Программы дошкольных образовательных учреждений 2 глава




. Это все вопросы гуманизации образования. Гуманизация образования дело непростое и длительное, поэтому чрезвычайно важно выбрать в нем ту область, в кото­рой результаты могут сказаться быстрее, чем в других, которая сегодня могла бы стать ведущей в воспитании личности ребенка, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответствен­ного отношения к жизни.

Большинство научных школьных предметов, считаю­щихся основными, в настоящее время не могут целенап­равленно воспитывать личность. И дело не столько в де-' фектах преподавания этих предметов, сколько в направ­ленности их содержания, в Первую очередь, на сознание сугубо объективных фактов и закономерностей внешнего мира. В этой области возможности гуманизации связаны сегодня лишь с созданием благоприятных условий обуче­ния (воздействие личности учителя, принципы педагоги­ки сотрудничества), а не с перестройкой содержания, кото­рое остается внеличностным. Очевидно, это положение в ближайшем будущем сохранится; гуманизация содержа­ния этих предметов, которая придала бы им воспитатель­ную функцию* не может быть осуществлена с той стреми­тельностью, какой, требует время.

Поэтому в процессе переориентации образовательного учреждения на цели воспитания на первый план сегодня должны выступить именно те предметы, которые по само­му содержанию человеческого опыта несут такую возмож­ность.

Прежде всего, это касается предметов художествен­но-эстетического цикла.

Искусство — важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через соб­ственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребенка в контекст куль­туры человеческих отношений. Оно выражает и формиру­ет отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Именно в искусстве веками концентрировался ду­ховно-практический и ценностно-эвристический опыт че­ловечества... Поэтому художественные дисциплины, как и вообще художественно-эстетическое воспитание по самой сути своей направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художествен* но-эстетичес£ого цикла и художественно-эстетического воспитания на пути гуманизации любого образовательно­го учреждения, человека* Они должны стать ведущими в структуре образованиям воспитания, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования. Это потребует не только,новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и домки устоявшихся сте­реотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь долгие года преподавание искусства в любом образовательном учреждении являлось в лучшем случае бесплодным с воспитательной точки; зре­ния. Оно велось неадекватными методами, без понимания цедей и специфики эстетического и художественного вое* питания и образования и было основано на многократной недооценке реальных возможностей детей. Для того что­бы эти предметы раскрыли свой воспитательный потен­циал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в образовательном учреждений, где уроки ис­кусства хотя и включены в программу, но по многим при­чинам не открывают учащимся двери в художественную сокровищницу человечества, а, напротив, нередко полнос­тью отбивают охоту общаться с искусством.

Педагогикой не осознается, что искусство способно вводить ребенка в мир природы, в мир характеров, окружающих людей, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир ощущения людей разных эпох и народов. И делает это лучше и легче, чем это могут делать научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика

У искусств тут особые возможности они дают картину мира в слитности чувства и мысли.

Главной целью художественно-эстетического развития должно быть пробуждение у детей «неотчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства* ху­дожественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественно-эстетических дисциплин, общеяня с художественной куль­турой и эстетическим в жизни.

В основе художественно-эстетического воспитания дол­жно дежать приобщение ребенка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчество детей, восприятие и созидание художественных образов. След­ствием этого отанет развитие художественных способнос­тей детей, художественно-образного творческого мышле­ния, воображения, эстетического чувства, ценностных кри­териев, духовная наполненность.

Преподавание искусства* (предметов художественного цикла) должно начинаться с детского сада, непрерывно про­должаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля.

В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса, не расчлененного по отдельным видам искусства.

В возрасте подготовительной группы детского сада и первого класса четырехлетней начальной школы искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, танец, театр) должны стать преобладающим средством познания окружающего мира, а импровизация, игра, драматизация, интонирование и другие разнообразные формы творчества и общения о искусством могут стать доминирующим в педагогическом воспитательно-образовательном процессе. На всех этапах педагогический процесс должен основываться и на психологических особенностях возрасте ребенка. Требуется дифференцированный подход к содержанию художественно-эстетического образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности, мировоззрения, и то, что необходимо будущим профессионалам.

Понимание значимости искусства было свойственно советской школе с первых месяцев ее становления. Эсте­тическое образование рассматривалось как одушевляющее трудовое ;и научное образование: Наряду с проблемами общего эстетического воспитания были поставлены зада­чи художественного образования. В программах по каж­дому виду искусства (литература, театр, изобразительное искусство, музыка) в качестве ведущей выдвигалась зада­ча творческого развития личности путем освоения раз­нообразных видов художественной деятельности. Искус­ство рассматривалось как источник изучения духовного опыта предшествующих поколений, Kant средство само­познания, раскрытия и развития творческого потенциа­ла личности учащегося. Художественное развитие уча­щихся не ограничивалось рамками урока* предполагались экскурсии в музеи (архитектурные, художественные, мемо­риальные, литературные и т.д.), занятий в кружках и сту­диях, эстетическое воспитание и художественное совер­шенствование своего ближайшего окружения (домашнего интерьера, класса, школы).

В проектах программы был раскрыт образ художника* педагога. В дальнейшем никто не отвергал И открыто не оспаривав эти положения, не провозглашал отхода от за­явленных позиций. Однако на деле шел процесс поворачивания» и искажения задач преподаваний художественных дисциплин. И сейчас нет другой области педагогики, в которой наблюдался бы такой разрыв между возможностями и результатами, как в художественно-эстетическом воспитании детей в процессе преподавания художествен­ных дисциплин.

В художественном образовании развились бессистем­ность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей художествен­ного образования, советская школа из года в год сворачи­вала преподавание искусств и в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной, школе отводится 7% учебного временя, в последующих классах •— 3%. В старших классах (в период нравствен­ных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Главный Норок школьного художественно-эстетического Цикла, основная причина его бес­плодности* заключалась в том, что искусство преподава­лось и преподается не как искусство. Природа и сущ­ность художественно-эстетического освоения мира человеком ускользает под давление»! понимания содержания и методов преподавания, заимствованных из области естественных наук. В этих условиях замятия искусством оказываются лишенными для огромного большинства детей всякого личностного смысла, а духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным ребенку. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание практически не осваиваются детьми.

Таким образом, предметы, способные развивать чувственное восприятие и эмоциональный мир ребенка, учить его не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально- нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности, — эти предметы практически оказались выключенными из процесса формирования личности детей, С этим же связан опасный перекос в психическом развитии: явления «эмоциональной тупости», утилитарное отношение к жизни, столь характерные ныне для многих людей. В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями восполнил брак общего образования) остаются нравственно-эстетически неразвитыми. Среди выпускников школ, обнаруживающих более или менее развитые художественно-эстетические потребности, не более 5% I -

Суть перестройки в художественно-эстетическом воспитании— научиться уважать и ценить природные индивидуальные задатки, оригинальность интерпретаций культуры каждым ребенком, применять ее постоянно в своем труде и во взаимоотношениях с людьми; понимать и ценить духовные качества другого человека; стремиться к поддержке всякого творчества, гуманно-ориентированного, и эстетически-художественного, в частности. Культура личности отражает ее эстетическое и художественное со­знание, действие, поступки.

Культуру понимают и как способ осуществление ка­ких-либо действий- с материальными предметами, и как способности человека, и как всю совокупность явлений человеческой действительности. Известно, что в состав культуры общества входят все объекты, ценности, знания, проявления эстетического сознания, деятельность людей и ее результаты, а также совокупность культурных отно­шений и аспектов жизнедеятельности личности; Кроме того, важное место занимает процесс трансляции культу­ры общества на личность через систему воспитания и об­разования.

Культура — это способ бытия человека в мире.

Вез опоры на культуру человеку приходится «изобретать» самостоятельно способы создания и применения объектов культуры, искусства или же оставаться на стихийно-эмоциональном уровне непосредственного освоения различных средств и условий своей жизни, в том числе и чувственно-эстетических.

Главные задачи художественно-эстетического воспитания и образования в дошкольном учреждении — обуча­ющие воспитательные и развивающие: освоение необходимой совокупности эстетических представлений, зна­ний и формирование компонентов художественно-эсте­тического сознаниям культуры как качества личности; создание условий для развития художественно-эстети­ческих потребностей детей.

Во многих педагогических публикациях отчетливо выражено важное значение, придаваемое культуре, творче­ству* Культурная личность — это человеке усвоенными общечеловеческими нравственными и эстетическими нор­мами, яркой индивидуальностью, гуманистическим на­строением не по форме, а по сути; при этом существенна зависимость уровня сознания чувства от сознания чув­ственной, культурной среды.

Таким образом, функции процесса культурно-эстетического образования и воспитания в том, что он должен содействовать:

развитию эстетических чувств и способности чувственно воспринимать и переживать предметы окружающего мира у ребенка;

освоению моделей культурных операций или действий по отношению к художественно-эстетическим объектам, социальным и природным, передаче знаний, ценностных ориентации традиционного и актуального характера; активизация неграмматического/творческого отношения к миру, к себе лично, к деятельности у формирующейся личности; наиболее важно для развития культуры личности сохранять преемственность при переходе от одного этапа к другому.

 

В целях прогресса общество заинтересовано в расши­рении творчества также и в системе образования ив сис­теме культуры. Этр возможно только при условии усиле­ния творческого педагогического воздействия на развитие таких механизмов личности, как ее художественно-эсте­тическое сознание (чувства, вкусы, оценки, идеалы, потреб­ности, интересы).

Конечно, каждый педагог, воспитатель работает со сво­ими духовными убеждениями, своими вкусами, увлечения­ми в мире искусства и в природе* эстетике труда и человеческих отношений. У каждого есть и свои предубеждения, «белые пятна» в области культуры. Учитель, воспитатель сегодня должен быть готов защитить свои эстетические и художественные взгляды и идеалы, оценить все свои аргу­менты, а может быть и изменить что-либо в своем выборе. Воспитывать у ребенка художественно-эстетическое отно­шение к миру, можно только учась открывать новые гра­ни прекрасного и выразительного во всем, что доступно нашему зрению* слуху,; осязанию» с учетом и культурного опыта * на основе общечеловеческих представлений и норм. Работа учителя, воспитателя здесь требует творческого подхода, новаторства, готовности искать свежие, нетради­ционные и адекватные формы работы с детьми, открываю­щие простор их художественно-эстетическому мышлению вместе с пробуждением эмоциональных реакций.

В качестве факторов художественно-эстетического со­знания в педагогическом процессе выступает эететико-художественная и социальная ценность отобранных явлений и произведений искусства, их соответствие возрастному уров­ню развитости художественно-эстетического сознания (вку­сов, чувств, идеалов, потребностей и др.). При этом необхо­димо включать в художественно-эстетическое освоение твор­ческие силы ребенка, активизировать деятельность по ху­дожественно-эстетическому оформлению окружающей сре­ды (детского сада, группы, прежде всего).

Человек не может быть ВНЕ и НАД культурой, так как он сам — часть природы и культуры...

Взаимосвязь человека и культуры может быть пока­зана очень простой схемой (по И. А. Биричу):

 

Взаимосвязь развития культуры и человека


Рассмотрим еще одну схему:

 

Целостная концепция человека


 
 

 

 

/


 

Замечена одна любопытная тенденция: тип культу­ры и тип образования имманентно взаимосвязаны. При всех отклонениях и неизбежных случайностях пролагает себе дорогу движение от единичного и особенного к уни­версальному. Продвижение к культуре в ноосфере имеет в становящейся инновационной образовательной системе во временном пространстве завершающегося XX века новое качество.

Сейчас явственно обозначается4 модель выпускника школы, вуза. Это — ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ, личность с осознанным демократическим идеалом, системой гума­нистических ценностей, устойчивости веры, самостоятель­ности мышления, эмоционально богатого.

Общее образование без развития этих составляющих (без развития самостоятельного продуктивного мышле­ния, j6e3 совершенствования эмоционального мира, без ду­ховного богатства) есть педагогическая утопия. Этот пор­трет, кроме того, дополняется такими существенными характеристиками, как: приверженность национальной культуре, традициям, образу жизни своего народа, стиму­лирующей стабильность социокультурной ситуации; это открытость миру других культур, но не на уровне слепого подражания, восторга, копирования, а уровне критичес­ки осмысленных культурных связей (как стремление к взаимообогащению).

Человек культуры — это самодостаточная и само­развивающаяся личность, имеющая основания в себе са­мом, в своей духовности, символе веры, нравственности, совестливости, ответственности.

СЛ. Рубинштейн рассматривал вопросы взаимодей­ствия человека и культуры как феномен соотношения «внешнего» и внутреннего. Он выдвинул принцип детер­минизма, означающий: эффект всякого внешнего действия зависит не только от характера внешних причин, но и от активности внутренних условий. Активность «внут­ренних условий» означает не что иное, как понимание, что потребность — это источник активности личнос­ти, следовательно, чтобы эта активность отвечала крите­риям духовной культуры, нужно опредмечивать эту ак­тивность, изменять, развивать и совершенствовать ее фор­му, т.е. вовлекать личность в деятельность, в нашем слу­чае — художественно-творческую.

Задача художественно-эстетического воспитания — помочь ребенку войти в мир художественно-эстетических явлений с точки зрения реальной жизни, помочь его адекватному восприятию, переживанию, оценке й анализу, по­буждать к творческой художественно-эстетической дея­тельности. Основные методы здесь — беседы, театрализа­ции, игры,

Таким образом, функции процесса художественно-эсте­тического образования и воспитания в том, что он должен содействовать:

развитию эстетических чувств и способности чув­ственно воспринимать й переживать предметы окружаю­щего мира (эмоциональный мир ребенка);

развитию художественно-эстетического сознания и мировосприятия (художественно-эстетической мысленной -деятельности и чувство деятельности);

развитии? основ художественно-эстетических потреб­ностей детей;

освоению моделей культурных операций или действию по отношению к художественно-эстетическим объектам, социальным и природным, передаче знаний, ценностных ориентации традиционного и актуального характера;

активизация творческого отношения к миру, к себе лично, к деятельности у формирующейся личности; наибо­лее важно для развития культуры личности сохранять пре­емственность при переходе от одного этапа к другому;

накопление опыта творческой деятельности в лю­бой сфере деятельности. _

В качестве факторов художественно-эстетического со­знания в педагогическом процессе выступает эстетико-художественная и социальная, ценность отобранных явле­ний и произведений искусства, их соответствие возрастно­му уровню развитости эстетического сознания (вкусов, чувств, идеалов и др.

Художественно-эстетическая культура миллионов детей (дошкольников и школьников) и двух миллионов воспита­телей и учителей это основа культуры страны, нации. Сегодня ученые знают, что слабость личной эстетической культуры соотносится с признаками духовного дефицита, толкает на социально-негативное поведение.

Говоря о путях и методах формирования художествен­но-эстетической культуры и сознания, надо стремиться к обогащению: педагогического арсенала художественно-эстетического воспитания, самой атмосферы этого процес­са в жизни образовательного учреждение.

Путь и методы освоения живой эстетики и культуры общества, оживляемой личностными восприятиями, отношением, чувством, вкусом, оценкой, идеалом прежде всего должны быть творческими, но сверяемыми с научными ориентирами, с новой литературой по эстетике и методике. Принципиальными ориентирами для педагога, воспитателя, прежде всего, должны стать:

  • диалектичность и историчность в подходе к эстетическим и художественным явлениям, связь объективного и его отражения человеком;
  • взаимосвязи формы и содержания в восприятии, оценке, познании художественно-эстетических явлений, положений гуманистической и художественной педагогики;
  • развивающийся познавательный и художественно-эстетический потенциал личности ребенка как цель процесса обучения и воспитания, направленного на развитие творческой активности каждого ребенка, его личной вовлеченности в художественно-эстетическое освоение и созидание и накопление на этой основе опыта и способов художественно-эстетической деятельности, жизненных ценностей;
  • понимание значения и функций художественно-эстетического сознания и развития его как механизма художественно-эстетической мыследеятельности, чувство деятельности, соотношения культуры и человека;
  • передача необходимых понятий, умений операцион­ного порядка, навыков идеальных и материальных действий с художественно-эстетическими объектами;
  • обращение ко всему эстетическому опыту человече­ства, в особенности национальному – в искусстве, жизни; внимание к самостоятельным первым творческим поискам ребенка в освоении эстетики жизни.

 

Ключевыми позициями творческого обследования эстетического объекта становятся:

  • рассмотрение объективных, внешне выраженных, художественно-эстетических свойств объекта;
  • наблюдение над ними и сопоставление их уже с известными ребенку в его опыте и общечеловеческом, народном, художественном опыте, с качествами и оценками подобных объектов у разных представителей культуры. Здесь может иметь место и объективная классификация подобных, однородных эстетических явлений (как аналитический прием), и субъективное уподобление, ассоциации сходных черт, признаков, особенностей разнородных явлений. Это позволяет расширить и обогатить впечатление и его интерпретацию, мотивировку личными смысловыми связями. Эта группа приемов позволяет выявить нормативное, традиционное представление о данном художествен­но-эстетическом объекте, его общие признаки и на этой основе – его своеобразие, неповторимость, уникальность, специфичность;
  • индивидуальная характеристика личного чувства, понимания, оценки объекта – основа его включения в целостные художественно-эстетические личные ориентации;
  • обмен подобными отношениями, чувствами, оценками, пониманием у сверстников и взрослых (т.е. передача и получение ориентации относительно объекта в процессе совместных занятий, совместной деятельности, в игре);
  • свободное включение отношения и оценки объекта в различные формы художественно-эстетической деятель­ности и поведения как отражение места данного объекта, которое он занял в системе художественно-эстетических ценностей личности.

 

Сегодняшняя задача воспитания и образования — раз­витие «Я-концепции», обретение человеком личной и на­циональной идентичности. Неблагоприятная «Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка, конформизм), как показывают исследования, возникнув, приводит к дальнейшим поведенческим нару­шениям: снижению самоуважения и часто — как след­ствие — социальной деградации, агрессивности и преступ­ности; стимуляции конформистских реакций в трудных ситуациях: такие люди легко поддаются влиянию* вну­шению, быстро отказываются собственных взглядов, втя­гиваются в преступные действия (потеря свободы); глубо­кому изменению восприятия (и личностного, и социально­го); отсутствию творческого подхода к явлениям жизни, самому себе, другому.

Понимание ведущей роли художественного и эстети­ческого воспитания в этом процессе. «Развитие творчес­ких сил и творчества, — писал СН. Дурылин (1909), — это не только высшая, это — единственная задача шко­лы, это ёдинственкый смысл воспитания» (см., напр., интересные сборники: Революция – искусство – дети. Материалы и документы. Из истории эстетич. воспитания в сов. школе /Сост. Н.П. Старосельцева. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1987; Ч. 2. М., 1988; Из истории гуманистической мысли /Сост. А.Ф. Малышевский. М., 1993; Разумный В.А., Черевик К. Реликвии памяти. – Таганрог, 1995).,

Художественная культура — это способность освое­ния и способность создания художественных ценностей, в снове которой — развитое образное мышление, единство увств, вкусов, идеалов, деятельности.

Художественное воспитание – это целенаправленно формируемая потребность и способность людей осваивать и создавать мир духовных ценностей — искусств на уровне субъективации или объективации.

К. Вентцель так определял качества творческой личности: инициативность; самодеятельность; активность во всех видах деятельности; гибкость, свобода мышлений; способность, опираясь на собственные знания, самостоятельно ориентироваться в окружающем мире; нешаблонность решений, независимо от авторитетов и давления со стороны. Добавим сюда, как необходимую компоненту, развитое образное мышление и воображение (деятельность фантазии), без которого невозможно никакое творчество.

Человек культуры – это развитая художественная потребность и способность (творческое мышление, воссоздающее воображение, способность к ассоциациям и т.д.).

И образование человека культуры — это такое развитие душевных сил и способностей, которое универсально для всех в условиях конкретной цивилизации. Оно должно быть, как замечает академик В. А. Разумный, базовым в своей основе, истоках развития мышления, эмоций, веры; интегративным, дающим не механический свод знаний о преподаваемых предметах, но систему знаний, чувств, убеждений; адаптивным, дающим возможность выпускнику школы найти себе достойное место в жизни в условиях борьбы за выживание, то есть, сделать орга­ничными, естественными для человека три фундаментальные нормы: «Другой — это ТЫ», «Не делай Другому то, что не желаешь самому себе»,

«Совершенствуйся» (ибо человек культуры — это человек действия, направленного, прежде всего, на самого себя).

Доминантой поведения человека и условием его раз­вития является потребность, как единственный источ­ник активности личности, следовательно, и воспитание, и образование всегда и повсеместно, как пишет В. А. Разум­ный, предполагает формирование устойчивых потребнос­тей* как единственного и универсального стимула челове­ческой жизнедеятельности, актуализируемых как пережи­вания индивида (интеллектуальные, эмоциональные, ду­ховные), непосредственно влияющие на все действия. А значит, универсальной формулой любого педагогическо­го процесса в любой конкретной ситуации и на любом уровне цивилизованности является

П-П-Д,

то есть, путь от регулируемых целенаправленно действий к изменению всей совокупности переживаний, а в итоге — устойчивых индивидуальных потребностей. Рассмотрим более подробно ату формулу, чтобы она была понятной. Единственным и универсальным источником человечес­кой деятельности и активности являются потребности (любые). Потребности в психике человека существуют в форме переживаний, как формы отношений к миру, друго­му человеку, самому себе. Отсюда становится понятным, что чем шире мир переживаний, чувств, эмоций, тем шире потребности, богаче по окраске отношения человека к миру и самому себе. Переживаемая потребность (т.е. прочув­ствованная, осознанная) ведет человека к деятельности, по ее удовлетворению. В деятельности закрепляется най­денная потребность в своих (найденных) способах удовлетворения (способах деятельности) и в ней же возникают новые потребности, более высокого уровня.

В технологическом плане это означает ориентацию на принципы и методы художественной педагогики, наработки гуманистической педагогики, социальной педагогики. Художественная педагогика, в частности, предусматрива­ет: диалог и коллективный поиск истины как основы общения с группой детей, классом; опбру на творческий и нравственный потенциал детей; создание условий для са­моразвития личности (стимулирующих и поддерживающих позитивные формы, приемы, методы, отношения и вза­имодействия); развитие коллективных форм работы; раз­витие эмоционального и духовного мира личности, ее сен­сорной культуры; создание ситуации поиска и творчества, свободного самовыражения; развитие сущностных сил че­ловека; организация свободной творческой деятельности по саморазвитию. При этом технология, драматургия дея­тельности педагога должна предусматривать эмоциональ­ную целостность педагогического воздействия (урока вне­классного мероприятия, кружкового занятия и т.п.), взаи­мосвязь с образной природой мышления, включение в но­вые ситуации, создание творческой атмосферы, атмосферы радости и коллективного творчества, эмоционального ком­форта, поддержки, что будет способствовать развитию уни­версальных способностей ребенка. Универсальные спо­собности по своей природе, в своих истоках — это гармо­ничный комплекс способностей к воображению, интуиции, творчеству, сопереживанию общему благу, свободно перехо­дящие друг в друга и связанные с положительными эмо^-циями. И в этом смысле от древнего обряда, от древнего искусства как творчества начинается история духовности человечества... Искусство — центр воспитательной работы в образовательно-воспитательном учреждении, как бездон­ный колодец человеческого опыта, мудрости, духа, деятель­ности, только черпай... Существуя как художественный образ, искусство — это «послание души к душе», а значение открывается только вдумчивой душе (Гегель). Содержанием воспитательного процесса должен стать духов­ный диалог культур и личностей (как, например, у В. Библера), а не «чистое» теоретическое зна­ние, оторванное от его носителя: воспитание духовно-нравственного и художественно-эстетического отношения к дей­ствительности самим искусством и всей окружающей жизнью; художественно-творческая деятельность ребенка как жизнь в искусстве; творение себя как личности, взгляд в себя (как у Гегеля: «Человек должен родиться дважды, один раз — естественно, а затем ~г- духовно... Более высо­кое и более чистое духовное — есть нравственность... Духовное, конечно, связано с творчеством, но больше, чем твор­чество... Духовное есть любовь ко всему сущему...»).

Иначе говоря, в центре — не столько само произведе­ние искусства, сколько переживание, отношение к нему, духовное постижение художественного образа, те нравствен­ные и духовные состояния и изменения, которые возника­ют в детях, — это главное ноле и главный результат твор­ческой деятельности учителя на уроке: познание себя в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: