Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Объяснение нового материала | Объяснение строится на основе теоретических сведений учебника на с. 91 | Внимательно слушают | Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, учебника |
2. Выполнение упраж- нения 489 (устно) | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задания упражнения устно | Осуществляют контроль |
3. Выполнение упраж- нения 490 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют комментированное письмо | Осуществляют контроль учебных дей- ствий |
4. Орфоэпическая разминка | – Назовите формы именительного падежа местоимений самого и самого. – Рассмотрите таблицу на с. 93. – Поставьте ударения в определительных местоимениях в следующих предложениях: 1) Он был приглашен на завтрак к самому царю. 2) Самому достойному воину была вручена награда. 3) Самой лучшей спортивной команде дадут путевку в г. Сочи. – Составьте предложения с этими местоимениями в родительном падеже | Выполняют задание. Работают по учебнику. Выполняют задания | Используют знаково-символические средства решения учебно-практичес- ких задач. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
5. Выборочный диктант | – Выпишите словосочетания определительное место- имение + существительное. Укажите род, число, падеж местоимений. 1. А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. 2. Ловили в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули. 3. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи, жив!» 4. И вдруг он исчез. Что тут случилось – щука ли его заглотила, рак ли клешней перешиб или сам он своей смертию умер и всплыл на поверхность – свидетелей этому делу не было | Выполняют задания | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:упражнение 492 | Отвечают на вопросы. Дают оценку учебной деятельности. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют самооценку |
Урок 164. Местоимения и другие части речи (с. 94–95)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи:способствовать формированию представления обучающихся о местоимениях, замещающих различные части речи (существительные, прилагательные, числительные), развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |