Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности
|
I. Работа по теме урока.
1. Грамматическая сказка
| – Сейчас я прочитаю вам грамматическую сказку, состоящую из четырех частей. Ваша задача – указать, в каких частях употребляются неопределенные местоимения. (См. Ресурсный материал.)
– Сравните предложения:
1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
2. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.
– Объясните не и ни в выделенных словах.
– В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком – отрицается?
– Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца. (Никто.)
– Местоимения, выражающие отсутствие чего-либо, называются отрицательными.
– Составьте предложения с местоимениями ничто, ничего, нечего.
– Определите разряд местоимений.
– Почему нельзя утверждать, что местоимение нечего имеет форму именительного падежа?
– На с. 79 учебника прочитайте теоретические сведения об отрицательных местоимениях
| Внимательно слушают.
Выполняют задание.
Сравнивают.
Объясняют.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Работают с учебником
| Умеют слушать.
Осуществляют контроль учебных действий, логические операции.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Владеют навыками работы с учебной статьей.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками
|
2. Выполнение
упражнений 462, 463
| Предлагает выполнить упражнения
| Выполняют задания упражнений 462, 463
| Осуществляют контроль
|
3. Работа с таблицей
| – От вопросительных местоимений образуйте относительные, неопределенные и отрицательные. (См. Ресурсный материал.)
| Выполняют задание
| Используют знаково-символические средства для решения практических задач
|
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
| – Что выражают отрицательные местоимения?
– Как они образуются?
– Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа?
Домашнее задание:ознакомиться с теоретическими сведениями на с. 80–81
| Отвечают на вопросы.
Записывают задания, задают уточняющие вопросы
| Формулируют ответы на вопросы.
Принимают и сохраняют учебную задачу
|
Организационная структура уроков 155–156
Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности
|
I. Постановка учебной задачи.
Работа с текстом
| Прочитаем текст (См. Ресурсный материал.)
– Найдите отрицательное местоимение. Назовите тему текста.
– Какова роль отрицательных местоимений в высказывании?
|
Выполняют задания.
Отвечают на вопрос
| Принимают и сохраняют цели и задачи
учебной деятельности
|
II. Работа по теме урока.
1. Работа с теоретическим материалом
| – На с. 80 учебника прочитайте правило и скажите, как нужно записать отрицательные местоимения, употребленные в тексте.
– Просклоняйте по падежам местоимение никто
| Работают с учебником.
Выполняют задание
| Владеют навыками работы с учебной статьей
|
2. Выполнение упражнений 464, 465
| Предлагает выполнить упражнения
| Выполняют задания упражнений 464, 465
| Осуществляют контроль
|
3. Творческий диктант
| – Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения. Запишите словосочетания.
Посоветоваться..., не испугался..., не догадался..., рассчитывать..., идти..., торопить..., не преподнес..., не радовался..., не встретил..., встречаться было..., не слушал..., слушать было..., я не говорил..., разговаривать было...
| Выполняют задание
| Осуществляют контроль учебных действий.
Владеют способами решения задач поисково-творческого характера
|
4. Подготовка к диктанту (упражнения 468, 473) (комментированное письмо)
| На уроке 156 можно провести диктант, целью которого является проверка знаний по теме «Отрицательные местоимения».
Предлагает выполнить упражнения
| Выполняют комментированное письмо
| Осуществляют пла-
нирование и контроль учебных действий
|
5. Диктант (по упражнению 474)
|
| Пишут под диктовку
| Осуществляют контроль
|
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
| – Расскажите все, что вы узнали о правописании отрицательных местоимений.
Домашнее задание:упражнения 469, 470
| Выполняют задание.
Записывают задание, задают уточняющие вопросы
| Принимают и сохраняют учебную задачу
|