Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

 

 

Всероссийская студенческая олимпиада

По методике профессионального обучения

ТУР II

Теоретический конкурс

ДОКУМЕНТЫИ МАТЕРИАЛЫДЛЯ ЭКСПЕРТОВ (КЛЮЧ)

ВАРИАНТ II

 

Челябинск, 2011


 

 

 
 
 


Второй тур олимпиады
по дисциплине «Методика профессионального обучения»

 

ВАРИАНТ – II

 

В задании «1» впишите односложные ответы

 

1. К основным категориям дидактических целей относят:

1.1. ………………...

1.2………………….

1.3. …………………

1.4………………….

1.5………………….

1.6………………..

 

Ответ:

1.1. знание

1.2. понимание

1.3. применение

1.4. анализ

1.5. синтез

1.6. оценка

В заданиях со 2 по 4 выберите и укажите несколько правильных ответов

 

Выберите правильную трактовку понятия «метод кейсов (case study)».

 

А. Метод кейсов (case study) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.

Б. Метод case-study впервые появился в 1989 как метод бизнес-обучения в Кембриджском университете.

В. Метод кейсов (case-study) или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Г. Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Д. Метод case-study впервые появился как метод профессионального обучения в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета.

Ответ: А, В, Г

Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?

1) внешнее выражение процесса обучения;

2) способ достижения конкретной дидактической цели;

3) совокупность знаний, умений, навыков;

4) способ передачи предметного содержания;

5) пути применения средств

6) способ взаимодействия педагога и обучающихся;

7) форма реализации процесса обучения;

8) способ осуществления воспитания и развития;

9) способ контроля учебной деятельности;

 

Ответ: 2, 4, 5, 6

4. Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний обучающихся. К достоинствам метода относятся:

 

А. субъективность оценки при тестировании;

Б. оперативность, быстрота оценки;

В. простота и доступность;

Г. пригодность результатов тестирования для компьютерной обработки.

 

Ответ: Б, В, Г

 

В заданиях с 5 по 7 выберите один правильный ответ

 

5. Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются:

А. критичность и валидность;

Б. надежность и валидность;

В. лаконичность и валидность.

Ответ: Б. – надежность и валидность.

 

6. Проблемное обучение – это:

А. система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Б. такое изучение содержательной учебной информации по той или иной области знаний, которая вызывает в сознании обучающегося познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск.

В. целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.

Ответ: Б.

Чем отличается деятельность специалистов одного профиля, но разного уровня профессионального образования (техника и инженера)?

А. Значимостью деятельности для экономики

Б. Аспектами рассмотрения трудовой деятельности

В. Степенью интеллектуальности труда, наукоемкости деятельности, функциями, сочетанием в структуре деятельности репродуктивных и творческих действий, сложностью алгоритма деятельности

 

Ответ: В

В заданиях с 8 по 14 выявите соответствие

8. Выявите соответствие

 

А. Схема − А. условное графическое изображение чего-либо на бумаге. В обучении он обеспечивает декомпозицию отображаемого объекта и на определенных этапах процесса обучения дает разные срезы информации об объекте изучения.
Б. Таблица − Б. изложение, описание чего-либо в самых общих, основных чертах, без деталей и подробностей.
В. Диаграмма − В. наглядно изображающий с помощью кривых количественные показатели развития, состояния объекта, явления и процесса: изображение линиями свойств и законов явлений во всех тех случаях, когда таковые могут быть определены числами.
Г. График − Г. графическое изображение соотношений каких-либо величин.
Д. Чертеж − Д. перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

 

Ответ: А. – Б.; Б.-Д.; В. – Г.; Г. – В.; Д. – А.

 

9. Содержательная учебная информация (СУИ) может изучаться на четырех уровнях усвоения, что в значительной степени влияет на выбор и применение методов, средств и организационных форм обучения. Выявите соответствие:

 

Уровень усвоения знаний Содержательная учебная информация (СУИ)
А На ознакомительном уровне − А. обучающиеся применяют полученные знания при решении практических и производственных задач.
Б. На репродуктивном уровне − Б. у обучающихся формируются общие представления об изученной СУИ по данной области знаний.  
В. На уровне умений и навыков − В. обучающиеся свободно, самостоятельно применяют полученные знания в разнообразных учебных и учебно-производственных ситуациях; деятельность их носит поисковый характер.
Г. На творческом уровне − Г. обучающиеся осознанно и прочно усваивают СУИ, способны четко ее воспроизвести.

Ответ: А. – Б.; Б. – Г.; В. – А.; Г. – В.

 

Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов.

Выявите соответствие

Группы методов профессионального обучения Методы профессионального обучения
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности обучающимися: 1. а) устный; б) письменный в) практический.  
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: 2. а) словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивный и дедуктивный методы (логический аспект); в) репродуктивные и проблемно-поисковые методы (аспект мышления); г) методы самостоятельной работы и индивидуальной работы под руководством педагога (аспект управления учением).
3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: 3. а) формирования интереса к учению; б) формирования долга и ответственности в учении; в) предъявление требований; г) поощрение; д) опора на жизненный опыт обучающихся

 

Ответ: 1. – 2.; 2. – 3.; 3. – 1.

11. Установите соответствие:

 

1. Образование − 1. Целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, направленный на передачу и усвоение знаний, умений, навыков и способов деятельности
2. Обученность – 2. Конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности преподавателя и учебной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов деятельности; внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем, местом обучения, а также порядком его осуществления
3. Обучение − 3. Процесс и результат овладения обучающимися системой знаний умений, навыков и способов деятельности в определенной области науки, результат которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом
4 Форма обучения − 4. Достигнутый уровень усвоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, качеств личности.

 

Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.

 

12. Установите соответствие:

1. Тесты подстановки. 1. Задания этого вида тестов не содержат подсказок. Они требуют от обучающихся самостоятельного ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать определение термину.
2. Конструктивные тесты. 2. Они могут иметь в задании разнообразные виды информации – словесный текст или формулу, в которых пропущены составляющие части контролирующей информации. Получив такое задание, обучающийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места, а также выполнить другие указания, содержащиеся в задании.
3. Тесты опознания. 3. Они содержат ответы, из которых обучающийся должен выбрать один или несколько. Эталон такого теста представляет собой соответственно один или несколько правильных ответов. В тестах на различение могут содержаться “помехи”, которые создаются наличием ряда дополнительных ответов.
4. Тесты различения. 4. Они предлагают определение общности или различия в изучении объектов. Причем сравниваемые свойства или параметры обязательно фигурируют в задании.  
5. Тесты классификации. 5. В них обучающемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: “да” или “нет”, “является” или “не является”, “относится” или “не относится”, “входит” или “не входит” и т.п. Одна из альтернатив является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого обучающийся должен иметь представление.

 

Ответ: 1. – 2.; 2. – 1.; 3. - 5.; 4. – 3.; 5. – 4.

13. Установите соответствие между терминами и определениями, которые используются в макетах ФГОС (НПО, СПО и ВПО):

 

Термины Определения
1. Основная образовательная программа – 1. Совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании.
2. Направление подготовки –   2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
3. Профиль специальности –   3. Совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования
4. Компетенция –   4. Совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.
5. Модуль – 5. Усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
6. Зачетная единица –   6. Часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
7. Результаты обучения – 7. Мера трудоемкости образовательной программы.  

 

Ответ: 1. – 3.; 2. – 4.; 3. – 1.; 4. – 2.; 5. – 6.; 6 – 7; 7. – 5.

14.Установите соответствие:

 

1. Дефиниция - 1. Слово или сочетание слов, используемое для обозначения предметов в пределах той или иной науке.
2. Категория - 2. Логически оформленная мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов или явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними
3. Определение - 3. Предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания
4. Понятие - 4. Логический прием позволяющий отличать изучаемый объект от других объектов; производить формулировку его свойств, способов построения, возникновения, употребления; формировать значение вновь вводимого выражения, уточнять значение уже зафиксированного в языке выражения
5. Термин (в науке) - 5.Краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления, толкование слова

 

Ответ: 1. – 5.; 2. – 3.; 3. – 4.; 4. – 2.; 5. – 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: