Организационная структура урока




Морфология. Орфография. Культура речи. Уроки 165 – 200

Урок 165. Морфологический разбор местоимения (с. 95–97)

Тип урока:постановка и решение учебных задач
Педагогические задачи:создать условия для ознакомления обучающихся с порядком морфологического разбора местоимения; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы:отрывок из рассказа М. Зощенко «Аристократка»; задания для самостоятельной работы; цифровой диктант

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Работа по теме урока. 1. Работа с текстом – Прослушайте предложение из рассказа М. Зощенко «Аристократка». Найдите ошибку в употреблении одного из местоимений. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ей фильдекосовые, или мопсик у ей на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место. – В чем заключается ошибка? Исправьте ее. – Объясните прибавление согласной н к местоимению. – Выпишите все местоимения из предложения. Читает предложение второй раз. – Определите падеж местоимений. – Напротив каждого местоимения запишите его начальную форму. – Определите разряд выписанных местоимений. – У личных местоимений укажите лицо. – Определите число и род местоимений, если это возможно. – Сделайте вывод о постоянных и непостоянных признаках местоимений, опираясь на запись Внимательно слушают.   Выполняют задания.   Делают вывод Умеют слушать. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют логические операции. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Извлекают необходимую информацию из различных источников
2. Работа по вариантам Задание: выписать из предложений местоимения, охарактеризовать их как часть речи. 1-й вариант: На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой – внизу сидеть, а Васькин – аж на самой галерке. 2-й вариант: А я говорю хозяину: – Сколько с нас за скушанные три пирожные? – С вас, говорит, за скушанные четыре штуки столько Выполняют задания Осуществляют контроль и оценку учебных действий
3. Цифровой диктант Задача: вычленить отрицательные местоимения и поставить е/и напротив соответствующего номера предложения. 1. Н..какого письма я не получал. 2. Этот человек не ищет н..чьей дружбы. 3. Вернуть книгу было н..кому. 4. Н..чем было написать записку. 5. В саду н..чего не росло. 6. В огороде н..чего было поливать. 7. Н..что не ранит так, как ранит стыд. 8. Даже лучший сокол н..кого не поймает, если не дать взлететь ему Ответ:
               
и и е е и е и и

 

Осуществляют контроль и оценку учебных действий
4. Самостоятельная работа (упражнение 497) Предлагает самостоятельно выполнить упражнение 497 Выполняют самостоятельную работу Осуществляют контроль
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности – Что значит произвести морфологический разбор местоимения? Игра на сообразительность. Учитель называет разряд местоимения, указывает на любого учащегося, а учащийся придумывает пример. Домашнее задание:упражнение 498; подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 97–98) Отвечают на вопрос.     Приводят пример.   Записывают задания, задают уточняющие вопросы Формулируют ответ на вопрос. Принимают и сохраняют учебные задачи

Урок 166. Повторение (с. 97–99)

Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Имя числительное»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы:

Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;

коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Тип урока: рефлексия.

Образовательные ресурсы: карточки.

Сценарий урока

I. Работа по карточкам.

Учитель готовит на каждый ряд карточки (их количество зависит от количества учеников в ряду). Каждый учащийся получает карточку. На выполнение одного задания дается 5 минут, после чего по команде учителя учащиеся передают карточки по часовой стрелке друг другу и выполняют следующее задание. Таким образом, каждый ученик выполняет задания всех карточек.

Карточка 1.

1. Что называется местоимением? Как изменяется местоимение? Какими членами предложения бывает местоимение?

2. Спишите. Определите падеж местоимений.

Познакомиш?ся со мной и увид..шь шар з..мной: пок..жу тебе все страны и моря, и ок..аны. Все его люб..т, а погл..дят (на)него, так каждый морщ..тся.

Карточка 2.

1. Какие местоимения относятся к личным? Как изменяются личные местоимения?

2. Просклоняйте местоимения я, вы, они.

3. Запишите местоимения он (оно) в нужной форме. Определите падеж.

Кто с пользой для Отечества трудит?ся, тот с _______ ле..ко (не)разлучит?ся. Служи так народу, чтобы за __________ в огонь и в воду. В..новатому кажет?ся, что все про ___________ г..в..рят.

Карточка 3.

1. Какие местоимения относятся к вопросительным? А к относительным?

2. Для чего служат относительные местоимения?

3. Спишите. Обозначьте разряд местоимений.

В каком году ты родился? Сколько тебе лет? Какие книги тебе нравятся больше всего? Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу. Посмотрите, какие цветы растут на поляне! Узнайте, кто это так звонко поет в листве дерева.

Карточка 4.

1. Какие местоимения относятся к неопределенным? Как изменяются неопределенные местоимения?

2. Спишите. Обозначьте условия выбора дефисного и раздельного написания в неопределенных местоимениях.

Подготовить (кое)что, сдружиться (с) кем (нибудь), рассердиться из-за чего (то), решить (не) сколько примеров, рассадить (кое) кого (кое) (с) кем, препятствовать (в) чем (либо) кому (нибудь), подыскать (не) которые статьи, присутствовать (на) каком (то) собрании.

Карточка 5.

1. Назовите отрицательные местоимения. Как изменяются отрицательные местоимения?

2. Просклоняйте местоимение никто.

3. Спишите. Раскройте скобки.

(Не) предл..гал (ни) чего (ни) кому, (не) прик..сался (ни) (к) чему, (не) заг..рел (ни) кто, (не) выр..щивал (ни) каких р..стений, (не) касался (ни) чего, (не) ра(с,сс)прашивал (ни) (о) чем, (не) ра..сказывал (ни) (о) ком.

Карточка 6.

1. На что указывают притяжательные местоимения? А указательные?

2. Закончите запись в столбиках:

Мой, …, тот, …,

твой, …, этот, ….

3. Просклоняйте местоимения: наш ( класс ), такой (интерес).

Карточка 7.

1. Какие местоимения относятся к определительным? Как они изменяются?

2. Просклоняйте местоимения всякий, любой.

3. Выпишите только определительные местоимения.

Тот, весь, такой, сам, иной, этот, столько, свой, другой, каждый, наш.

Карточка 8.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполните задания.

Прос..ка. Бел..зна снегов облита солнц..м. По прос..к.. (ни) кто3 (не) езд..л и (не) ходил4. Поперек прос..к.. на снегу парные отп..чатки чьих(то)3 лап. Снег свеж?, следы (не) кажут?ся малыми4. Кто3 переб..жал прос..ку? Это была прыткая белка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: