Программы дошкольных образовательных учреждений 12 глава




Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ. ■

 

 

ПРОГРАММА «ИСТОКИ»

(Л А. Парамонова, Т.И. Алиева, АЛ. Давидчук и др.)

 

По заказу Московского комитета образования цент­ром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в 1997 г. была разработана комплексная региональная программа «Истоки».

Название программы — «Истоки» — отражает непре­ходящее значение дошкольного детства как уникадьного периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — источник — означает, что ребенок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кла­дезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка.

Цель программы — разностороннее воспитание и раз­витие ребенка до семи лет.

В основу программы положена концепция психологи­ческого возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Пси­хологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжитель­ности не равен другому. В связи с этим/подходом в про­грамме выделены психологические возрасты:

раннее детство, состоящее из двух стадий: младен­ческий возраст (от рождения до года) и ранний воз­раст (от одного года до трех лет);

дошкольное детство, также состоящее из двух ста­дий: младший дошкольный возраст (от трех до пяти 4 лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главная ге­нетическая задача развития, которая предопределяет тип ведущей деятельности, в процессе которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит раз­витие личности, возникают новые виды деятельности. Для каждого психологического возраста в программе опреде­лена ведущая деятельность.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям:

социального

познавательного

эстетического

физического.

 

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации.

Базисную часть программы каждого возраста состав­ляют следующие четыре компонента:

характеристики возрастных возможностей психи­ческого развития ребенка и его личности (обозначены зна­ком «солнышко»);

задачи развития («цветок»);

показатели развития («яблоко»);

• базисные характеристики личности («детское личико»). К базису также относится раздел «Общие условия ре­ализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».

В программу введены новые разделы: «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны программы факультативов:

«Обучение второму языку»

«Компьютер в дошкольном учреждении»

• «Мир природы в городе и ребенок». Программа рекомендована Московским комитетом об­разования.

 

ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД — ДОМ РАДОСТИ»

(Н.М. Крылова,В.Т.Иванова)

 

Разработка программы «Детский сад*— дом радости» началась 25 лет назад. Проанализировав и обобщив мате­риалы многочисленных научных исследований, передового педагогического опыта руководства развитием дошкольни­ков в разных видах деятельности, авторы задались целью на основе интеграции, комплексного подхода построить це­лостный педагогический процесс в каждой возрастной группе.

Основная цель данной педагогической системы —- со­действие всестороннему воспитанию и развитию инди­видуальности каждого участника педагогического про­цесса ч$рез умелую организацию всей жизни и деятельно­сти ребенка и его наставников (педагогов и родителей); построение целостного педагогического процесса в дош­кольном учреждении; преодоление межпредметщ>й и меж-деятельностной раздробленности различных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми на ос­нове обобщения, систематизации и интеграции различ­ных научных знаний и передового педагогического опы­та традиционной российской системы общественного дот-кольного образования.

Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда: план-сценарий, определяющий с 6 до 20 часов ме­тодику работы как с группой, так и с подгруппой, а глав­ное, с каждым из воспитанников группы по всем направ­лениям педагогического процесса. Обеспечив воспитателя такой разработкой, авторы программы стремятся тем са­мым направить физические силы, «мозговую энергию» вос­питателя на осуществление «режиссерского» решения по­ставленных перед воспитателем задач — воспитать ин­дивидуальность, неповторимую личность.

Особое внимание в каждой возрастной группе прида­ется программе развития тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно: самообслуживания, некоторых видов хозяйственно-бытового труда, игры, про­дуктивной деятельности, изобразительной деятельности, речевой деятельности, общения.

Методы, которые используются в работе:

• это стимуляция и мотивация деятельности;. • организационно-практические методы;

• методы контроля и самоконтроля эффективности деятельности.

Воспитание обеспечивается такими методическими сред­ствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важ­нейшие человеческие потребности: самоутверждение, по­знание, общение, игра.

Обучение строится как инновационное, интегрирующее эмоциональную, познавательную и волевую стороны учеб­ной деятельности.

Образование определяется на основе «Программы вос­питания и обучения в детском саду» и предполагает усво­ение определенной системы знаний об окружающем, раз­витие познавательных психических процессов.

Ведущей формой самовоспитания авторы считают игру. Игра занимает центральное место в жизни детского сада — дома радости, так как именно в ее процессе формируется самосознание личности. Индивидуальная работа в про­грамме оценивается значительно выше, чем занятия.

 

Содержательный и методический материал представ­лен в пособии для ^воспитателя в виде своеобразного пла­на-сценария. В планах-сценариях работа над развитием игровой й других видов деятельности показана шаг за шагом на конкретном содержательном материале. В них учитывается сезонное своеобразие различных периодов года, а также подготовка и проведение праздников.

 

ПРОГРАММА «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

(ОЛ. Князева, МД. Маханева).

 

Данная программа определяет новые ориентиры в нрав­ственно-патриотическом воспитаний детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет положе­ние (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непре­ходящим общечеловеческим ценностям.

Для своей программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторами были выбраны сле­дующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, лю­бознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Необходимость широко использовать все виды фоль­клора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хорово­ды и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, прису­щие ему нравственные ценности, представления о доб­ре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как лас­ковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в бла­гополучное будущее. В пословицах и поговорках мет­ко оцениваются различные жизненные позиции, выс­меиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устно­го народного творчества занимают уважительное от-


• Большое место в приобщении детей к народной куль­туре должны занимать народные праздники и тради­ции. В них фиксируются накопленные веками тон­чайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непос­редственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

• Очень важно ознакомить детей с народной декора­тивной росписью. Она, пленяя душу гармонией и рит­мом, способна увлечь ребят и пробудить интерес к на­циональному изобразительному искусству. Образовательная цель программы состоит о приоб­щении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музы­ки до театра.

Программа,- рассчитанная на работу с детьми трех-семи лет, включает перспективное и календарное планирование. К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ.

 

ПРОГРАММА «СЕМИЦВЕТИК»

(В.И. Ашиков, СТ. Ашикова)

 

«Семицветик* — это программа по культурно-эколо­гическому воспитанию и развитию детей дошкольного воз­раста (3-7 лет).

Цель программы — обеспечить, начиная с дошколь­ного возраста, целостное и всестороннее развитие твор­ческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплекс­ного использования разных видов искусств и организа­ции деятельности детей..

 

Программа реализуется на основе широкого использо­вания интерактивных аудиовизуальных средств, комплекса авторских слайд- фильмов и композиций.

В программу включены примерные планы работы на год, конспекты интегрированных занятий с детьми.

Девиз программы «Семицветик» —воспитание через Культуру и Красоту.

Основные задачи программы:

формирование иразвитие восприятия красоты;

закладка фундамента этических и нравственных основ;

развитие сознания и расширение кругозора;

 

раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;

заложить основы культурно-экологического созна­ния как оазиса личностной культуры.

Темы программы обобщены в соответствующие тема­тические блоки, которые базируются на двух основных темах: «Природа» и «Человек». В основе построения и раз­вития программы в течение учебного года лежит органи­ческая связь тематического плана с временами года и се­зонными явлениями природы, а также с фенологическим (в отдельных случаях — с астрономическим), народным и современным социально-бытовым календарем. В фенологи­ческом календаре отражена жизнь природы, в астрономи­ческом — движение Солнца и светил, в народном — даты и праздники, отношение предков к природе, пословицы и поговорки, а в социальном — основные праздники и даты.

Программа рассчитана на использование ее в детском саду, различных художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ.

 

ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»

(О.П. Радынова)

 

Цель программы —'формирование основ музыкаль­ной культуры детей дошкольного возраста.

Автором впервые создана научно обоснованная и ме­тодически выстроенная система формирования основ му­зыкальной культуры детей дошкольного возраста, вклю­чающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психо-физиологические особенности детей, взаимосвязанная со всей воспитатель­но-образовательной работой в детском саду.

Ядром понятия «музыкальная культура Дошкольни­ка» является эмоциональная отзывчивость на высокоху­дожественные произведения музыкального искусства, ко­торая играет для ребенка роль в формировании первона­чальной положительной оценки и способствует пробуж­дению интереса к музыке, вкуса, развитию представлений о красоте. В центре программы — развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуж­дение детей к проявлениям различных форм творческой активности: музыкальной, музыкально-двигательной, ху­дожественной.

Формирование музыкальной культуры обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты», оп­ределяющих содержание музыкального образования, а так же пересмотром технологии изучения репертуара на осно­ве создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разрабо­танным принципам: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе).

Первая тема — «Музыка выражает настроения, чув­ства, характер людей» — является ведущей, стержневой, сквозной темой программы, важной для понимания деть­ми сущности музыкального искусства, выражающего оп­ределенное эмоциональное содержание.

Вторая тема — «Песня, танец; марш» — является ос­новополагающей по программе для общеобразовательных школ.

Третья тема — «Музыка рассказывает о животных и птицах» — дает детям представления о программной му­зыке, средствах музыкальной выразительности.


 

Четвертая тема — «Природа и музыка» — включает в себя произведения, в которых выражены настроения, со­звучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема— «Сказка в музыке — знакомит детей с классическими музыкальными пьесами-сказками, кото­рые дети инсценируют, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, пантомиме, рисунках.

Шестая тема программы — «Музыкальные инструмен­ты и игрушки» — знакомит детей с произведениями, ими­тирующими подражания звучанию музыкальных инстру­ментов, а также с музыкальными инструментами симфо­нического оркестра и народными.

Программа оснащена учебно-методическим комплек­том по музыкальному развитию детей дошкольного воз­раста— «Музыкальные шедевры».

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ.

Рассмотренные программы так или иначе могут ис­пользоваться воспитателями, педагогами в процессе ху­дожественно-эстетического воспитания дошкольников разных возрастов.

3.1. Художественно-эстетическое воспитание через организацию предметно-практической деятельности

Задачи художественно-эстетического воспитания, о чем говорилось выше, связаны с формированием духовного об­лика человека. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок, красоту звучащего слова и образов, зав ними стоящих — это значит сделать его лучше, чище, содержательнее, добрее. Признаками нравственной направ­ленности в эстетическом воспитании являются:

• эмоциональный отклик детей на доступные их по­ниманию явления социальной жизни;

• стремление сопереживать чужой радости и печали;

активные попытки преобразовывать быт (игровой, спальной комнаты, в игре);

желание участвовать в посильном художественно-оформительском труде, украшающем жизнь;

потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д.

Стремление внести в свою жизнь красивое, доброе, гармоничное (в отношениях с другими, в поведении, в от­ношении к окружающим предметам — игрушкам, книгам и т.д.).

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественно-эстетического развития ребен­ка воспитателю, педагогу необходимо правильно исполь­зовать в соответствии с возрастом разнообразные формы и виды детских занятий и развлечений. Чем теснее позна­вательный процесс связан с эстетическими переживания­ми, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты.

При этом надо отчетливо понимать, что, разумеется, пря­мое педагогическое воздействие не приводит к одинако­вому развитию всех детей. И здесь нужна умелая, кро­потливая работа с каждым, исходя из его растущих по­требностей, интересов и возможностей. Индивидуальность личности проявляется, например, в художественном твор­честве, дающем возможность каждому ребенку выразить себя и реализовать свои способности с наибольшей пол­нотой. Но если создать для всех детей благоприятные условия, то можно рассчитывать, что каждый из них бу­дет успешно осваивать доступный ему опыт художествен­но-эстетической деятельности. И в этом смысле становит­ся понятным, что задача воспитания и обучения не столько дать знания и «натаскать» в приемах действия,- сколько создать условия для саморазвития личности через созда­ние соответствующей уместной и благоприятной вос­питательной ситуации и способы деятельности (разно­образной —■ интеллектуальной, эмоциональной, трудовой, волевой, духовной), показываемые ребенку. Только в та­кой ситуации ребенок будет развиваться адекватно, про­дуктивно и результативно в плане своего личностного ро­ста. В этом смысле перед детским садом ставятся следую­щие непосредственные задачи художественно-эстетического воспитания и развития детей:

систематическое и целенаправленное развитие вос­приятия прекрасного, эстетических чувств, представлений детей. Все виды искусства, природа, быт способствуют это­му, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчи­вость, радость, волнение, восхищение, увлеченность, потреб­ность наслаждения прекрасным вокруг;

приобщение детей к посильной и доступной деятель­ности в области искусства, обучение первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у детей потребность вносить элементы прекрасного в окру­жающую среду, свои отношения с детьми и взрослыми;

формирование и развитие основ художественно-эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства, героев, явления окружаю­щей действительности;

• развивать творческие способности детей.

" Содержание художественно-эстетического воспитания. Работа по художественно-эстетическому воспитанию в Детском саду тесно связана со всеми сторонами воспита­тельного процесса, формы и методы ее очень разнообраз­ны, и результаты проявляются в различных видах дея­тельности детей, как индивидуальной, так и коллектив­ной. Работа эта предусматривает:

воспитание художественно-эстетического отношения к окружающей действительности (через все источники худо­жественно-эстетического воспитания, игровую деятельность);

художественно-эстетическое воспитание средствами искусства, предполагая развитие художественно-эстетичес­кого сознания, интересов и способностей детей.

Работа в подготовительной группе строится таким образом, чтобы в ней учитывались требования современной школы и проблема готовности ребенка к предстоящему школьному обучению. Подготовленность ребенка к шко­ле проявляется не только в накоплении им необходимых знаний и навыков, но и в умении свободно ориентировать­ся и действовать в новой ситуаций, быть коммуникабель­ным в отношении сверстников и взрослых, быть произвольным. И здесь необходима ориентация на принципы преемственности и перспективности: на каждом возра­стном этапе обучения и Воспитания воспитатель педагог должен опираться на уже усвоенное детьми и ориентиро­ваться на то новое, что ждет ребенка на более высокой ступени, т.е. работать на его зону ближайшего развития.

Для того чтобы уместно и результативно организо­вать работу по художественно-эстетическому воспитанию с детьми, необходимо четко определить ее примерное со­держание и требования для детей каждой возрастной груп­пы. Содержание художественно-эстетического воспитания должно и ориентироваться на формирование и развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного, эстетического отношения к жиз­ни. Разумеется, наличие и проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения Знаниям и навыкам. Здесь важна последова­тельность, систематичность и целенаправленность каждодневной кропотливой работы, заинтересованное отноше­ние к детям, желание видеть в них маленьких гениев... Ведь для того чтобы семя проросло, нужны время и условия... Необходимо терпение и повторение... При этом не­обходимо помнить, что:

нельзя воспитать качества, отсутствующие в окру­жающей среде;

благоприятная среда — залог выдающихся способ­ностей;

нельзя привить ребенку то, что отсутствует в куль­турной среде.

Профессор Н. Пронко из Канзасского университета пришел к выводу, что дети, воспитанные в различном куль­турном окружении, приспосабливаются к соответствую­щей среде в первые девять месяцев жизни. Те качества, которые не востребованы данным конкретным окружени­ем, у ребенка не развиваются. Да, это так, и это может наложить определенный оттенок на развитие способнос­тей ребенка в первоначальный период его развития — в социально-культурном микросоциуме своей семьи. Для этого и существуют воспитательно-образовательные уч­реждения, чтобы преодолеть это, как-то попытаться ис­править— любовью, бережным отношением к ребенку, настойчивым трудом, богатой воспитывающей средой.

С другой стороны, мы разделяем мысль Синити Судзу-ки о том, что «трудно подыскать слова, чтобы выразить пагубность подхода, при котором уже достаточно сложив­шийся ребенок подвергается тестированию и на основа­нии этого делаются выводы о его якобы «врожденных» качествах* От подобных представлений пора отказаться. Необходимо положить этому конец. Невозможно предска­зать, каких высот может достичь ребенок, получающий правильное воспитание с момента рождения. Может быть, имеет смысл тщательно проанализировать эти возможно­сти? Благоприятная окружающая обстановка и должное образование наверняка принесут детям благополучие и счастье и дадут свет надежды для будущего человечества».1

В числе содержательно-программных требований — навыки культурного поведения —- аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом и т.д. Эти требования относятся и к физическому развитию, при­обретению культурно-гигиенических навыков. Эстетичес­кое воспитание ребенка невозможно без овладения эле­ментарными нормами поведения. Впоследствии они по­зволят подвести ребенка к более глубоким нравственным переживаниям. Органическое сочетание эстетического и этического наиболее наглядно проявляется в отношении к другим детям, взрослым, к жизни группы, к посильному труду-поручению и т.д.. В дошкольном детстве эстетичес­кое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Начиная с понятных, доступных и простых для ребенка, требования должны постепенно усложняться. Скажем, в младшей груп­пе дети, играя со строительным материалом, расставляют кубики ровно, один к другому. Более старшие расставляют кубики симметрично по форме и цвету, укладывают их аккуратно и красиво. Некоторые отклоняются от симметрии, от показанного, проявляя инициативу и выдумку в сочета­нии линий и красок, и не надо мешать ребенку в этом, пусть творит свой мир, свои формы, свои краски, ибо это — его мир, он видит его таким... Главное — в результате вы­полнения самых простых требований и повторений у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета, пропорций, гармонии, красивого. Ведь для того чтобы на­учиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необхо­димо пройти длинный путь накопления элементарных эс­тетических впечатлений, зрительных и слуховых ощуще­ний, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов, по крупицам собирая умение видеть и ценить красивое вокруг и в себе самом...

Посмотрим, как возможно художественно-эстетическое воспитание детей разных возрастных групп через содер­жание предметно-практической деятельности детского сада (организацию воспитывающей среды).

Для детей от 2 до лет

Игра. Используя сюжетные игрушки, подпевать, под­плясывать, видеть их облик, цвет костюмов; выполнять несложные игровые действия с образными игрушками; строить заборчику, домики, ворота, аккуратно складывая их из кирпичиков и кубиков, используя разные приемы, одета, формы и т.д. В дидактических играх определять высоту звука, силу, тембр, ритм; различать и называть два-три цвета, форму предмета.

Быт. Отвечать на вопросы взрослых, выполнять их указания, приучать здороваться, прощаться, благодарить, учить взаимообщению; соблюдать элементарные правила поведения за столом, учить быть аккуратным, не сорить, не разбрасывать игрушки и т.д.

Труд. Помогать взрослым, поддерживать чистоту и по­рядок, после игры расставлять игрушки по своим местам, отмечать, что так удобно и красиво.

Природа. Наблюдать с детьми изменения погоды: ярко светит солнышко, падают капельки дождя, кружатся сне­жинки, ветер качает деревья; давать цветовую характери­стику объектов природы: небо голубое, трава зеленая, снег белый и т.д., наблюдать за движениями животных, птиц, рыбок в аквариуме и т.д.

Жизнь в группе. Обращать внимание на красочное оформление группы, радоваться празднику; соблюдать про­стейшие правила поведения в коллективе сверстников, вызывать и поддерживать стремление участвовать в со­вместной деятельности, играх.

Занятия по видам художественной деятельности. Слушание песен, инструментальных пьес, стихов, сказок, потешек и т.д.

Художественная самостоятельная деятельность де­тей. Рассматривание иллюстраций в книгах, рисование по собственному желанию, лепка, конструирование, груп­повые занятия вместе с воспитателем (хоровод, пение, чте­ние), слушание художественной литературы, просмотр сце­нок кукольного спектакля и т.д.* поощряя эмоциональ­ные реакции детей на увиденное, услышанное.

Для детей от 3 до 4 лет

Игра. В сюжетных играх использовать знакомые вы­ражения из сказок, стихов, петь и плясать; играя со стро­ительным материалом, расставлять кубики ровно, один к другому, в определенном порядке; раскладывать простей­шие формы из мозаики; замечать их красивые сочетания; различать цвета, форму, звуки (их высоту, силу, тембр); узнавать и подражать голосам животных, воспроизводить их в словесных дидактических и сюжетных играх; орга­низация подвижных игр.

Быт. Учить здороваться, говорить спасибо прощаться, отправляясь домой; внимательно слушать взрослых, не пе­ребивать, обращаясь к взрослому, называть его по имени и отчеству; правильно сидеть за столом, есть аккуратно, пользоваться.ложкой и вилкой; чисто мыть руки; заме­чать непорядок в одежде и с помощью взрослого устранить его; раздеваясь перед сном- и после прогулки, правильно складывать вещи (с помощью воспитателя), одеваться в определенном порядке.

Труд. Помогать взрослым при подготовке к занятиям по рисованию, музыке; убирать игрушки, замечая, что в ком­нате становится чисто и красиво.

Природа. Во время прогулки замечать состояние пого­ды, называть цвет наблюдаемых объектов природы, разли­чать высоту звуков окружающего мира, учить вслуши­ваться и слышать разноголосый живой мир; подражать голосам животных, слушать стихи, песни о природе на прогулке, во время отдыха, складывать узоры из камушков, рисовать на песке, лепить из мокрого песка и т.д.

Жизнь в группе. Учить замечать, что в комнате кра­сиво, чисто, уютно, порядок; побуждать принимать учас­тие в подготовке помещений к празднику, занятиям, ра­доваться красочному оформлению домов, улиц, нарядной одежде людей.

Занятия по видам художественной деятельности. По­буждать проявлять интерес, умение сосредоточиться, рас­сматривая картины, прислушиваясь к звукаммузыки, сти­хам; продолжать учить различать форму и цвет игрушек; обучать петь, танцевать, читать самостоятельно несложные стихотворения, заниматься рисованием, лепкой, учить слу­шать, отвечать на вопросы, относящиеся к содержанию песни, музыкального отрывка, прочитанного стихотворения, сказ­ки, рассказа, рисунку и т.д. Продолжать развивать эмоцио­нальный отклик детей на увиденное, услышанное, прочитанное, учить быть внимательным, радоваться за успехи товарища.

Художественная самостоятельная деятельность и раз­влечения. Самостоятельно или по предложению воспита­теля рассматривать картинки ц рисовать, слушать песни и плясать, играть с музыкальными игрушками; восприни­мать выступления детей старшей группы, участвовать в праз­дничных утренниках и развлечениях.

Для детей от 4до S лет

Игра. Участвуя в играх, придумывать сюжеты, прояв­лять выдумку в использовании различных игрушек и ат­рибутов; уметь аккуратно и красиво одевать кукол, пра­вильно расставлять кухонную и другую мебель; по своему желанию петь, читать, стихи, лепить, рисовать, применяя умения, полученные на художественных занятиях; учить делать различные постройки из строительного материала, учить узнавать и сравнивать основные цвета в дидакти­ческих игрушках, проявлять наблюдательность, различать форму круга, квадрата, треугольника, различать звуки, ха­рактер музыки (колыбельная, плясовая и т.д.), тембр го­лоса, учить подражать голосам животных.

Быт. Продолжать учить здороваться с присутствую­щими, прощаться при уходе из детского сада; говорить «спасибо», обращаясь с просьбой, добавлять «пожалуй­ста»; взрослых называть по имени и отчеству, уметь вни­мательно слушатв другого; за обеденным столом сидеть прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, класть их на место; выходить из-за стола с разрешения воспитателя; следить за своим вне­шним видом; в одежде, обуви не допускать беспорядка, неряшливости, грязи; пользоваться носовым платком, уби­рать его в карман; аккуратно закатывать рукава перед мытьем рук, чисто мыть и вытирать руки; приходя в дет­ский сад, самому убирать в шкафчик свою одежду и обувь, отправляясь на прогулку, самостоятельно одеваться; раз­деваясь в спальне, складывать аккуратно одежду на стул в определенном порядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: