Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Фразеологическая минутка | На доске записаны фразеологизмы: как две капли воды; с три короба; убить двух зайцев. – С помощью словаря объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения. – Укажите числительные в данных предложениях и их разряд | Выполняют задания | Владеют навыками работы со справочной литературой. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
II. Игра «Третий лишний» | – Найдите «лишнее» слово: 1) один, двое, пять; 2) три девятых, семеро, две шестых; 3) шести, четырех, четверых. – Что обозначают «лишние» числительные? | Выполняют задание, отвечают на вопрос | Владеют способами конструктивного взаимодействия |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом | Называет количественные числительные: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. – С помощью какого суффикса образуются собирательные числительные? – Попробуйте образовать собирательное числительное от целого числительного один. Почему это невозможно? – Попробуйте согласовать числительное двое с существительными мальчики, дом, девочки, котята, ручка, ножницы, село. – Сделайте вывод, с какими существительными могут согласовываться собирательные числительные. Прочитайте правило в учебнике (с. 56). – Просклоняйте словосочетание семеро козлят по падежам. – Что можно сказать о склонении данных числительных? | Образовывают от них собирательные. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Делают вывод. Работают с учебником | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют логические операции. Владеют навыками работы с учебной статьей. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
2. Выполнение упражнений 421, 422 | Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения 421, 422 | Осуществляют контроль |
3. Инсценировка | См. Ресурсный материал | Участвуют в инсценировке | Владеют способами конструктивного взаимодействия |
4. Выполнение упражнения 424 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 424 | Осуществляют контроль |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – По представленному плану расскажите все, что вы узнали о собирательных числительных. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; б) четверо мальчиков, пятеро медвежат, двое саней, нас трое; в) семерым козлятам (окончание – как у прилагательных во мн. ч.); г) оба, обе – обоими, обеими. Домашнее задание: 1) Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных, 5 орфографических ошибок. 2) Подготовиться к диктанту, упражнение 426 | Обобщают и систематизируют изученный материал. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют поиск эффективных средств решения практических задач |
Ресурсный материал
Инсценировка
В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель.
Учитель (обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик. Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик. Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель. Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик. Почему вдруг женского?
Учитель. Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик. Ясно!
Учитель. Обоим ясно?
Ученики (вместе). Обоим!
Учитель. Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик. Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик. Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик. Какие такие обеи?
2-й ученик. Какие? С цветочками.
Учитель. А где вы видели такие обеи – в обейном магазине?
2-й ученик. Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу). Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
Урок 138. Морфологический разбор
имени числительного (с. 59–61)
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с порядком морфологического разбора имени числительного; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные ‒ владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные ‒ принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные ‒ владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Образовательные ресурсы: карточки и фишки для игры «Лото».
Сценарий урока
I. Игра «Лото».
Каждый ученик получает карточку игры в лото и фишки. «Кричащий» достает из мешочка бочонок и называет его номер. Ученики проверяют карточки. Если у них есть такая цифра, они закрывают ее фишкой. Когда у ученика все цифры на карточке будут закрыты, он называет числительное, которое было последним.
II. Выполнение заданий.
Обучающиеся должны выполнить следующее:
1) образовать от количественного числительного порядковое и собирательное (если это возможно);
2) составить предложения с числительными;
3) произвести морфологический разбор числительных.
Когда работа будет сделана, игра продолжается. Выигравшему ученику дается новая карточка.