

5. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: / Е.А.Сорокоумова. - СПб.и др.: Питер, 2009. - 170 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб.пособие для вузов*/ Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 542 с.

7. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: учеб.пособие для вузов/ Р.Л.Хон. - М.: Академ.проект: Культура, 2005. - 735 с.

 

Информационное сопровождение:

 

Лабораторная работа 6.

Тема: Психологическое обеспечение технологий эффективного педагогического воздействия.

Кол-во часов - 2

План

1. Психогимнастические упражнения: студенты делятся на пары, в каждой паре распределяются роли «ведущего» и «ведомого». «Ведомому» завязывают глаза повязкой. «Ведущий» берет ведомого под руку и становится его поводырем.

2. Обсуждение необходимых условий для развития детей, о принципах педагогического воздействия и отношений с детьми, основанных на уважении и признании личности ребенка и значимых факторах, которые помогают ребенку считать себя неуязвимым, с растущей самооценкой, самоконтролем, внутренней мотивации и чувством личной идентификации.

3. Ролевая игра. Выпускник педагогического ВУЗа приходит в школу в августе и ему дают классное руководство в 8 классе. Для подготовки к учебному году учителю необходима помощь учеников, и он идет к одному из учеников 8 класса домой с просьбой помочь с ремонтом кабинета. Анализ коммуникативного педагогического воздействия осуществляется по следующему плану:

а) заметить какие чувства, эмоциональное состояние вызывает данное обращение;

б) определить цель обращения:

- на какую сферу личности направлено воздействие (когнитивную, эффективную, поведенческую);

- цель спросить, побудить к действиям, сообщить информацию;

в) выделить положительные намерения в обращении;

г) сопоставить положительные намерения с первоначальными чувствами и эмоциями от услышанной фразы.

е) перестроить фразу в случае необходимости.

4. Обсуждение, что значит «Язык принятия» и «Язык непринятия».

«Язык принятия» и «Язык непринятия»

а) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушкой») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);

б) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);

в) невербальные проявления языка принятия и непринятия (улыбка, взгляды, интонация, позы).

5. Упражнение «Позитивная речь и позитивное мышление»

Закройте глаза и вспомните человека, с которым вам трудно установить нормальные отношения. Думайте о нем одну минуту, попробуйте увидеть и услышать его. А теперь откройте глаза и попробуйте найти в действиях и характере этого человека не менее пяти сильных сторон или позитивных черт. Расскажите о нем позитивным языком.

Примеры позитивного описания негативных феноменов.

Лень – способность отказаться от явно завышенных потребностей.

Упрямство - способность сказать «нет», выразить авторитетом.

Агрессивность – способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.

Ревность – способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.

 

6. Анализ и решение ситуаций с позиции развивающей стратегии педагогического воздействия.

а) Восьмиклассник Петя Л. очень просил взять его на экскурсию, когда учительница отказала, он при всех вы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: