Методика преподавания литературы




ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ(2013/2014)

Для подготовки к госэкзамену

по курсу «Русская литература»

Для бакалавров

1. Фольклор как явление народной культуры. Система жанров русского фольклора. Характеристика одного из жанров по выбору.

2. Литература Древней Руси как явление средневековой культуры. Система жанров древнерусской литературы. Соотношение фольклорных и литературных традиций в «Слове о полку Игореве».

3. Одическое творчество М.В. Ломоносова. Основные темы и идеи. Своеобразие стиля. Анализ «Оды на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

4. Социально-обличительные и нравственно-философские мотивы одической лирики Державина. Анализ одной из од по выбору.

5. Художественный метод Д.И. Фонвизина. Социальная и нравственная проблематика, принципы создания характеров и организация сюжета комедии “Недоросль”.

6. Особенности развития комедийной интриги и своеобразие конфликта комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Чацкий в оценке Пушкина, Белинского, Гончарова.

7. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Целостный анализ одного стихотворения по выбору.

8. Проблема власти и народа в трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Художественное своеобразие трагедии.

9. Единство эпического и лирического начал в романе в стихах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Автор и его герои.

10. Проблемы чести, долга и милосердия в “Капитанской дочке” А.С. Пушкина. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

11. Принципы циклизации повестей в сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Анализ одной повести по выбору.

12. Реальное и фантастическое в “Петербургских повестях” Н.В. Гоголя. Анализ одной повести по выбору.

13. Новаторство Гоголя-драматурга в комедии «Ревизор». Жанровое своеобразие коме­дии. Специфика конфликта и принцип «миражной интриги».

14. Жанровое своеобразие и смысл названия поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку.

15. Тематическое и жанровое многообразие поэзии Лермонтова. Особенности
лермонтовского романтизма. Анализ одного стихотворения по выбору.

16. “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтова как философский и психологический роман. Особенности композиции произведения, её роль в раскрытии характера Печорина.

17. Художественные особенности, философско-этическая и социальная проблематика романа И.А. Гончарова “Обломов”. Авторская позиция и способы её выражения в романе. «Обломов» в оценке русской критики.

18. Своеобразие конфликта и символика заглавия драмы А.Н. Островского “Гроза”. Образ Катерины в трактовке Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

19. Проблематика и поэтика романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Сила и слабость нигилистического отрицания. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева.

20. Тема социального и духовного рабства и тема народного бунта в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многообразие крестьянских типов. Фольклорное начало в поэме.

21. “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского как полифонический роман. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

22. Своеобразие жанра и стиля романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. «Мысль народная» в изображении писателя. Герои «ума» и герои «сердца» на страницах произведения Л.Н. Толстого.

23. Новаторство Чехова-прозаика и драматурга. Конфликт обыденного и идеального, реального и иллюзорного в его произведениях. Анализ одного рассказа и пьесы по выбору.

24. Истоки и художественная эволюция символизма как литературного
направления. Тематическое и жанровое многообразие лирики А.Блока. Анализ одного стихотворения по выбору.

25. Размышления о судьбе России и революции в поэмах А.Блока "Двенадцать" и "Скифы". Специфика жанра. Роль символики в поэмах.

26. Акмеизм как литературное направление русского модернизма. Романтический герой лирики Н. Гумилева. Анализ одного из стихотворений по выбору.

27. Проблематика и поэтика прозаических произведений И. Бунина о деревне («Суходол», «Антоновские яблоки», «Деревня»). Философская проза И. Бунина. Роль символических образов («Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Заря всю ночь»).

28. Трагизм любовной темы в повестях и рассказах А. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет» и др.) Символическое звучание художественной детали в прозе Куприна. Анализ одного произведения по выбору.

29. Романтический пафос и суровая правда произведений М. Горького. Новаторство Горького-драматурга. Концепция личности в творчестве М. Горького. Анализ одного произведения по выбору.

30. От "Руси берёзового ситца" к "Руси Советской": эволюция темы Родины в
творчестве С. Есенина. Анализ одного стихотворения. Лирическое и эпическое в поэме "Анна Снегина".

31. Лирика В.Маяковского: мотивы, образы, художественное своеобразие. Анализ одного стихотворения по выбору. Жанр поэмы в творчестве В. Маяковского. Художественный смысл и поэтика поэмы «Облака в штанах».

32. Основные мотивы лирики А. Ахматовой. Психологизм ахматовской лирики. Анализ одного стихотворения по выбору. Жанр поэмы в творчестве А. Ахматовой. Тема гуманизма и милосердия в поэме “Реквием”.

33. Проблематика и поэтика сатирических произведений М.А. Булгакова 1920-х годов. Принципы сатирической типизации. Анализ одного произведения по выбору.

34. Жанр романа в творчестве М. Булгакова. Проблематика и поэтика романа “Мастер и Маргарита”. Роль евангельских образов в романе.

35. Художественное своеобразие лирики Б. Пастернака. Концепция личности в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”.

36. Проблема личности в тоталитарном государстве. Анализ одного из произведений: Е. Замятин «Мы», Б. Пильняк «Повесть непогашенной луны», В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева» и др.

37. Художественное новаторство А. Платонова. Проблематика и поэтика повести “Котлован”. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя.

38. Проблематика, поэтика и жанровое своеобразие романа “Тихий Дон”. Проблемы современного прочтения романа “Поднятая целина”.

39. «Большие возможности малой формы»: проблематика и поэтика рассказов А. Солженицына. Анализ одного рассказа по выбору. “Архипелаг ГУЛАГ” как “опыт художественного исследования”.

40. “Деревенская” проза как художественный феномен: от 1960-х годов – к 2000-м гг. (Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Екимова, В. Распутина и др.). Анализ одного из произведений по выбору.

41. Тема Великой Отечественной войны в русской прозе. Анализ одного из произведений по выбору (В. Некрасов, Ю. Бондарев, В. Кондратьев, К. Воробьев, В. Гроссман, Г. Владимов и др.).

42. “Эстрадная” поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский и др.) и “тихая” лирика (Н. Рубцов, В. Соколов и др.) 1960-1970-х годов. Анализ одного из стихотворений по выбору.

43. Пути развития русской драматургии от 1960-х к 2000-м годам. Традиции и новаторство театра А.Вампилова. «Поствампиловская» волна в русской драматургии. Комедийное и драматическое в пьесах Л.Петрушевской. Анализ одной пьесы на выбор.

44. Постмодернизм и русская проза конца ХХ века. Проблематика и художественное своеобразие одного из произведений: “Москва-Петушки” Вен. Ерофеев, «Generation «П» В. Пелевин, «Кысь» Т. Толстая и др.

45. Реалистическое русло поэзии последних десятилетий (творчество О. Чухонцева, Т. Бек, В. Корнилова, И. Лиснянской, А. Кушнера и др.). «Альтернативная» поэзия: концептуализм и соцарт в современной русской литературе (Л. Рубинштейн, А. Пригов, Т.Кибиров и др.). Анализ одного из произведений по выбору.

Методика преподавания литературы

1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина. Предмет, цели, содержание курса. Взаимосвязь МПЛ с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, эстетикой, дисциплинами психолого-педагогического цикла. Роль передового опыта учителей- словесников в развитии методической науки.

2. Литература как учебный предмет в современной средней школе. Место литературы в духовной жизни современного школьника. Дискуссии о целях и системе литературного образования, ее причины. Анализ действующих программ и учебников по литературе. Литературное развитие читателя-школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе изучения художественных произведений. Этапы литературного образования.

3. Принципы, лежащие в основе создания системы литературного образования. Дидактические и литературоведческие принципы: научность, историзм, связь обучения и воспитания, доступность, установка на развитие ученика, анализ произведения в единстве его формы и содержания. Методические принципы преподавания литературы: учет возрастных особенностей литературного развития школьников, вариативность анализа, развитие эмоциональной и рациональной сторон читательской деятельности и др.

4. Методы преподавания литературы в школе. Прием и метод как проявление общего и частного. Различные классификации методов преподавания литературы (В.В. Голубков, Н.И. Кудряшов, В.Г. Маранцман).

5. Специфика вступительных занятий к изучению художественных произведений в средних и старших классах. Функции вступительных занятий: актуализация жизненных впечатлений школьников, “создание установки” на чтение. Заочная экскурсия как одна из форм вступительного занятия, готовящая к восприятию текста.

6. Чтение художественного произведения как вид учебной деятельности школьника. Виды чтения и контроль за прочтением произведения. Организация классного и домашнего чтения. Место и виды комментария учителя на уроках литературы. Роль выразительного чтения в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся. Подготовка к выразительному чтению произведения. Работа по усвоению содержания художественного текста: составление плана и различных видов пересказов.

7. Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объему, средствам изучения художественного текста. Пути анализа литературного произведения в школе как последовательность изучения литературного текста, реализуемая в системе уроков. Анализ “вслед за автором”, пообразный, проблемный и их варианты.

8. Изучение эпических произведений в школе. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения.

9. Изучение драматических произведений в школе. Активизация деятельности воображения учащихся. Выяснение роли конфликта в драме, способов создания характеров. Аналитическое чтение и чтение по ролям на уроках изучения драмы.

10. Изучение лирических произведений в школе. Специфика анализа поэтического текста. Изучение стихосложения, стихотворных размеров. Особенности восприятия и анализа лирических (ода, элегия, эпиграмма и др.) и лиро-эпических жанров (поэма, баллада). Использование других видов искусств при изучении лирики.

11. Принципы изучения биографии писателя, связь творчества и мировоззрения художников слова с общественными событиями эпохи. Специфика изучения биографии писателя в средних и старших классах. Литературно-краеведческая работа.

12. Теория литературы и ее значение в школьном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в школе. Формирование понятий о литературных направлениях и понятий, связанных с осознанием основных компонентов литературного произведения. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий.

13. Взаимосвязь развития устной и письменной речи школьников. Способы стимулирования речевой деятельности учащихся на литературном материале. Обучение школьников устным ответам. Развитие диалогической и монологической речи. Развитие письменной речи школьников. Изложение как форма овладения основами письменной речи. Методика обучения сочинениям различных жанров. Тематическая и жанровая классификация сочинений. Литературное творчество школьников.

14. Специфика работы учителя литературы в профильной школе. Анализ программ элективных курсов по литературе. Методика подготовки учащихся к сдаче ГИА ЕГЭ по литературе. Структура и содержание ГИА ЕГЭ. Критерии оценки части С.

15. Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Организация внеклассного чтения, форма содержательного контроля (читательские дневники, конференции, тематические вечера и др.). Виды и формы внешкольной и внеклассной работы (экскурсии, школьные клубы, театры, музеи, и др.). Место факультативных занятий в системе школьного преподавания.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: