Ритм реальных ударений (ритм пиррихиев и спондеев.).




Чтобы определить наличие данного уровня ритмизации в стихотворении, следует выяснить, есть ли закономерность в расположении пиррихиев и спондеев в стихотворении, то есть находятся ли они во всех стихах на одних и тех же местах или разбросаны по тексту стихотворения без всякой системы. Если неправильные стопы находятся в ряде стихов на одном и том же месте от начала стихотворной строки, это усиливает метрический ритм стихотворения, так как ритмизуются даже нарушения размера! Если же неправильные стопы обнаруживаются в разных стихах каждый раз на новом месте, этого дополнительного ритма не образуется.

Чем же создается ритм в этом случае? Очевидно, он создается закономерным повторением на определенных местах неправильных стоп, содержащих внеметрическое ударение (спондей), либо утративших метрическое ударение (пиррихий ). Единицей ритма здесь становится стопа с необычным звучанием – либо ослабленная потерей ударения (пиррихий), либо, наоборот, чрезмерно усиленная удвоенным ударением (спондей), которая закономерно появляется в определенном месте стиха. Даже если не все стихи в стихотворении имеют на определенном месте пиррихий или спондей, а лишь некоторые (но белее двух), ритм реальных ударений уже начинает ощущаться.

Проверим наличие данного типа ритма в стихотворении А.К. Толстого.

Здесь нам снова понадобится метрическая схема, которую мы составили ранее.

uu | -u | uu| -u

uu | -u | uu| -u

uu | -u | uu| -

uu | -u | uu| -

 

-u | -u | uu| -u

uu | -u | uu| -u

uu | -u | -u| -

-u | -u | -u| -

 

Обратим внимание на то, что в 6-ти стихах из 8-ми пиррихий находится в начале стиха - это его первая стопа, и в 6-ти стихах из 8-ми пиррихий находится в позиции 3-ей стопы. Таким образом, в расположении пиррихиев прослеживается явная закономерность, а это значит, что ритм реальных ударений в данном стихотворении тоже есть.

Поднимаемся на следующую, 7-ю ступень.

 

 

Ритм синтаксический (ритм фраз)

Чтобы выявить данный вид ритма в стихотворении, следует выяснить, совпадает ли в анализируемом стихотворении деление на стихи с делением синтаксическим на фразы, на законченные синтаксические конструкции.

Фраза в стихотворении может охватывать одну строку, две, три и даже четыре. В этом случае соответствующий синтаксический комплекс из 2-х, 3-х или 4-х стихов становится единицей синтаксического ритма. Схематически этот ритм можно обозначить так: 2+2+2+2 и т.д., или: 3+3+3+3 и т.д., или: 4+4+4+4 и т.д. Иногда в стихотворении могут чередоваться синтаксические комплексы, состоящие из элементов разной длины (например, фраза из 2-х стихов сменяется фразой из 1-го стиха). В этом случае единицей ритма становится комплекс из двух разных по длине фраз. Схематически этот ритм можно обозначить так: 2+1+2+1+2+1 и т.д., где цифра обозначает количество стихов, составляющих фразу.

Если же фраза заканчивается не в конце стиха (первого, второго или тетьего), а где-то в середине, о синтаксическом ритме не может быть и речи. В таком стихотворении он отсутствует.

В стихотворении А.К. Толстого, как мы уже выяснили, все 8 стихов представляют собой законченные фразы, значит схема синтаксического ритма в нем будет выглядеть так: I строфа:1+1+1+1; II строфа: 1+1+1+1. Таким образом, и синтаксический уровень ритма здесь рисутствует наряду с ритмом концевых пауз.

Вот мы и поднялись до 10, последней, ступени по лестние ритмов.

Ритм строф

Для работы на этой ступени «лестницы ритмов» нам понадобится разобраться с понятием «строфа».

Строфа – это комплекс стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, объединенных и в смысловом отношении. Строфа обладает интонационно-синтаксической завершенностью (пауза в конце строфы более сильная, чем в конце стихов), а также завершенностью тематической.

 

Ритм данного уровня в стихах выявляется довольно легко, особенно когда мы имеем дело не со звучащим, а с написанным стихом, так как строфы, которые являются на этом уровне единицами ритма, графически выделяются пробелами между одинаковыми комплексами стихов. Однако и в звучащем стихотворении наличие строф достаточно легко устанавливается благодаря вышеперечисленным ее признакам – устойчивой схеме рифмовки и интонационно-синтаксической завершенности.

Таким образом, если стихотворение разбито на строфы, 10-й, последний уровень ритма в нем есть.

Это можно сказать и о стихотворении, ставшем предметом нашего анализа, так как оно состоит из двух комплексов стихов, по всем показателям соответствующих понятию строфы: каждый из них представляет собой четверостишие, имеющее смежную рифмовку, синтаксически завершенное (как I, так и II строфы заканчиваются знаком восклицания) и тематически законченное (в каждой из строф свой набор нравственных требований, предъявляемых поэтом самому себе и читателям).

Таким образом, проверив наличие в стихотворении А.К. Толстого 10-ти разных типовй ритма, мы убедились, что все они использованы поэтом. Здесь нет ни одого, даже самолго малого элемента речи, который бы оказался вне ритмической закономерности.

Однако, далеко не все стихи имеют все рассмотренные уровни ритма. Отсутствие того или иного типа ритма связано прежде всего с авторским замыслом, с содержанием стихотворения. Здесь мы подходим к важной и сложной проблеме о связи ритма как одно из важнейших элементов формы поэтического текста с его содержанием, с эстетической установкой автора. До сих пор мы изучали, пользуясь образным выражением Л.С. Выготского, «анатомию» стихотворной ритмики. Следующим этапом должно стать изучение «физиологии» поэтического ритма, выявление тех «последствий», которые имеет использование (или не использование) поэтом того или иного типа ритма для художественного содержания, для создания худолжественных образов и раскрытия авторских идей.


Литература.

 

Словарь литературоведческих терминов / Сост. Л.И. Тимофеев, С.В.Тураев. М.,1974.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. 4-е изд. М., 2002.

Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970. Гл. 2. Ритм. С. 58-118.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.,1972. Ч.1.

Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха. М., 1997. Книга 1. Метрика и ритмика. Ч.1. Стих и проза. Проблема специфики стихотворной речи; гл. 5. Силлабо-тоническая система стихосложения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: