Система законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности




Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, закрепляет основополагающие положения для российской адвокатуры. Пункт «о» ст. 71 Конституции РФ определяет компетенцию различных органов государственной власти в регулировании деятельности адвокатуры и относит к ведению Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Конституция относит вопросы регулирования и деятельности адвокатуры (п. «л» ч. 1 ст. 72). Одно из наиболее важных положений Конституции РФ (ст. 45, 48) — закрепление права граждан на квалифицированную, в том числе бесплатную, юридическую помощь, включая право обвиняемого на помощь адвоката (защитника). В Конституции РФ в общей форме установлены принципы, которыми в своей деятельности должна руководствоваться адвокатура, в частности установлением равенства всех перед законом и судом (ст. 19).

Основное регулирование адвокатской деятельности осуществляется федеральными- законами, важнейшим и основополагающим из которых является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Он устанавливает организационную структуру адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации, права и обязанности, а также статус адвоката. Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре определяет систему законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из названного Закона, других федеральных законов, ука­зов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирую­щих указанную деятельность, а также из законов и иных норматив­ных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в пределах их полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Правовой и процессуальный статус адвоката в России закреплен в различных кодексах — Гражданском, Гражданском процессуаль­ном, Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполни­тельном, Арбитражном процессуальном, Кодексе об административных правонарушениях, а также в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Вышеупомянутые кодексы, а также Федеральный конституционный закон определяют правовое положение и организационные основы деятельности адвоката как участника различных видов судопроизводства — гражданского, уголовного, арбитражного, административного конституционного.

Так, Гражданский процессуальный кодекс устанавливает, что адвокат, являющийся представителем сторон и других лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, имеет следующие полномочия (ст. 54): «Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом». В статьях 45, 49 УПК РФ установлено, что адвокат в уголовном судопроизводстве может участвовать в качестве защитника подозреваемых и обвиняемых, в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя; статьей 53 УПК РФ определены полномочия защитника. Статья 56 УПК РФ устанавливает, что свидетель может являться на допрос с адвокатом, а пункт 5 ст. 189 УПК РФ закрепляет полномочия и функции адвоката при проведении допроса свидетеля: «Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными частью второй статьи 53 на­стоящего Кодекса. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса».

Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре устанавливает, что коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации являются некоммерческими организациями и, следовательно, их деятельность регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно статье 32 указанного Федерального закона некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам.

Рассмотрим подробнее вопросы налогообложения адвокатов, регламентированные Налоговым кодексом РФ.

Прежде всего отметим, что в соответствии со статьей 82 НК РФ «при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну...». Согласно статье 90 НК РФ указывается, что адвокаты, получившие информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей не могут допрашиваться в качестве свидетеля о каких-либо обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Налогообложение доходов, получаемых адвокатами — членами любых адвокатских образований за оказание юридической помощи, производится в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Согласно пункту 1 ст. 226 НК РФ налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Поступившие в кассу (перечисленные на расчетный счет) суммы оплаты за оказание юридической помощи учитываются бухгалтерией адвокатского образования на лицевых счетах конкретных адвокатов, которые приняли исполнение поручения доверителя в качестве поверенного.

В соответствии со статьей 229 НК РФ на. адвокатов не возложена обязанность по представлению декларации по налогу на доходы. Вместе с тем они вправе представить такую декларацию по оконча­нии налогового периода в налоговый орган по месту жительства для получения полагающихся им социальных и имущественных налоговых вычетов.

Иной порядок налогообложения доходов предусмотрен только для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет и осуществляющих свою деятельность индивидуально, которые, как и налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, в соответствии со статьей 227 НК РФ исчисляют подлежащие уплате в бюджет суммы налога с доходов от профессиональной деятельности и производят уплату исчисленных сумм налога на доходы в бюджет самостоятельно.

Постановления Правительства РФ, регулирующие адвокатскую деятельность, конкретизируют нормы законов и являются средством реализации Закона № 63-ФЗ и иных законодательных актов. Среди наиболее важных постановлений Правительства РФ отме­тим:

— от 4 июня 2008 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного след­ствия, прокурора или суда»;

— от 19 сентября 2008 г. № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»;

— от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг».

Примером ведомственных актов могут служить:

— приказ Минюста России от 12 января 2004 г. № 2 «Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации»;

— приказ Минюста России от 8 августа 2002 г. № 216 «Об утверждении формы удостоверения адвоката»;

Анализ положения Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре показывает, что субъектам Российской Федерации предоставлена возможность регулирования трех вопросов адвокатской деятельности:

1) участие в создании юридических консультаций (ч. 1 и 3 ст. 24 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре);

2) участие в оказании юридической помощи бесплатно (ч. 1 и 2 ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре);

3) участие в формировании квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 33 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: